«Через игру — к правовому воспитанию»
«Через игру – к правовому воспитанию»
Ф.И.О.
педагога
Журавлева Ирина Николаевна
Место работы
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Сказка» пгт Нижнеивкино Куменского района Кировской области
Должность
воспитатель
Педагогический стаж
9 лет
Категория
вторая
Название занятия
Игра-путешествие «Права ребёнка»
Конспект занятия по правовому воспитанию
в подготовительной к школе группе.
Вид занятия: закрепление изученного материала
Тип занятия: комбинированный
Тема: «Права ребенка» (игра-путешествие)
Возраст детей: 6-7 лет
Способ организации на занятии: с подгруппой из 12 человек.
Предварительная работа с детьми:
Цикл занятий по ознакомлению детей с правами ребенка.Чтение художественной литературы. Беседы: «Что такое право?», «Дети и взрослые», «Что такое хорошо, что такое плохо», и др. Разучивание стихотворений, пословиц о семье, Родине, детях. Рисование на тему «Моя семья», и др.
Организация фотовыставки « Папины дочки, мамины сыночки»
Разучивание песен «Чему учат в школе», «Ты, да я, да мы с тобой»
Познакомили со словами: Конвенция, права ребенка.
Наглядный дидактический материал:
а) демонстрационный дидактический материал:
путеводные листы, нарисованный ручеек.
б) раздаточный дидактический материал: обручи, игрушки.
памятки «Мы имеем право», зеркальца, шаблоны для рисования человека, цветные карандаши, лист ватмана.
Словарь новых слов: индивидуальность
Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Закрепить знание детей о Декларации прав ребенка.
Задачи.
Обучающие:
1.Уточнить и обобщить знания детей об их гражданских правах.
2.Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей.
Развивающие:
1.Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение.
2.Развивать коммуникативные навыки при работе в группе.
3.Развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
1.Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
2.Воспитывать дружеское, толерантное отношение друг к другу, воспитывать аккуратность.
3.Воспитывать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] детьми нравственных качеств и поступков.
Участники: Родители (ведущие станций), дети, воспитатель.
Основные части занятия:
1. Организационный момент.
2.Основная часть (путешествие по станциям)
3.Рефлексия занятия.
Ход занятия
Дети входят в зал, останавливаются полукругом около воспитателя.
1. Организационный момент.
Приветствие – дети по кругу обращаются друг к другу.
Скажем "Здравствуйте" руками! Скажем "Здравствуйте" глазами! Скажем "Здравствуйте" мы ртом – Станем радостно кругом
Воспитатель:
Права есть у взрослого и у ребенка: Играть и учиться, мечтать и трудиться. Помочь старику и погладить котенка, И чистой водой на рассвете умыться. Ребенок имеет право на счастье, А так же в доме укрыться в ненастье. Дети имеют право гулять, И воздухом чистым всей грудью дышать. Все дети в школе учиться должны, Ведь знания всем им очень нужны. Ребята должны быть красивыми, Веселыми, сильными и счастливыми. Знать должны на всей планете Это взрослые и дети.
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. В конце пути вас ждет подарок. Но чтобы его получить, нужно посетить 4 станции. На каждой из них есть определенные задания. Справившись с ними, вы продолжаете свое путешествие. Готовы проверить свои знания?
Дети: Да!
Воспитатель: У нас есть путеводный лист (приложение №1), в котором указан путь следования. Удачи!
2.Основная часть (путешествие по станциям)
Станция «Игровая»
Детей встречает мышонок Пик.
Пик: Какой чудесный день,
Играть совсем не лень,
Какой чудесный я,
И вся моя игра!
Здравствуйте, ребята! Поиграете со мной?
Дети: Да!
Эй, ребята, встаньте в круг! (Дети встают в круг) Вот как много стало рук! (Руки вперёд тыльной стороной кверху) Чьи же руки, подскажите (Дети называют свои имена ) И ладошки покажите. (Переворачивают ладошки кверху) А теперь за руки взялись (Берутся за руки и бегут по кругу) И по кругу пробежались. Сделали поуже круг, (Все дети соединяют руки над головой) Крышу сделали из рук. Получился дом имён. (Взявшись за руки, делают круг шире) В этом доме мы живём. (Руки кверху)
Пик: О каком праве мы вспомнили в этой игре?
(Статья 7 «Имя и гражданство» Каждый ребенок имеет право на имя )
Игра «Прогулка по ручью».
Ход игры: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий , то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.
Пик подводит итог, вспоминают право детей на отдых, учиться совместному отдыху.
(Статья 31 «Отдых, досуг и культурная жизнь» Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.)
Игра «Спасатели».
Цель игры: закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.
Ход игры: 1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.
2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.
3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.
4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.
В конце игры Пик озвучивает следующее право - право на жизнь.
(Статья 6 «Право на жизнь, выживание и развитие» Каждый ребенок имеет право на жизнь)
Пик: Даже в игре мы имеем права,
Что в догонялках, что в играх в слова.
Знать все права мы должны наизусть,
Чтобы продолжить свой жизненный путь.
Их нарушать ты не давай,
Конвенцию о правах ребенка
Сразу смело открывай.
Нужный пунктик разыщи,
Обидчику ошибку его разъясни!
Станция «Песенная»
Детей встречает Королева песен
Королева песен: Здравствуйте, ребята! Я Королева песен! Вы любите петь?
Дети : Да!
Королева песен :
Не умею быть один!
Не желаю быть один!
Много есть на то причин:
Хором ты споёшь один?
Строем ты пройдёшь один?
Поглядим!
Ребята, сейчас мы с вами споем песню, а потом вы скажите о каком праве идет речь.
Дети исполняют куплет песни «Чему учат в школе» и рассказывают, о каком она праве .
(Статья 28 «Образование» Каждый ребенок имеет право на образование)
Королева песен: Очень грустно одному
Даже веселиться
И невкусно одному.
Есть две груши. Потому.
Потому что, потому
Не с кем поделитьсяДети исполняют куплет песни «Ты, да я, да мы с тобой» и рассказывают, о каком праве говорится в ней.)
(Статья 15 «Свобода Ассоциации» Дети имеют право встречаться и объединяться в группы...)
Королева песен :
Береги своих друзей!
Если друг с тобою –
Значит, вдвое ты сильней,
И смелее втрое.
Станция «Сказочная»
Детей встречает Буратино.
Буратино : Заходите, заходите,
Мне скорее помогите.
В сказках много нарушений,
Так что кругом голова,
Какие нарушены права?
Вопросы:
1. Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?
Сказка «Снежная королева»
Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.
(Статья 9 «Разлучение с родителями» Ребенок не должен разлучаться со своими родителями)
2.Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?
Права поросят нарушает волк.
Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом
(Статья 16 «Защита права на личную жизнь» Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом ...)
3.Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?
(Статья 31 «Отдых, досуг и культурная жизнь» Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.)
4.Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был грамотным. О каком праве идет речь?
(Статья 28 «Образование» Каждый ребенок имеет право на образование.)
5.В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери?
(Статья 6 «Право на жизнь, выживание и развитии»)
6.Какое право выполняет Доктор Айболит?
(Статья 24 «Здоровье и здравоохранение» Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи)
7.Какое право по отношению к гадкому утенку нарушили в сказке Г.Х.Андерсена.
(Статья 37 «Пытки и лишение свободы» Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению)
Буратино :
Есть право на имя,
Есть право на жизнь,
Есть право на отдых и дом,
Чтоб жить с мамой, папой,
Сестренкой и братом,
В добре и в достатке в нем.
Мыслить свободно, здоровье хранить,
Много читать, образованным быть!
Станция « Творческая»
(Детей встречает Золушка)
-Здравствуйте, дошколята,
Смышленые ребята.
Знаю, что любите творить,
Да что там много говорить!
Вы покажите мне это сами,
Что можете сделать своими руками.
Вот шаблоны на столе
Выберите из них себе
Кто даму, кто господ,
И получим дружбы хоровод
Когда раскрасите вы их,
Наклеите на общий лист.
Не важны ни нация, ни специальность.
Есть право на индивидуальность!
(Ребята выбирают себе шаблон человечка, раскрашивают его по своему желанию, придумывают имя своему герою (средства рисования по выбору детей), затем все вместе на ватмане составляют хоровод дружбы.)
(Статья 8 «Сохранение индивидуальности» Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.)
Золушка: Молодцы, ребята. Вот и закончилось ваше путешествие, в котором вы вспомнили права ребенка. Я хочу подарить каждому из вас маленькое зеркальце. В нем вы увидите не просто свое отражение, а личность со своими правами и обязанностями.
3.Рефлексия занятия.
Воспитатель: - Ребята, я думаю, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.
«В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям... »
(Дети читают стихотворение «Чтобы счастливо прожить».)
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете.
Чтоб остался рядом друг.
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
Воспитатель:
Конвенцию мы изучаемИ вас к тому же призываем!
Все участники получают памятки «Мы имеем право» (приложение № 2)
Список литературы :
Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка.- М., 2007.
Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М., 2006.
Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду.2002.№4.
Русские народные сказки.
Конвенция о правах ребенка.
Диск с детскими песенками.
Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 г. // Права ребёнка. Основные методические документы. – М.: Дом, 1992. – С.15-33.
Н.Н Копытова. Правовое образование в ДОУ.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
Козлова С. Мы имеем право. - М.: 2010.
Права ребенка. Нормативные правовые документы. М.: 2007.
Приложение № 1
Путеводный лист.
Приложение № 2.
Дети имеют право на семью
Дети имеют право на питание и еду
Дети- инвалиды имеют право на заботу и обучение
Дети имеют право на лечение
Дети имеют право на образование
Дети имеют право на безопасные условия жизни
Дети не должны работать
Дети имеют право говорить на своем языке
Дети имеют право на общение и свое мнение.