Методическая разработка воспитательного мероприятияЭтикет,или просто хорошие манеры


Воспитательное мероприятие
Тема: «Этикет, или просто хорошие манеры»
Форма проведения: Беседа. Цель: ознакомить учащихся с новым предметом, рассказать о системе занятий, убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета.
Оборудование:
- Наглядный материал: Презентация.
План:
I.Организационная часть - 1-2 мин.
II.Сообщение цели - 1 мин.
III.Вводная беседа – 5 мин.
IV.Основная часть - 20 мин.
V.Заключительная часть – 2-3 мин.
Всего (30 мин.)
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой.
II.Сообщение цели.
Ознакомить учащихся с новым предметом, рассказать о системе занятий, убедить учащихся в необходимости изучения основ этикета.
III.Вводная беседа.
Представим, что перед нами два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?
(Если дети выбирают страну Вежливости, то учитель предупреждает, что путь туда лежит через страну, в которой нет никаких правил.)
— Итак, мы попали с вами в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый-самый!», «Мне все нипочем!» Представьте на минуточку, что можно увидеть на улицах этой страны.
(Дети обмениваются мнениями.)
- Хотели бы вы остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?
IV. Основная часть.
А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этика. Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.
Если и вы хотите хоть немного стать добрыми волшебниками, вам непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.
Итак, тема нашего первого занятия «Этикет, или просто хорошие манеры».
Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.
— Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)
Хорошие манеры:
1. Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.
2. Он никогда не сядет за стол раньше старших.
3. У двери он пропустит старшего или девочку.
4. Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.
5. Встает, разговаривая со старшими.
6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:
• если плохая дорога;
• когда спускается по лестнице;
• когда открывает дверь;
• при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;
• когда выходит из транспорта.
Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.
Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20—40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.
Жесты — это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700 тыс. различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств. Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.
Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и др.
Нежелательные жесты:
• бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;
• вертеть пуговицу собеседника;
• барабанить карандашом или линейкой по столу;
• дергать за рукав во время разговора;
• хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;
• болтать ногами, сидя за столом.
Мимика — выражение лица (улыбка, взгляд, смех).
Лучший рисунок лица - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять этот смех на свой счет и очень обидеться. А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.
Пантомима — движения тела (осанка, походка, поза).
— Что пантомима может рассказать о человеке? (Ответы детей.)
Да, пантомима может многое рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.
Практическая часть. Упражнения — игры на развитие мимики, жестов, пантомимики.
Вывод. Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен уметь контролировать себя.
V. Заключительная часть.
В заключение мероприятия подводятся общие итоги. Дети кратко формулируют правила этикета.
Благодарю всех за участие в мероприятии.