Написание разделительных Ь и Ъ.
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
"Зерноградский педагогический колледж"
Технологическая карта
урока русского языка,
проведенного 21.04.16 г. во 2 классе
МБОУСОШ № 21 п. Приречный
студенткой ГБПОУ РО "ЗернПК"
Глушковой Евгенией Александровной
Учитель: А. В. Андреева
____________________
(подпись)
2016
Тема урока: Написание разделительных Ь и Ъ.
Цель: формировать умение писать слова с разделительными ъ и ь.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
проявляет интерес к процессу письма;
обнаруживает настойчивость, терпение;
умение преодолевать трудности.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
учиться задавать вопросы;
умеет организовывать свою работу.
Направленные на достижение предметных результатов:
научатся самостоятельно определять местонахождение в слове разделительных знаков;
находить информацию в орфоэпическом и обратном словарях, анализировать её содержание.
Материалы для учителя:
Учебник;
Карточки.
Материалы для учащихся:
Учебник;
Рабочие тетради.
Ход занятия
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент Организует начало урока. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Организует запись с доски.
- Здравствуйте.
Проверьте свою готовность к уроку.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. - дети здороваются, присаживаются на места.
- проверяют готовность к уроку. Личностные:
Осознание социальной роли обучающегося.
2.Актуализация знаний и мотивация Организует работу над сложными словами.
- На доске:
от дел, отдел.
- Сравните обе записи объясните их написание
- Как различать на письме ъ и ь разделительные знаки.
- Прочитайте шуточный текст Л. Яхнина (упр. 124).
- Объясните написание слов с разделительными знаками.
- Что означает слово «объедало»? Как образовано это слово?
- Произнесите правильно слово «бульон».
- Запишите текст.
- дети сравнивают, объясняют написание, от – предлог и приставка.
- ъ знак с хвостиком, ь знак без хвостика.
- читают текст.
- объедало, съел, угощенья, варенья соленья, бадью, оладьи.
- объедало объедать.
- дети произносят «бульён».
- списывают текс себе в тетради. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
Организует работу над упр. 125.
- Прочитайте текст И. Пивоваровой (упр.125).
- Выпишите слова, родственные слову «Зайчик», столбиком. Форму слова не меняйте.
- Выделите в них корень.
- Выделите суффиксы в этих словах.
- Что означает суффикс – их – ?- Что означает суффикс – ик – ?- Объясните все трудности написания в этом тексте.
- Запишите текс по законам стиха. - читают текст.
- зайцев, зайчиха, зайчик.
- дети выделяют в этих словах корень.
- выделяют суффиксы.
- лицо женского пола.
- лицо мужского пола, уменьшительно – ласкательное значение.
- на порог – пороги, зажег – зажигать, задремала – дремлет, дверью – дверью, цыпочках – чк – чн без ь, свою – свой.- записывают текст. Познавательные: Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.Физминутка - Встаньте, смотрите видео и повторяйте движения. - дети повторяют движения, которые показывает видео. 4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Организует работу с учебником.
- Прочитайте стихотворение Т. Собакина (упр. 126).
- Сколько здесь слов, родственных слову «муравей»?
- Маша насчитала два, а Миша – три. С кем вы согласитесь?
- Является ли фамилия мальчика словом, родственным слову «муравей»?
- Какие слова называются родственными?
- Найдите ещё одну группу родственных слов. Запишите их в строчку, поставив каждое из них в начальную форму.
- Выделите корни. Покажите стрелочкой, какое слово дало жизнь другому слову во 2 группе.
- Какие звуки чередуются в корне?
- Прочитайте подсказку Летучей Мыши. - читают стихотворение.
- ответы детей.
- с Мишей – 3 слова.
- да, является.
- ответы детей.
- 1 группа: Муравьев, муравьишек, муравейник;
2 группа: песок – песочница.
- дети выполняют задание в тетради.
- к и ч.
- читают подсказку. Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата.
5.Этап реализации построенного проекта. Организует работу с учебником.
- Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой.
- Произнесите прежнее и новое слово.
- Расскажите о конечных звуках основы прежнего и нового слов.
- Спишите текст с новым словом, вставив нужные буквы.
- читают двустишие.
- овощ – овод.
- звук [щ'] – мягкий глухой согласный, звук [т] – твёрдый глухой согласный.
- Овод вьётся над быком, бык сердито бьёт хвостом. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
6.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. Организует работу со стихотворением.
- Прочитайте стихотворение.
- Выпишите слова с Ъ, разделяя их для переноса.
- Мы с товарищем вдвоём
Шли на лыжах на под…ём,
А потом с горы спускались,
Раз…езжались и с…езжались,
Об…езжали все пен…ки,
До…езжали до реки.А от речки от…езжали,
Снова к горке под…езжали,
Снова лезли на под…ём,
Чтобы с…ехать вниз потом.
Н. Бетенькова- подъ-ём, разъ-езжались,съезжа-лись, объ-езжали, отъ-езжали, подъ-езжали, подъ-ём, съехать. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
.
7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. На карточках дать задание.
- Задание на карточках на повторение:
Карточка № 1
Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь, а цифрой 2 -слова с ь — показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,
мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.
Карточка № 2
Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.
Образец: (Лиса) лисья нора,
(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,
(медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка, (белка)..................................... шкурка.
- Выполнив задание, сдайте карточки на край стола учителя. - выполняют дети, с трудностями в обучении.
- выполняют дети, имеющие отличные оценки по предмету.
- после выполнения работы все сдали карточки на стол учителя. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации.
8. Этап рефлексии учебной деятельности. Предлагает учащимся оценить свою работу с помощью смайликов. Задает домашнее задание: упр. 127.
- Что нового узнали на уроке?
- Какую роль выполняет Ь в русском языке?
- Какие знаки мы называем разделительными?
- отвечают на вопросы учителя.
- смягчают согласный звук, разделяют согласный и гласный звуки.
- разделительные Ь и Ъ знаки. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.