Пример психолого – педагогической характеристики на ПМПК
Психолого – педагогическая характеристика на ПМПК
Особенности психофизического развития:
N может передвигаться самостоятельно (с опорой на стену или мебели), но чаще всего передвижение осуществляется в инвалидном кресле с помощью взрослых. Может сидеть на стуле (без поддержки) или на полу (во время игры). Обоими руками может осуществлять захват и удерживать разные по форме и величине предметы, переворачивать страницы.
Координация движений нарушена. Графомоторные навыки не сформированы. Очень сложно идет обучение новым видам простой ручной деятельности. После 10 минут работы на занятии наступает утомляемость и снижение работоспособности (N чаще отвлекается, отказывается выполнять задания, пытается встать). Мимика ребенка часто невыразительна, однообразна.
Зрительное восприятие нарушено, ребенок не показывает стремление рассмотреть предлагаемый материал (предмет, картинку). Снижен темп узнавания предметов, может показать знакомый предмет или отдельные части знакомого предмета (глаза, уши, рот, ноги) на себе, игрушке и на картинке. N не различает предметы по величине, форме и цвету. Цвета и оттенки не дифференцирует.
Нарушено звуковосприятие. Часто не понимает обращенную речь, понимает самые простые бытовые предложения или инструкции («дай», «покажи» и т.д.).
Мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение) не сформированы. Внимание характеризуется малой устойчивостью, замедленной переключаемостью, высокой степенью отвлекаемости.
Эмоции недоразвиты: ребенок часто не показывает переживаний. Но при сильном утомлении может заплакать или засмеяться при виде любимой игрушки.
При игре, когда N испытывает положительные эмоции, наблюдаются двигательные стереотипы (сидя на стуле или на ковре, начинает раскачиваться и совершать определенные движения руками). Стереотипно повторяет игровые действия (бросает шарики, забрасывает шнурок).
Не доступно освоение учебных предметов, таких как: математика, чтение, письмо и др.
Учебная мотивация: учебная мотивация отсутствует.
Особенности обучаемости: Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Собственную деятельность самостоятельно планировать не может. Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны. Проявляет интерес к одним и тем же вещам и игрушкам: кукла, телефон, книга, мяч, шнурок. Присутствуют признаки «полевого поведения» (передвигается по кабинету, берет предметы, которые оказываются в ее поле зрения и бросает их). Продуктивность деятельности стремительно снижается в течение занятия, функциональное состояние меняется.
Особенности устной речи: устная речь у N не сформирована, общается в основном жестами, произносит определенные звуковые комплексы. Реагирует на эмоции говорящего.
Получал ли логопедическую помощь: с 3 лет (до поступления в школу) N посещала логопеда, значимых результатов нет.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы. На занятии может сидеть в течение 20- 30 минут.
Социально – бытовая ориентировка: Правой рукой умеет держать ложку (захват кулаком) , в течение 2-3 секунд может удерживать не наполненную кружку или стакан обоими руками, но есть и пить самостоятельно не может, только с помощью взрослого. Отсутствует контроль над выделениями. В туалет не просится, в школе находится в памперсе. При одевании и раздевании, а также во время гигиенических процедур N необходима полная помощь взрослого. На занятиях, связанных с выполнением действий руками необходима помощь педагога. N может самостоятельно расстегнуть молнию (на рюкзаке), смять или порвать бумагу двумя руками. Эмоционально – поведенческие особенности: N адекватно реагирует на присутствие других детей (проявляет интерес, улыбается). Реагирует на интонацию голоса педагога. На запреты реагирует неадекватно (пытается встать, бросает вещи, предметы и т.п.). При работе «рука в руке» девочка часто пытается убрать свою руку.