Разработка урока по русскому языку на тему Правописание разделительных ь и ъ знаков
Предмет: русский язык, повторительно-обобщающий урок. 3 класс.
Учитель: Исхакова Ф.А. МОБУ СОШ №3 г. Баймак
Тема: Повторяем правописание разделительного ъ и ь знаков.
Цель урока: способствовать развитию умения различать разделительные ъ и ь, определять их место в слове, повторить изученные орфограммы.
Предметные результаты. Применяют орфографические правила; контролируют свои действия, проверяют написанное.
Личностные результаты. Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты. Познавательные: осуществляют анализ, сравнение; различают существенное и несущественное. Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Сценарий урока.
Мотивирование к учебной деятельности.
- Рады слышать мы звонок
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
Учитель. Улыбнитесь соседу по парте, протяните ему руку и скажите ему свои пожелания.
- Я желаю тебе…
II. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на доску, схемы и скажите: чем же мы будем заниматься на уроке? (Дети говорят)
К нам в гости пришли загадочные буквы. Отгадайте их.
Звука не обозначаю, перед е, ё, и, ю, я
Я в корне стою, друзья! (Это буква разделительный мягкий знак.)
Было – сели, стало – съели.
Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновен? (Твёрдый знак.)
-Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей.
- Кто может назвать тему урока? (Вспомнить правописание разд. ъ и ь). Слайд1- Сформулируйте цель нашего урока. (Повторить правила написания разделительных ъ и ь знаков, уметь различать их при написании слов)
А моя цель – помочь вам лучше понять и усвоить эти правила правописания.
III. Актуализация знаний.
-А что вы знаете о наших друзьях – мягком и твёрдом знаках? Давайте составим кластер. Слайд 2. Кластер
- не имеют звука, нет заглавной буквы, пишутся после согласных, разделяют гласную от согласной, ъ пишется после приставки, ь - в корне…
IV. Чистописание.
ь еёюяи льёт, пьют, ручьи
ъ еёюя съехал, объявление
- Что интересного увидели?
V. Усвоение знаний и способов действий.
1. Замените словосочетания одним словом, запишите, разберите по составу. (работа на доске)
Снежная буря-……(вьюга)
Мама, папа, дети-……(семья)
Когда улетают лебеди? (осенью)
Лисички, подберёзовик, опята –это какие грибы? (съедобные)
На стройке работает … кран. (подъёмный)
Вход в здание (подъезд)
Растолковать, сделать понятным (объяснить)
Вывод: когда пишется ь, а когда ъ?
а) Составим графическую схему правописания разделительных ъ и ь. Слайд3.
271716565405 согл. е
ь ё
ю
я
и
00 согл. е
ь ё
ю
я
и
6286565405
согл. е
ё
ъ ю
я
00
согл. е
ё
ъ ю
я
306006514605001358265444500697865444500202565444500
б) составление предложений с этими словами.
2. Составление слов с разделительным ъ и ь знаками. Слайд 4.
Вывод: чем различаются разделительный ь и ъ знаки?
3. Упр.1, стр. 60 –учебник. (Устно, коллективно)
Вывод: С кем ты согласишься? Почему? Какое правило не знает Алёша?
4. Работа в парах. Найди и подчеркни лишнее слово.
Лист…я, обез...яна, об…езд, мурав…и.
Под…езд, с…езд, в…юга, под…ём.
Б…ют, в…ют, ш…ют, в…езд.
Вывод: Как определили лишнее слово? Что нужно сделать для определения лишнего слова?
Физминутка.
5. Упр.1, стр. 19 –рабочая тетрадь. (Самост., индивид.)
- какие были затруднения? -Раз, два, три, четыре, Начинается игра. Мы теперь не просто дети, Мы теперь – учителя.
- взаимопроверка, оценивание.
- I вариант прочитает слова с ъ, II в – с ь.
Вывод: когда пишем ъ, а когда ь?
6. Выборочный диктант «Слова заблудились» Слайд 5.- Записать в тетрадях слова в два столбика, доказывая свой выбор буквы, дописать в каждый столбик по своему примеру.
- ъ - - ь –
-самопроверка, оценивание
Вывод: Какие слова вы не записали. Почему? Когда между приставкой и корнем не пишется ъ? (если приставка оканчивается на гласную букву).
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1. Игра «Найди лишнее слово». Слайд 6.
2. Работа в группах.
Перед вами лежат карточки. Вам надо составить слова с данными приставками.
Об- Об -
В- С - В - С -
- ех - - езд –
Под - По - Под - По -
От - От –
- Какое слово «лишнее»? Почему?
Вывод: Что объединяет все остальные, записанные вами, слова? (Во всех пишется разделительный ъ, это однокоренные слова)
3. Работа по картинке «Осенний лес». Слайд 7.
- найдите слова по картинке на ъ и ь; (осенью, листья. деревья, съедобные грибы, Дарья, Илья, семья, друзья, объяснил, подъехал, съест, муравьи, воскресенье, счастье…)
- составьте маленький рассказ;
- воспитательная беседа «Красива и богата наша республика»
4. Самостоятельная работа по карточке (индивид)
Заполни таблицу, в нужной колонке поставьте знак «+».
Разделительный
Мягкий знак Твёрдый знак
Руж ... ё Раз ...яснитьТат … янаПод … ёмЗдоров … е Обез… янаОб … единение С …едобныйЗа…ехал VII. Рефлексия учебной деятельности.
1.Сегодня на уроке …
2. Я научился …
3. Мне больше всего понравилось…
Самооценка собственной деятельности смайликами.
VIII. Домашнее задание. (На карточках разноуровневые по выбору)