«Готов ли учитель превратить учебный процесс в «лабораторию гуманизма»?

Статья: «Готов ли учитель превратить учебный процесс в «лабораторию гуманизма»?
Необходимым условием гуманизации процесса обучения выступает перевод инновационной активности учителей на более активный уровень, предполагающий прежде всего внимание к личностно-смысловой стороне совместной учебной деятельности, соответствующей личностно- ориентированному педагогическому процессу. Личностно-ориентированное обучение – это тонко организованное взаимодействие между партнерами, которые помогают, способствуют самоактуализации друг друга в качестве совместно работающих автономных субъектов жизнедеятельности.При таком подходе становится особенно значимым для учителя такие качества как эмпатия, сопереживание, тонкий психологический анализ деятельности партнера. Для достижения такого уровня активности учителя, помимо эмпатийных способностей и жизненного опыта потребуется специальная психолого-педагогическая, методическая подготовка, направленная на способы продуктивной организации учебного процесса. Гуманизация педагогического процесса требует реализации следующих установок: - признание самоценности ребенка; - выявление и развитие природных задатков творческого потенциала каждого ученика, реализации их склонностей и способностей в учебно-воспитательном процессе; - возрастание роли неофициального общения, где господствующим является принцип доверия; - взаимное понимание задач, стоящих перед педагогом и учеником, как общих, и совместное их решение; - возможность и для учителя, и для учащихся проявить себя в разных ситуациях, ролях, функциях; - помощь в результате взаимопонимания; - сотрудничество учителя и ученика в условиях свободного творчества. Лишь при сформированности названных гуманистических установок в совокупности с соответствующими инструментальными умениями учитель сможет учебный процесс превратить в «лабораторию гуманизма» (В.А.Сухомлинский).
15