Статья Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников в создании совместных образовательных проектов


Тема «Взаимодействие воспитателя с родителями дошкольников посредством создания совместных образовательных проектов».
Маркина Ольга Александровна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №335» городского округа Самара
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется поддержке родителей (законных представителей) в вопросах воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения в непосредственно вовлечение в образовательную деятельность.
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы детей, родителей и педагога над определённой практической проблемой(темой). Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей. Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной деятельности.  В зависимости от целей и задач проекта степень вовлечённости в него родителей может быть разной: от помощи ребёнку найти ту или иную информацию, изготовить вместе с ним поделку, нарисовать рисунок и до более широкого вовлечения в работу над проектом. Например, участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, игровой деятельности, экспериментировании и т.д. Родителей можно пригласить на презентацию проекта, показать успехи ребят и, таким образом, доказать актуальность данного метода в работе с детьми.
И воспитатели, и родители берут на себя обязательство действовать сообща, развивая дух сотрудничества. Общение, взаимное уважение, принятие различий и, прежде всего, признание важности интересов ребенка создают основу для плодотворного взаимодействия.
В таблице представлен опыт взаимодействия с родителями в рамках организации познавательно – исследовательской (проектной) деятельности: «Путешествие в цветочный город», «Волшебное превращение красок», «Самара – город мой родной».
№ Проект Возраст воспитанников Форма взаимодействия с родителями.
1. «Путешествие в цветочный город». 3-4 года 1.Выставка художественной литературы.
Задача: Родители совместно с детьми подбирают литературу по теме из семейной библиотеки.
2.Фотовыставки «Цветы в нашем доме»
Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.
3.Создание альбома «История появления цветка».
Задача: организация эксперимента по выращиванию комнатного или садового цветка в домашних условиях, создать дневник наблюдений за ходом эксперимента в виде альбома (рисунки или фотоматериалы).
4.Консультация «Цветы вокруг нас».
Задача:
информировать родителей о необходимости развития интереса детей к объектам природы - цветам и воспитания бережного отношения к ним.
5. Создание альбома «мир удивительных цветов»
Задача: развивать совместную деятельность родителей и детей реализуя самостоятельную творческую деятельность.
2. «Волшебное превращение красок»
4-5 лет 1.Родительское собрание
Задача: информировать родителей о проблеме проекта и актуальность совместной работы для достижения положительных результатов.
2.Оформление папок-передвижек «Развитие цветового восприятия».
Задача: познакомить родителей с приёмами формирования цветового восприятия дошкольников.
3.Мастер-класса с родителями и детьми « Палитра красок»(упражнение по смешиванию красок для получения нужного цвета).
Задача: познакомить с приемами получения новых оттенков цветов при смешивании основных цветов красок.
4.Оформление наглядного пособия «Смешиваем краски».
5.Семинар «Цвет как основное средство развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольника».
Задача: информировать родителей о значении цвета для развития дошкольника.
6.Изготовление родителями атрибутов к празднику.
Задача: привлечь родителей к изготовлению атрибутов к празднику красок.
3. «Самара-город мой родной»
6-7 лет
1.Сбор фотографий с изображением достопримечательностей, улиц, площадей, театров, кинотеатров, торговых центров, вокзалов города Самары, природы Самарского края для оформления альбома «Самара – город мой родной»
Задача: заинтересовать родителей и детей в совместном сборе наглядной информации о родном городе .
2.Консультация «Как составить родословную семьи?»
Задача: показать родителям важность и необходимость получения информации детьми об истории своей семьи и ее родословной.
3. Оформление родословной своей семьи.
Задача: оформить каждой семье свою родословную, развитие творческого потенциала членов семьи.
4.Презентация семейных родословных.
5.Выставка семейных родословных,
«Юные художники о нашем городе».
Задача: представить  результаты  художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).
6.Сочинение рассказа «Мой двор».
Задача: предложить родителям вместе с ребёнком составить небольшой рассказ о своём дворе.
7. Организация экскурсий на Самарскую набережную, площадь им. Куйбышева, площадь Славы, в парк им. Ю.А.Гагарина, к памятнику самолету-штурмовику ИЛ - 2, музейно-выставочный центр «Самара Космическая»
Задача: создать эмоционально-положительное настроение от поездки всех участников экскурсии, пополнить знания детей о достопримечательностях нашего города.
8.Оформление памятки о соблюдении правил дорожного движения, правил поведения на природе, при проведении экскурсий по городу и за его границами.
9.Посещение детской библиотеки.
Задача: организовать совместно с родителями экскурсию в библиотеку, где сотрудники познакомят дошкольников с профессией библиотекаря, правилами и необходимостью посещения библиотеки.
10.Домашнее чтение художественной и научно-популярной литературы по теме «Россия – родина моя».
Задача: получить от семейного чтения дополнительные знания и хорошее настроение.
11. Конкурс коллажей «Моя семья»
Задача: создать условия для вовлечения
Родителей в деятельность проекта, развивать группы по теме проекта, развивать и поддерживать творческий потенциал родителей и их детей

4. Что мы знаем о грибах? лет 1. Выступление на родительском собрании: «Формирование у дошкольников безопасного поведения в природе.
Задача: ввести родителей в проблему проектной деятельности.
2.Сбор литературы по теме.
Задача: родители совместно с детьми подбирают литературу по теме из семейной библиотеки.
3.Совместная деятельность детей и родителей при создании макета « Грибной лес»
Задача: сблизить родителей с детьми при создании макета дерева и гриба из любого материала.
4.«Выставка семейных рисунков о безопасности детей в природе»
Задача: формировать навыки совместного творчества детей и родителей.
5. Создание книжки-самоделки (из представленных семейных рисунков).
В результате вовлечения родителей в познавательно – исследовательскую детскую деятельность воспитанники и их родители получили возможность заниматься совместной деятельностью, делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, знаниями, т.е. получили ценный опыт общения. Педагоги ДОУ получили возможность узнать индивидуальные особенности, характер взаимоотношений членов семьи в ходе деятельности, а также раскрыть творческий потенциал родителей и детей через познавательно – исследовательскую деятельность В результате вовлечения родителей в познавательно – исследовательскую детскую деятельность воспитанники и их родители получили возможность заниматься совместной деятельностью, делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, знаниями, т.е. получили ценный опыт общения.
Литература:
Волкова Т.В., Червова А.С. «Семейный детский сад. Практическое пособие» – 2011г.
ЗвереваО.Л. «Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие» – 2011г.
Соломенникова О.А. «Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие» – 2010г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Вступил в силу 1января 2014г.

Интернет ресурсы:
o-detstve.ru6. maam.ru7.moi-detsad.ru›konsultac260.html