Урок-практикум Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (9 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Урок-практикум: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
ФИО (полностью)
Басанова Людмила Николаевна
Место работы
МОУ «ГСОШ №1 им.Г.Лазарева»
Должность
Учитель русского языка и литературы
Предмет
Русский язык
Класс
9
Тема и номер урока в теме
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Четвёртый урок .
Базовый учебник
С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык 9 класс. Москва «Просвещение» 2010 год.
Цель урока: повторение и систематизация знаний учащихся о бессоюзных сложных предложениях и знаках препинания в них, совершенствование пунктуационных навыков
Задачи:
- обучающие: формировать умение постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, совершенствовать пунктуационные навыки;
-развивающие: вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; стимулировать учащихся к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, умения аргументировать, доказывать, развивать умения применять полученные знания на практике.
-воспитательные: воспитывать личность социально значимую; помочь ученику раскрыть индивидуальные способности; формировать эстетическое отношение к жизни.
Тип урока: обобщающий урок по теме с использованием электронных образовательных ресурсов.
11 Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, самопроверка, коллективная работа по таблице, самостоятельная письменная работа.
12 Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
13 Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
Организационный момент.
-
Приветствие, создание рабочей обстановки
Запись даты, темы урока.
1 минута
2
Проверка домашнего задания. (На. дом было задано упражнение на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым»
-
Оценивает правильность выполнения.
- В каких ещё предложениях возможна постановка тире?
Индивидуальная работа.
Учащиеся приводят примеры простых предложений, в которых ставится тире.
(Кончил дело-гуляй смело. Три – нечётное число.Волков бояться-в лес не ходить. Наша цель – получить знания. За двумя зайцами погонишься-ни одного не поймаешь и другие.)
-
В сложных бессоюзных.
5 минут
3
Определение целей и задач темы урока
-
– Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и подошли к наиболее трудным заданиям, которые касаются постановки ЗП в БСП, так как в них, кроме запятых и тире, встречается ещё двоеточие и точка с запятой, а также должны выяснить роль этих конструкций в художественной речи. Разнообразие смысловых отношений между частями в БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин.
- Давайте вспомним, в каких случаях и при каких условиях мы используем различные знаки препинания между частями бессоюзных предложений. В этом нам поможет таблица.
восприятие
1 минута
4
Создание проблемной ситуации
Таблица «Сложные бессоюзные предложения»
Демонстрирует интерактивную таблицу.
-Рассмотрите таблицу. Как вы думаете, почему в таблице три блока предложений?
-Какие отношения связывают части предложений?
- Какие знаки препинания используются в этих предложениях?
Давайте проверим.
-Перестройте эти предложения в союзные. Какие предложения получатся?
- Все ли знаки препинания, возможные в бессоюзных предложениях проиллюстрированы в таблице? Давайте запишем предложение в тетрадь, расставим знаки препинания.
-Когда в предложении ставится точка с запятой?
Совместная работа (беседа)
-По количеству отношений между частями сложного предложения.
1)последовательность и одновременность событий;
2)противопоставление, время, условие, следствие;
3)причина, пояснение, дополнение.
Рассказывают о постановке ЗП.
Работают по таблице.
Перестраивают их в союзные. Получатся предложения сложносочинённые и сложноподчинённые.
-Нет. Здесь нет примера постановки точки с запятой. Записывают в тетрадь предложение, расставляют знаки препинания и объясняют их постановку.(Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от неё тянулась через неподвижные поля.)
- Точка с запятой ставится тогда, когда простые предложения, входящие в сложные бессоюзные, уже распространены.
До 10
минут
5
Повторение теоретического материала
Учебный словарь
V°-Давайте обратимся к теоретическому материалу и рассмотрим конструкции бессоюзных предложений и знаки препинания в них. Демонстрация материала
Анализ примеров
3 минуты
6
Закрепление материала,
тренировочные упражнения
Тест «Знаки препинания в сл.бессоюз.предл.»
Тест «Сложное бессоюз.предл.»
Демонстрация материала
- Поставьте знак препинания в предложении, проверьте.(5 предложений)
- Определите значение предложения, выберите знак препинания, постройте схему.
Выполнение заданий.
В предложенных предложениях расставляют знаки препинания, проверяют.
- Учащиеся выбирают знак препинания, строят схемы предложений, проверяют.
До 5 минут
7
Проверка знаний, умений, закрепление пунктуационных навыков. (диктант с дополнительным заданием)
-
Диктует отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Лес и степь». Текст прилагается. Приложение №2.
-Запишите текст.
-Найдите бессоюзные предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте знаки препинания, постройте схему третьего предложения, сделайте его характеристику.
Записывают под диктовку текст, самостоятельно расставляют ЗП, выполняют дополнительные задания.
До 15 минут
8
Итоги урока.
Оценивание
-
По окончании самостоятельной работы, учитель задаёт вопросы:
- Какую роль играют бессоюзные предложения в связном тексте?
-Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать с помощью бессоюзных сложных предложений?
– Сегодня на уроке в ходе работы мы увидели, каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями.
-Динамичность действия, создание цельной картины из отдельных деталей.
-Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью, а отсутствие союзов компенсируется интонацией.
– Зная эти свойства, художники слова разнообразно, интересно используют их при создании своих произведений.
4 минуты
9
Домашнее задание (дифференцированное)
-
- Написать сочинение-миниатюру, используя бессоюзные предложения на тему «Зимняя прогулка»» (для сильных учеников) или выписать из художественной литературы 5-6 бессоюзных предложений (для слабых учеников).
Записывают домашнее задание.
1 минута
Приложение к плану-конспекту урока
Урок-практикум: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Интерактивная таблица "Сложные бессоюзные предложения" (N 110840)
Локальный автономный
Интерактивная таблица
таблица
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебный словарь "Сложные бессоюзные предложения" (N 110598)
Локальный автономный текст
текст
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тест "Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении" (N 110182)
Локальный автономный
Электронное задание
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тест "Сложное бессоюзное предложение" (N 110805)
Локальный автономный Электронное задание
тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение к плану-конспекту урока №2.
Текст для диктанта.
И как же хорош лес поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся, длинные нити блестят на побледневшей траве. Всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шума
15