Учебная программа по дисциплине: Уголовный процесс для профессионального образования
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»
рабочая программа
по учебной дисциплине
ОП. 07 «УГОЛОВНЫЙ процесс»
для специальности 40.02.03 «Право и судебное администрирование»
(по программе углубленной подготовки)
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 «Право и судебное администрирование» (Приказ № 513 от 12.05.2014).
Организация-разработчик: КГАПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева».
Разработчик: Кованова Т.Г. преподаватель КГАПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева».
Рассмотрено и Одобрено на заседании методического совета техникума
Протокол № ____ от «____» _______ 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. Структура и содержание учебной программы дисциплины
6
3. Условия реализации рабочей программы учебной программы дисциплины
14
4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 15
1. Паспорт рабочей программы дисциплины
1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы: Дисциплина «Уголовный процесс» является общепрофессиональной дисциплиной по направлению подготовки 40.02.03 «Право и судебное администрирование».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
- составлять уголовно-процессуальные документы;
- анализировать уголовно-процессуальное законодательство.
знать:
- основные положения Уголовно- процессуального кодекса РФ;
- стадии уголовного судопроизводства;
- правовое положение участников уголовного судопроизводства;
- формы и порядок производства предварительного расследования;
- процесс доказывания и его элементы;
- меры уголовно-процессуального принуждения;
-понятие, основания и порядок применения;
- правила проведения следственных действий;
- основные этапы производства в суде первой и второй инстанции;
- особенности производства в суде с участием присяжных заседателей;
- производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора;
- производство в надзорной инстанции;
- особенности производства по отдельным категориям уголовных дел.
Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 7. Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в профессиональной деятельности.
ОК 9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 2.1. Осуществлять прием, регистрацию, учет и хранение судебных дел, вещественных доказательств и документов.
ПК 2.2. Осуществлять оформление дел, назначенных к судебному разбирательству.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 87 часов, в том числе;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;
самостоятельной работы обучающегося 29 часов;
практическая работа 38часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 87
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 58
в том числе: практические занятия 38
лабораторные работы 0
контрольные работы 0
Самостоятельная работа студента (всего) 29
-самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий;
-подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя;
-выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины;
-самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Уголовный процесс»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Общие положения уголовного процесса 17 Тема 1.1.
Сущность и основные понятия уголовного процесса. Содержание учебного материала 1 2
1
Понятие и система уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Уголовный процесс и другие отрасли права. Уголовно-процессуальные функции. Уголовно-процессуальная форма. Уголовно-процессуальные гарантии. Уголовно-процессуальные акты. Наука уголовного процесса. Предмет и система курса. Уголовный процесс и смежные отрасли знаний. Тема 1.2.
Источники уголовно-процессуального права. Содержание учебного материала 1 2
1 Уголовно-процессуальное право и уголовно-процессуальный закон. История развития уголовно-процессуального законодательства. Действующее уголовно-процессуальное законодательство. Понятие, структура и виды уголовно-процессуальных норм. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Самостоятельная работа.
Составить таблицу: «Уголовно-процессуальное законодательство». 3 2
Тема 1.3. Принципы уголовного судопроизводства. Содержание учебного материала 1 2
1 Назначение уголовного судопроизводства. Понятие и система принципов уголовного судопроизводства. Законность при производстве по уголовному делу. Осуществление правосудия только судом. Уважение чести достоинства личности. Неприкосновенность личности. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Неприкосновенность жилища. Тайна
переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Презумпция невиновности. Состязательность сторон. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Свобода оценки доказательств. Язык уголовного судопроизводства. Право на обжалование процессуальных действий и решений. Тема 1.4. Уголовное преследование. Содержание учебного материала 1 2
1 Понятие и виды уголовного преследования. Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела и уголовного преследования. Тема 1.5.
Субъекты уголовного процесса. Содержание учебного материала 2 2
1 Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства. Суд и подсудность. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения (прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя). Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты (подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика). Иные участники уголовного судопроизводства (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой). Обстоятельства, исключающие участие в
уголовном судопроизводстве (отводы). Тема 1.6.
Общие положения и источники доказательств.
Процесс
доказывания. Содержание учебного материала 1 2
1 Общие положения и источники доказательств. Процесс доказывания. Практическая работа 4 3
1 Решение правовых ситуаций по теме: ««Доказывание и доказательства». Самостоятельная работа.
Составить таблицу: «Классификация доказательств». 3 2
Раздел 2. Досудебное производство. 20 Тема 2.1.
Возбуждение уголовного дела. Содержание учебного материала 1 2
1 Сущность и задачи возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела. Сущность и задачи возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела. Тема 2.2.
Предварительное расследование. Содержание учебного материала 1 2
1 Сущность, задачи и формы предварительного расследования. Общие условия предварительного расследования. Практическая работа 4 3
2 Защита презентации на тему: «Соединение и выделение уголовных дел в стадии предварительного расследования». Самостоятельная работа.
Подготовка к практической работе №2 3 2
Тема 2.3.
Предварительное следствие и дознание. Следственные действия. Содержание учебного материала 1 2
1
Общие условия предварительного следствия. Понятие и система следственных действий. Привлечение в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого. Осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент. Обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров. Допрос, очная ставка. Опознание. Проверка показаний. Производство судебной экспертизы. Дознание: понятие, значение и виды. Практическая работа 6 3
3 Деловая игра «Следственные действия» Самостоятельная работа.
Подготовка к практической работе № 3. Изучение законодательства по теме. 3 2
Тема 2.4. Приостановление и окончание предварительного следствия. Приостановление и возобновление предварительного следствия. Понятие и формы окончания предварительного следствия. Прекращение уголовного дела. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с
обвинительным заключением. 1 2
Раздел 3. Судебное производство. 48 Тема 3.1.
Назначение судебного заседания. Содержание учебного материала 1 2
1
Сущность и задачи подготовки дела к судебному заседанию. Рассмотрение уголовного дела единолично судьей. Предварительное слушание. Назначение судебного заседания. Самостоятельная работа.
Подготовить письменный ответ на вопрос: «Основания и порядок проведения предварительного слушания». 2 2
Тема 3.2.
Судебное разбирательство. Содержание учебного материала 1 2
1
Сущность, значение и задачи судебного разбирательства. Общие условия
судебного разбирательства. Подготовительная часть судебного заседания.
Судебное следствие. Прения сторон и последнее слово подсудимого. Практическая работа 4 3
4 Деловая игра «Судебное разбирательство». Самостоятельная работа.
Подготовка к практической работе № 4 Деловая игра на тему: «Судебное разбирательства». 3 2
Тема 3.3.
Приговор суда. Содержание учебного материала 1 2
1
Сущность и значение приговора. Виды приговоров. Порядок постановления приговора. Структура и содержание приговора. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Практическая работа 4 3
5 Работа в группах по составлению приговора суда Самостоятельная работа.
Подготовить письменный ответ на тему: «Структура и содержание приговора» 3 2
Тема 3.4.
Особенности производства у мирового судьи. Содержание учебного материала 1 2
1
Возбуждение уголовного дела частного обвинения. Полномочия мирового судьи. Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании. Обжалование приговора и постановления мирового судьи. Практическая работа 4 3
6 Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства. Работа с Консультант плюс. Самостоятельная работа.
Подготовка к практической работе № 6 . Подготовить письменный ответ на тему: «Особенности производства у мирового судьи». 2 2
Тема 3.5.
Особенности производства в суде с участием присяжных
заседателей. Содержание учебного материала 1 2
1 Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. Практическая работа 4 3
7 Защита презентации на тему: «Полномочия присяжных заседателей. Порядок вынесения и провозглашения вердикта». Самостоятельная работа.
Подготовка к практической работе № 7. 3 2
Тема 3.6. Производство в суде второй инстанции. Содержание учебного материала 1 2
1 Сущность и значение апелляционного и кассационного обжалования судебных
решений, не вступивших в законную силу. Апелляционный порядок
рассмотрения уголовного дела. Кассационный порядок рассмотрения уголовного
дела. Практическая работа 4 3
8 Решение ситуационной задачи по теме. Самостоятельная работа.
Подготовка к практической работе № 3.Решение правовых ситуаций по теме: «Производство в суде апелляционной инстанции».
Изучение законодательства по теме. 2 2
Тема 3.7.
Исполнение приговора. Содержание учебного материала 1 2
1 Сущность и задачи стадии исполнения приговора. Обращение приговора к исполнению. Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора. Порядок разрешения судом вопросов в стадии исполнения приговора. Практическая работа 4 3
9 Разрешение правовых ситуаций по исполнительному производству. Самостоятельная работа.
Подготовить письменный ответ на вопрос: «Виды исполнительных документов их правовое значение». 2 2
Дифференцированный зачет 2 Всего 87 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в кабинете профессиональных дисциплин по специальности «Право и судебное администрирование»
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Актовый зал.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
- мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Белкин, А. Р. Уголовный процесс. Сборник тестов [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Белкин. - 2-e изд. - Электронные текстовые данные. - Москва: «ИЦ РИОР: НИЦ Ин-фра-М», 2012. - 254 с.
2.Уголовный процесс [Электронный ресурс]: учебник / А.И. Глушков, А.В. Земскова, В.В.
Мельник; отв. ред. А.В. Гриненко. - 3-e изд., перераб. - Электронные текстовые данные. -Москва: «Норма: НИЦ Инфра-М», 2013. - 496 с
3. Манова, Н.С., Францифоров, Ю.В. Уголовный процесс [Электронный ресурс]: конспект
лекций/ Н.С. Манова, Ю.В. Францифоров. – Электронные текстовые данные. – Москва: Из-дательство «Юрайт», 2014.
Дополнительные источники:
АбашеваФ.А.Функциональная характеристика современного российского уголовного
Процесса /Ф.А.Абашева, Т.З.Зинатуллин.-М.:
Юрлитинформ,2008.-216с.
2.АверьяноваТ.В. Криминалистика: Учебник для вузов /подред. заслуж. деят.наукиРФ,проф.Р.С.Белкина.-2-еизд.,пер.идоп.-М.:Норма,2006. -992с.
3.Апелляция,кассация,надзор:новеллыГПКРФиУПКРФ.Первыйопыт критического осмысления/ Е.А.Борисова, Л.В.Головко, Н.Н. Ковтунидр.; под общ. ред. Н.А. Колоколова. М.: Юрист, 2011.188с.
4.АширбековаМ.Т.Принцип публичности и процессуальный режим производства по уголовному делу/М.Т. Аширбекова.-М.: Юрлитинформ, 2009.-240с.
5.Барабаш А.С. Природа российского уголовного процесса, цели уголовно-процессуальной деятельности и их установление/А.С.Барабаш.- СПб.: Изд.Р.Асланова «Юридический центр Пресс»,2005.-257с.
6.БурковИ.В.Заключение и показания эксперта в уголовном процессе /И.В. Бурков.-М.:Юрлитинформ,2010.-144с.
7.ГлыбинаА.Н. Реабилитация и возмещение вреда в порядке реабилитации в уголовном процессе России/А.Н.Глыбина,Ю.К.Якимович.-Томск:Изд-воТом.ун-та,2006.-144с.
8.Жариков Н.М. Судебная психиатрия: учебник /Н.М.Жариков [идр.]-5-е изд..перераб.идоп.-М.:Норма,2009.-624с.
9.ЗакомолдинА.В. Проблемы оказания квалифицированной юридической
помощи в уголовном процессе России /А.В. Закомолдин. - М.: Юрлитинформ,2009.-168с.
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Бюллетень международных договоров. -№3. - 2001.- С. 11-15.
2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным
Голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от30.12.2008 №7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ.-2009.- №4.- Ст. 445.
3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред.от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ.-17.06.1996.-№25.- Ст.2954.
4.Уголовно-процессуальныйкодексРоссийскойФедерации (ред.от 23.07.2013) // СобраниеЗаконодательстваРФот24.12.2001.№52 (ч.Г) .-ст. 4921.
5.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996№1-ФКЗ (ред.от
06.12.2011) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-1997.-№1 .-Ст.1 .
6.Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ (ред.от 01.06.2011 ) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»//Собрание законодательстваРФ.-2011.-№7.-Ст.898.
7.Федеральныйзакон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа1995г. (ред.08.12.2011г.)/ /Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-Ст.3349.
Интернет-ресурсы:
1. Консультант плюс.
2. Гарант.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
- составлять уголовно-процессуальные документы;
Практическая № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
- анализировать уголовно-процессуальное законодательство. Практическая № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
знать:
- основные положения Уголовно- процессуального кодекса РФ;
Практическая № 1, 2, 3, 4
- стадии уголовного судопроизводства;
Практическая № 1, 2, 3
- правовое положение участников уголовного судопроизводства;
Практическая № 2
- формы и порядок производства Практическая № 1, 2, 3
- предварительного расследования;
Практическая № 4
- процесс доказывания и его элементы;
Практическая № 1
- меры уголовно-процессуального принуждения;
Практическая № 2
-понятие, основания и порядок применения;
Практическая № 1, 2
- правила проведения следственных действий;
Практическая № 1, 2, 3
- основные этапы производства в суде первой и второй инстанции;
Практическая № 1, 2, 4, 5, 6, 8
- особенности производства в суде с участием присяжных заседателей;
Практическая № 4, 7
- производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора;
Практическая № 4, 5
- производство в надзорной инстанции;
Практическая № 5
- особенности производства по отдельным категориям уголовных дел.
Практическая № 2, 5, 9