Программа Семья и школа по работе с семьями обучающихся
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Глядянская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» . «Утверждаю».
Директор МКОУ «Глядянская СОШ»
,
ПРОГРАММА
«СЕМЬЯ И ШКОЛА»
по работе с семьями
обучающихся 1-11 классов
Срок реализации 3 года
Автор-составитель: Власова С.В.
Научный консультант: Трунова О.А.
с.Глядянское,2013 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы «Семья и школа»
Участники программы Обучающиеся, родители, педагоги, социальное окружение
Тип программы Целевая программа
Направленность программы Социально-педагогическая
Продолжительность реализации программы 3 года
Возраст воспитанников 7 - 17 лет
Область реализации программы Воспитание
Цель Создание единой воспитывающей среды для взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности обучающихся.
Методы освоения содержания программы Творческий, поисковый, исследовательский, проектный
Формы организации деятельности участников воспитательного процесса Индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная, фронтальная
Срок реализации 2013 – 2016 годы.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………..4
Актуальность программы ……………………4
Цели и задачи программы…………………..6
Предполагаемые результаты ………………..7
СОДЕРЖАНИЕ…………………………………….12
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ……………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………...23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.
Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 44, 45 № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012г. Федеральный закон № 124 от 24.07.1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности определяют семью, как одну из базовых национальных ценностей.
Рыночные отношения логично вывели формулу: воспитывать должен тот, кто получает за это заработную плату, то есть учителя, школа. Неслучайно, большая часть родителей, занятая добыванием денег, а зачастую просто выживанием, совершенно не интересуется школьными делами и проблемами своих детей, не участвует в их воспитании. Особенно остро пессимизм родителей и потребительское отношение к школе ощущается на селе.
Но времена не выбирают, и дети не виноваты, что вынуждены жить в эпоху перемен. Их детство и будущее должны быть счастливыми. Для этого семье и школе обязательно нужно объединить свои усилия, добиться взаимопонимания, самый короткий и верный путь к которому - совместная деятельность. Ничто так не сближает, как общее дело.
Творческое сотрудничество не только привлекает семью к осознанному и активному участию в образовательном процессе, но и способствует укреплению самой семьи, так как общее дело позволяет объединить младшие и старшие поколения внутри семьи: мам, пап, бабушек и дедушек, возродить традиционные русские семейные ценности. Таким образом, совместные творческие, исследовательские, социально-значимые дела дают возможность школе воздействовать не только на ребенка, но через него и на саму семью. Ребенок становится своеобразным воспитателем своих родителей, хотя и не всегда осознает это. Он – связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества. В этом воздействии на семью через ребенка и заключается особенность нашей программы.
Еще одна проблема во взаимоотношениях школы и семьи обусловлена нехваткой информации для родителей, связанной, в первую очередь, с новым содержанием образования. Новое содержание образования и новые технологии обучения, плохо знакомые родителям обучающихся, а главное, не пропущенные ими в свое время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряженность в отношениях со школой. Суть этих напряжений – тревога родителей за успешность учебной деятельности детей и рост недоверия к школе. Данная программа сможет помочь родителям повысить свою педагогическую культуру, а учителям – расширить круг взаимодействия с родителями. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.
Таким образом, активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагогов, а требованием времени. В этомзаключается актуальность программы.
Программа рассчитана на 3 года и охватывает обучающихся 1-11 классов и их родителей.
Цель программы:
Создание единой воспитывающей среды для взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности обучающихся.
Задачи программы:
1.Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей.
2.Ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, организуемого школой.
3.Активизировать участие родителей в совместной проектно-исследовательской, социально-значимой, творческой, досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности.
4.Воспитывать у обучающихся ценностное отношения к семье.
5.Установить доверительные и партнерские отношения школы с родителями
Предполагаемые результаты:
Повышение психолого-педагогической культуры родителей
Вовлечение родителей в различные виды деятельности школы. Участие родителей в управлении школой
Повышение воспитательной функции семьи.
Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Сформированность положительного отношения к школе.
Общая заинтересованность педагогов и родителей в организации педагогической среды вокруг каждого ребенка.
Критерии Показатели Методики изучения
Родители
1.Уровень
педагогичес-кой компетентности родителей
Количество родителей, ознакомившихся с новым содержанием образования,
с документами федерального, регионального, муниципального уровня в рамках семейного воспитания
2013-2014гг.
2014-2015гг. 2015-2016гг.
20%
50% 70%
Анкетирование.
Беседы.
Тестирование.
Обсуждение педагогических ситуаций.Психолого-педагогическое консультирова-ние.Тренинги, практикумы
2. Уровень активности родителей Доля родителей,
участвующих 2013-
2014гг
2014-2015гг 2015-2016гг
в
управлении школой 5% 10% 15%
в общешкольных мероприятиях 20% 50% 70%
в социально-значимых делах
10% 30% 60%
посещающих уроки
3% 8% 15%
посещающих родительские собрания
50% 70% 80%
Наблюдение.
Отчеты классных руководителейБеседы с родителями.
3.Уровень удовлетворен
ности родителей результатами работы школы
Доля родителей, удовлетворенных работой школы 2013-
2014г
2014-2015г 2015-2016г Анкетирование и тестирование родителей.
(Приложение 11,12)Наблюдение.Беседы с родителями.Обсуждение педагогических ситуаций.
Высокий уровень удовлетворенности 20% 40% 60% средний уровень удовлетворенности 40% 40% 30% низкий уровень удовлетворенности
40% 20% 10% 4.Уровень обобщения положительного опыта семейного воспитания Удельный вес численности родителей, обладающих: 2013-
2014г
2014-2015
2015-2016
традициями
семьи 20% 30% 60% позитивным отношением к созданию и сохранению семьи 30% 50% 90% участвующих в социально-значимой деятельности 20% 50% 80% Обучающиеся
1.Уровень сформированности
у обучающихся законопослушного поведения
Удельный вес численности обучающихся2013-
2014г
2014-2015г 2015-2016г Отчеты классных руководителей
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Пропуски уроков без уважительной причины 20% 10% 0% Совершение проступков и правонарушений 20% 10% 0% Успеваемость 95% 98% 100% 2. Уровень сформированности
у обучающихся
ценностного отношения к семье Удельный вес численности обучающихся, обладающих:
2013-
2014г
2014-2015г 2015-2016г Отчеты классных руководителей,
формирование «Музея семейных традиций», результаты творческих конкурсов, анкетирование, тестирование (Приложение 7),
практикумы
знанием традиций
семьи 20%
40% 60%
знанием своей
родословной 10%
30%
50%
позитивным отношением к созданию и сохранению семьи 50% 70% 90% участвующих в
исследовательских работах30%
40%
60%
участвующих в семейных
конкурсах5% 15% 25% участвующих в соцально-значимой деятельности 60% 80% 100% СОДЕРЖАНИЕ
Программа состоит из 3 блоков:
1 блок - «Познаем семью» предполагает знакомство с семьей, изучение условий семейного воспитания, образовательных возможностей семьи.
2 блок – «Обучаем семью» предполагает просвещение родителей по проблеме модернизации образования, так как этот вопрос является самым востребованным родителями в настоящее время.
3 блок. «Сотрудничаем с семьей» является основным в программе и подробно освещает совместную деятельность семьи и школы
по направлениям: Воспитываем вместе. Работа с проблемными семьями. Работа с семьей в системе ДОД. Школа психологических знаний. Работа с социумом.
Этапы реализации программы:
1. Сентябрь-октябрь 2013 г. Подготовительный этап:
«Познаем семью»: изучение условий семейного воспитания, образовательных возможностей семьи.
2. Ноябрь 2013 -май 2016 г. Деятельностный этап: «Обучаем семью», «Сотрудничаем с семьей».
проведение мероприятий по основным направлениям деятельности:
1.Воспитываем вместе.
2. Работа с проблемными семьями.
3.Работа с семьей в системе ДОД.
4.Школа психологических знаний.
5. Работа с социумом
3. Июнь-август 2016 г. Диагностический этап: Подведение итогов реализации программы.
Подготовительный этап программы реализуется через беседы, наблюдения, посещения квартир, анкетирование, тестирование, тренинги, практикумы, консультирование. Основной этап программы реализуется через занятия родительского всеобуча, классные часы, встречи с интересными людьми, конкурсы, акции, презентации, выставки; проектную, исследовательскую, социально-значимую деятельность. Мероприятия по реализации программы
№ п\пМероприятие Срок Ответственный
2013 – 2014 уч.год
1.
2.
3.
4.
Привлечение родителей к организации и проведению «Дня Знаний».
Оформление стенда «Родителям на заметку».
Создание банка данных семейного социума.
Родительская конференция. сентябрь Зам.др. по ВР, педагог- организатор
Социальный педагог
Социальный педагог, кл. руководители
Директор ОУ
5.
6.
7.
8
9. Групповые консультации родителей первоклассников по результатам диагностики познавательной сферы, УУД.
Индивидуальные консультации.
Родительское собрание.
Заседание Совета школы.
Акция «Протяни руку помощи» октябрь Педагог-психолог
Педагог-психолог
Кл.руководители
Директор ОУ, председатель Совета ОУ
Социальный педагог, педагог-организатор
10
11
12 Привлечение родительской общественности к организации и проведению месячника « Мы – за здоровый образ жизни».
День Матери. Выпуск стенгазеты
Индивидуальные консультации.
ноябрь Администрация
Кл.руководитель, учитель ИЗО
Педагог-психолог, социальный педагог.
13
14
15
Родительский всеобуч
Организация и проведение новогодних праздников «Зимняя сказка»
Организация новогодних подарков и поздравлений.
Декабрь, март Администрация
Социальный педагог
Зам.др. по ВР, педагог- организатор
Кл.руководители
16
17
18
Корректировка банка данных семейного социума.
Индивидуальные консультации.
Заседание Совета школы.
Январь Социальный педагог
Педагог-психолог, социальный педагог.
Директор ОУ, председатель Совета ОУ
19
Семинар-практикум « Что нужно знать о поручении и как его выполнять» Апрель Педагог-психолог, социальный педагог
20
21 Привлечение родительской общественности к организации и проведению Международного дня Защитника Отечества
Месячник Оборонно-массовой работы. февраль Зам. дир. по ВР, кл. руководители
Администрация
22
23.
24. Привлечение родительской общественности к организации и проведению Международного женского дня.
Беседа с родителями и сдаче ЕГЭ,
Г ИА.
Заседание Совета школы.
Неделя профориентации- экскурсии на предприятия села. март Администрация, кл.руководителиАдминистрация, кл.руководителиДиректор ОУ, председатель Совета ОУ
25
26
27 Вечер встречи выпускников
Заседание оргкомитета по подготовке «Последнего звонка».
Индивидуальные консультации.
апрель Администрация
Зам. дир. по ВР, кл. руководители
Педагог-психолог, социальный педагог
28
29
30
31 Моя родословная ( 5 кл.)
Привлечение родителей к организации и проведению «Последнего звонка», «Выпускного бала», праздника « Прощание с начальной школой»
Родительское собрание
Летняя оздоровительная кампания.
Соревнование « Папа, мама, я – спортивная семья»
май Кл.руководитель, педагог-организатор
Зам.дир. по ВР, кл. руководители
Кл.руководителиЗам.дир. по ВР, социальный педагог, кл. руководители
Учителя физкультуры
32 Рейд « Режим дня» В теч.годаАдминистрация
2014 – 2015уч.год
1
2
3
4 Привлечение родителей к организации и проведению «Дня Знаний».
Оформление стенда «Родителям на заметку».
Создание банка данных семейного социума.
Родительская конференция сентябрь Зам.др. по ВР, педагог- организатор
Социальный педагог
Социальный педагог, кл. руководители
Директор ОУ
5
6
7 Открытые уроки для родителей первоклассников
Утренник « Мои первые каникулы» (1 кл)
Акция « Доброе сердце» октябрь Администрация, учителя нач.классовСоциальный педагог, педагог-организатор
8 Праздничное мероприятие ко Дню Матери «Ласковые мамины руки» Ноябрь Кл.руководители9
10 Родительский всеобуч
Организация и проведение новогодних праздников « Вальс снежинок»
Декабрь, март Администрация
Зам.др. по ВР, педагог- организатор
11
12 Корректировка банка данных семейного социума.
Практикум « Как выполнять домашнее задание?» Январь Социальный педагог
Педагог-психолог
13 Месячник Оборонно-массовой работы. Февраль Администрация
14
15
16
17
Привлечение родительской общественности к организации и проведению Международного женского дня.
«Праздник семейного пирога» (нач.школа)
Беседа с родителями и сдаче ЕГЭ,
Г ИА
Заседание Совета ОУ
Неделя профориентации – экскурсии на предприятия села Март Администрация, кл.руководительУчителя нач.школыАдминистрация
18
19 Вечер встречи выпускников
Встречи со специалистами « В мире разных профессий»
апрель Администрация
20
21
22 Моя родословная ( 5 кл.)
Привлечение родителей к организации и проведению «Последнего звонка», «Выпускного бала», « Прощание с начальной школы»
Летняя оздоровительная кампания.
Соревнование « Папа, мама, я – спортивная семья»
май Кл.руководитель, педагог-организатор
Зам.дир. по ВР, кл. руководители
Зам.дир. по ВР, социальный педагог, кл. руководители
23 Рейд « Подросток» В теч.годаАдминистрация
2015 – 2016уч.год
1
2
3
4 Привлечение родителей к организации и проведению «Дня Знаний».
Оформление стенда «Родителям на заметку».
Создание банка данных семейного социума.
Родительская конференция сентябрь Зам. др. по ВР, педагог- организатор
Социальный педагог
Социальный педагог, кл. руководители
Директор ОУ
5
6
7 Открытые уроки для родителей первоклассников
Утренник « Мои первые каникулы» (1 кл)
Акция « Доброе сердце» октябрь Администрация, учителя нач.классовСоциальный педагог, педагог-организатор
8 Праздничное мероприятие ко Дню Матери «Ласковые мамины руки» Ноябрь Кл.руководители9
10 Родительский всеобуч
Организация и проведение новогодних праздников
Декабрь, март Администрация
Зам.др. по ВР, педагог- организатор
11
12 Корректировка банка данных семейного социума.
Практикум « Как выполнять домашнее задание?» Январь Социальный педагог
Педагог-психолог
13 Месячник Оборонно-массовой работы. Февраль Администрация
14
15
16
17
Привлечение родительской общественности к организации и проведению Международного женского дня.
«Праздник семейного пирога» (нач.школа)
Беседа с родителями и сдаче ЕГЭ,
Г ИА
Заседание Совета ОУ
Неделя профориентации – экскурсии на предприятия села Март Администрация, кл.руководительУчителя нач.школыАдминистрация
18
19 Вечер встречи выпускников
Встречи со специалистами « В мире разных профессий»
апрель Администрация
20
21
22 Моя родословная ( 5 кл.)
Привлечение родителей к организации и проведению «Последнего звонка», «Выпускного бала», « Прощание с начальной школы»
Летняя оздоровительная кампания.
Соревнование « Папа, мама, я – спортивная семья»
май Кл.руководитель, педагог-организатор
Зам.дир. по ВР, кл. руководители
Зам.дир. по ВР, социальный педагог, кл. руководители
23 Рейд « Подросток» В теч.годаАдминистрация
Список литературы
Анисимов И. В. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях // Социальные проблемы сиротства / Отв. ред. И. Ф. Дементьева. – М., 1992. – С. 34 - 42.
Антонов А. Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. – 1998. – № 3 - 4. – С. 52 - 68.
Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). – М.,1998. – 360с.
Антонян Ю. М., Саличев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. – М.,1983.
Ачильдиева Е. Ф. Семья и насилие над детьми: знаете ли вы, о чем идет речь?// Материнство. – Январь. – 1997. – С. 20 - 22.
Бреева Е. Б. Дети в современном обществе. – М.,1999. – 216 с.
Васильева Э. П. Свобода, принуждение и насилие в отношениях ребенок – взрослый. Реферат работы Э. Мушиньска: Свобода, принуждение и насилие в отношениях ребенок – взрослый // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература Сер. II. Социология: РЖ. / РАН ИНИОН. – М., 2000. – № 3. – С. 129 - 135.
Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. – М., 2000.
Дементьева И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – Сер. Семья и воспитание. – М., 2000. – 48 с.
Заводилкина О. В., Араканцева Т. А. Диагностика внутрисемейной ситуации как возможный путь предупреждения социального сиротства // Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей - сирот. М., 17-19 октября. – М., 1995. – С. 44 - 47.
Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // СОЦИС. – 1995. – № 7. – С. 93 - 99.
Иванова Н. П. Проблемы социального сиротства // Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. М., 17-19 октября. – М., 1995. – С. 210 - 220.
Кон И. С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). – М., 1988. – 270 с.
Проблема социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей / Под ред. В.И. Брутман. – М., 1994. – 380 с.
Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1999. – 432 с.
Ясная Л. В. Проблемы семей с больными детьми по материалам зарубежных исследований // Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: Сб. статей / Под.ред. Е. Ф. Ачильдиевой. – М., 1997. – С. 11 - 23.