Разработка занятия «Зиму провожаем, весну встречаем» 3 класс
Открытое занятие по внеурочной деятельности.
3 класс
«Зиму провожаем, весну встречаем»
Тема: «Зиму провожаем, весну встречаем»
Методическая разработка занятия по ФГОС изготовление куклы-оберега «Птица»
Концепция занятия:
Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:
умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.
Цель занятия:
Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно - эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
Задачи:
способствовать –
воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;
бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
развитию эстетического и художественного вкуса;
развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на занятии;
с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД
Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
Развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД
умение выражать свои мысли;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.
Оборудование и материалы:
квадрат цветной х/б ткани (примерно 20 х 20 см),
немного синтепона или ваты для головы и туловища,
цветная нить.
Ход занятия:
Вступительное слово педагога:
Добрый день!
Здравствуйте, дорогие гости! Давно вас жду, поджидаю. Праздник не начинаю! Сегодня мы с вами побываем на страничках народного календаря и окунемся в мир доброй старины.
Ребята, но мы сегодня не одни, у нас сегодня гости из разных школ города и района, они, как и вы любят свой край и хотят больше узнать о его славных традициях и обычаях. В старину гостей встречали с поклоном – значит с радостью, уважением.
В. - Пригласим гостей на наш праздник?
Повернитесь дружно и поклонитесь.
Народный календарь родился много веков назад и является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Год в народном календаре делился на четыре сезона: весну, лето, осень, зиму. В связи с этим русские праздники тоже распадались на четыре цикла: весенние, летние, осенние и зимние. В каждом сезоне есть свои месяцы:
Весенние месяцы – март, апрель, май.
Летние месяцы – июнь, июль, август.
Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.
В. - А какой у нас сейчас месяц? – ответ детей (февраль)
И сегодня у нас в гостях учащаяся 8 класса нашей школы Екатерина Абрамова, она более подробно познакомит нас с последним месяцем зимы, какие знаменательные – православные праздники чтили наши предки в этот месяц.
Абрамова Е. – (демонстрирует народный календарь)
ФЕВРАЛЬ - ЗИМУ ЗАМЫКАЕТ.
Вьюговей и снежень, февраль «замыкает» зиму, а в Древней Руси «замыкал» год, за что звали его межень - календарная межа зимы и весны. Говорят, февраль двуликий месяц - и лютень, и бокогрей: «и медведю в берлоге бок греет", и солнце на лето поворачивает.
Про февраль в народе говорили так –
«Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый».
«Февраль сшибет рог зиме».
«В феврале зима с весной встречается впервой».
«Февраль - сечень — сечет зиму пополам».
Крестьяне уже думают о весне: какой она соберется да, когда настанет. Февральские приметы чаще всего обращены на предугадывание теплого времени года.
«На Ефимия в полдень солнце — будет ранняя весна».
«Пора не дремать — сохи ладить, телеги поправлять».
15 февраля в церковном календаре празднуется Сретение Господне - один из главных православных праздников.
В народе Сретение называли Сустретьев день, от слова «сустретить» - встретить.
«На Сретение зима с весной встретились»,
«На Сретение зима весну встречает, заморозит красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет», - так понимали в простонародье значение праздника. С давних времён этот день считался первой встречей весны. К вечеру детвора выбегала на сугробы закликать солнце:
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни, красное,
До вешней поры!
Проглянет солнце - к тёплой весне, не покажется - ждать холодов.
Учитель продолжает
И продолжают ждать прихода весны, стараются скоротать ещё длинные вечера собираясь в таких горницах как наша – мальчики вьют бечевки для лаптей, поводки для лошадей, мастерят снасти, а девочки прядут, шьют, вяжут, вышивают.
Но не заметно приближается весна, уже надоело слушать завывание вьюг да метелей, все мечтают, что тепло прогонит стужу лютую.
И первой встречею весны:
Зима считай уже в исходе -
Её недели сочтены!
И чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали обряд – заклинание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорей растопить зимний снег.
И вот сегодня мы с вами будем завлекать весну. Для того чтобы позвать и приблизить весну, мы с вами:
изготовим птиц – а они считаются предвестниками весны,
развесим их на ветку дерева,
выполним обряд – заклинание весны.
Птицы из ткани выглядят очень красиво, их прикрепляют на ветки деревьев, а можно просто украсить ими дом.
Для изготовления птицы из ткани понадобится:
квадрат цветной х/б ткани (примерно 20 х 20 см),
немного синтепона или ваты для головы и туловища,
цветная нить.
Технология изготовления птицы
Квадрат складывают по диагонали.
Затем сгибают уголки к середине.
И еще раз.
Полученная фигурка складывается пополам, сгибами внутрь.
Ниткой завязывается кончик – это клюв.
Затем внутрь к клюву вкладывается маленький кусочек ваты или синтепона.
Завязывается нитью – получилась голова.
Затем кладется еще ветошь или вата для туловища. Распрямляем крылышки в стороны.
Эту же нить опускаем до хвоста, перевязываем туловище.
Затем проходим нитью крест-накрест туловище и обматываем каждое крыло.
Птичка готова. (Самостоятельная работа учащихся по технологической карте. Изготовление птиц из ткани)
А сейчас мы с вами развесим их на ветке дерева и закличками, и песнями позовем весну (Игровые действия закликания весны с использованием птиц, выполненных в течение урока).
Заклички:
1 ученик - Благослови, мати, весну заклинати!
Весну заклинати, зиму провожати!2 ученик - Пусть зима уходит впрок!
Весну мы впустим на порог!3 ученик - Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила, холодом измучала!
(Все вместе)
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Сo льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистого.
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатыим,
Со просом, с гречею,
С калиной-малиною,
С чёрной, смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовипкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
Жаворонки, жаворонки, прилетите!
Красну Весну принесите!
Зиму холодну унесите!
Галки, галки, принесите по палке!
Голубочки, голубочки, принесите по клубочку!
Кукушки, кукушки, принесите по мотушке!
Синицы, синицы, принесите по спице!
Канарейки, канарейки, принесите по швейке!
Чечетки, чечетки, принесите по щетке!
Тогда утки, утки, дуйте в дудки!
Синички-сестрички, тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы, воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Вот как дружно мы Весну позвали!
А еще что мы узнали? Правильно!
Мы узнали, как в старину люди жили: как Весну встречали, какие песни ей дарили, как солнышко благодарили, как дружно работали и большие и малые.
А мы с вами сегодня дружно поработали?
А чему научились?
Всякое дело надо делать не только себе на радость, но и другим на погляденье, да чтоб не совестно перед потомками было. Так наши прадеды говорили, так работали и так жить старались!
Спасибо всем за урок!
И еще один из обычаев — печь «жаворонки», вкусные булочки в форме птичек, чтобы отмечать начало весны, и в этом нам помогли девочки из 8 класса. (Восьмиклассницы раздают угощение)
Мой друг, заглянем в старь,Откроем народный календарь!Смотрится отменно,А польза несомненна.Все праздники он знает,И нам напоминает!
И первой встречею весны:
Зима считай уже в исходе -
Её недели сочтены!
Рефлексия
В – Что такое народный календарь?
В – Каким месяцем считается февраль в народном календаре?
В – О каком Великом церковном празднике мы сегодня узнали?
В – Что происходит по народному календарю 15 февраля?
В – Какой обряд мы сегодня с вами совершали на нашем занятии?
В – Для чего мы с вами должны знать обряды?
Сделаем вывод.
Итак, мы узнали:
как в старину люди жили,
как Весну встречали,
какие песни ей дарили,
как солнышко благодарили,
как дружно работали и большие и малые.