ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1 г. Светлогорска»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Волкова Аксана Алексеевна
учитель математики и информатики
тел. 8(029) 166 97 31
e-mail: volkova-aksana@mail.ry
Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием.
Пуассон
«Основная цель обучения математике в учреждении общего среднего образования - прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, которые необходимы для применения в практической деятельности каждому члену современного общества, достаточны для изучения других учебных предметов и продолжения образования», - говорится в инструктивно-методическом письме по математике. В последнее время на страницах педагогической литературы обсуждается вопрос о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.
На уроках математики сегодня не достаточно, чтобы ученик овладел полученной информацией. Важен не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность самостоятельной умственной деятельности.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес ученика к изучаемому материалу и его активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
По-прежнему актуален вопрос: как развить у учеников стремление к знаниям? И конкретный ответ – им должно быть интересно. В младших классах для воспитания интереса к знаниям на уроках широко используются различные игровые формы. В среднем звене и старших классах все заметно сложнее, хотя и здесь успех во многом зависит от построения и организации урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.
При описании опыта своей работы, ставлю перед собой следующую цель: осмысление собственной педагогической деятельности с использованием компьютерных технологий для повышения познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Задачи:
1). Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую учебную и специальную литературу по теме.
2). Рассмотреть особенности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
3). Охарактеризовать особенности использования компьютерных технологий на уроке математики.
4). Разработать методики использования компьютерных технологий на уроках математики с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
Предмет: методические разработки, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием компьютерных технологий.
Объект: процесс активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием компьютерных технологий.
В своей работе я придерживаюсь определённой системы, о которой и хочу рассказать в данной работе. Сразу замечу, что не всё, предоставленное вашему вниманию, является моим "изобретением", многое является результатом перенятого опыта у коллег по совместной работе, а также из источников полезной информации.
Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю.
Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу. Остановлюсь на некоторых приемах, которые способствуют успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной активности учащихся.
Ведь активизация – эта такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Она должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводиться информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования.
За последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Как следствие – изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становиться умение пользоваться компьютером. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества. такой социальный заказ отрабатывается и у нас в школе, причём освоение компьютера ведётся как принципиально нового инструмента познания окружающего мира. Для того, чтобы эффективно использовать компьютер, надо уметь скорее не программировать, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи.
Главной отличительной особенностью УКП (уроки компьютерной поддержки) является перераспределение потоков информации – диалог учителя с учащимся опосредован компьютером, который выступает в роли третьего компонента обучения, индивидуального для каждого учащегося. Причём ученик, тем самым, превращается в активного участника собственного обучения. Деятельность его на уроке, по сути, является управлением уроком, приводит к значительному повышению учебной мотивации. [2]
Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 5 классе и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. Ведь обычно урок математики, как впрочем, и любой другой урок, часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. Цель учителя воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим. В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объёмных, не вызывает никаких трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и учителю приходится подробно расшифровывать каждый шаг.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. [8, с.10]
Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора, как в мире знаний, так и в становлении, у учащегося целостного качества быть Личностью.
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановимся на некоторых из них.
I. Объяснение нового материала. На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.
Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-фильма, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
II. Решение текстовых задач. На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причем, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.
III. Контроль знаний. При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».
Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
Ученик, знакомый с технологией работы на компьютере, может работать и без учителя.
Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако, не факт, что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет.
Таким образом, компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-образное, абстрактное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.
Сегодня, при конструировании уроков, учитель имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и интернет-ресурсы. Сегодня учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.
Таким образом, компьютерные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Стараясь через личную заинтересованность привить интерес к предмету математика, и получила результаты, которые отражаются в анкетах. Всего опрошено 20 учащихся 6 класса.
Результаты по анкетам учащихся.
ВОПРОСЫ Да Не знаю Нет
1. Интересны ли тебе уроки математики? 95% 10% 2. Что больше всего тебе нравиться на уроках математики? (варианты с наибольшим числом голосов)
А) объяснение нового материала;
Б) закрепление изученного;
В) проверка домашнего задания;
Г) самостоятельные работы
17
15
12
9
3. Хотел ли ты в будущем связать с математикой свою трудовую деятельность? 30% 60% 15%
Но самым главным разочарованием для меня до сих пор является тот факт, что среди моих учащихся встречаются такие, в ком я, как ни стараюсь, не могу зажечь искру желания к работе, развить познавательную мотивацию, интерес к предмету. Это заставляет меня находиться в постоянном поиске методов организации деятельности учащихся на моих уроках.
Результаты педагогической деятельности за последние 4 года.
Учебный год Победители на районной олимпиаде Победители на районной НПК
2011/2012 3-е место (информатика) 2012/2013 2013/2014 3-е место (математика) 3-е место (информатика)
2014/2015 2-е место (математика) 2-е место (математика)
Литература
1. Азевич А.И. Несколько компьютерных программ// Математика в школе. №10, 2002.
2. Высоцкий И.Р., Данилова И.П. Компьютер на уроках// Информатика и образование. 1999, №7.
3. Зайцева Т.И., Смирнова О.Ю. В сб.: Информационные технологии в образовании. М., 2000. – 256 с.
4. Задорожная Е.А.Образовательно- компьютерный проект "Математика для будущего"// Математика в школе, 2000, №5.
5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
6. Коджаспирова Г. М., К. В. Петров. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
7. Мартиросян Л.П.Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики// Информатика и образование. №12, 2002.
8. Миндюк Н.Г.Организация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики. – М.,"Просвещение" , 2001.
9. Розов Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. – Информатика. - 2005. - №6. – С 26-29.
10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
11. Энциклопедия Интернет, СПб, 2002
12. http://festival.1september.ru/
13. http://www.mirrabot.com/14. http://matematika-na.ru/
Приложение 1
VI класс
Тема урока «Возведение в степень степени, произведения и частного (дроби)».
Тип урока: урок закрепления материала.
Цель:
Закрепить понятие степени с натуральным показателем.
Развивать навык возведения в степень произведения и степени; вычислительные навыки; логическое мышление.
Воспитывать культуру общения на уроке.Оборудование: карточки, мультимедийный проектор, сигнальные карточки для рефлексии.
Ход урока.
1. Организационный момент.– Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Начнем урок математики.– Какие трудности были при выполнении д/з?Рефлексия.Перед каждым учеником лежат карточки: солнышко и тучка. Расскажите мне о своём настроении с помощью карточек (солнышко – радостное, я уверен, что на уроке узнаю много нового, уверен в своих знаниях.солнышко и тучка – спокойное; я уверен в своих знаниях. тучка – тревожное; я не уверен в себе).– Я немного подниму вам настроение словами Пуассона: «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». – Давайте украшать нашу жизнь!2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим изучение темы: «Возведение в степень произведения и степени»,
закрепим все изученные действия со степенями,
будем учиться рассуждать, логически мыслить и доказывать свою точку зрения.
3. Блиц-опрос по правилам темы. (слайды)
Как перемножить степени с одинаковыми основаниями? Приведите примеры.
Как поделить степени с одинаковыми основаниями?
Чему равна степень числа а, не равного 0, с нулевым показателем?
Как возвести в степень произведение?
Как возвести степень в степень?
4. Устный счет. (Слайд.)На ваших столах лежат примеры, выполнив задания устного счета, вы сможете по ответам составить высказывание (Желаю удачи)
5. Закрепление изученного материала.- Мы повторили правила возведения произведения в степень и степени в степень. Теперь закрепим ваши знания на практических заданиях.
Как изменится площадь квадрата, если его сторону увеличить в 2 раза; в 3 раза; в 10 раз; в n раз?
Как изменится объём куба, если его ребро увеличить в 2 раза; в 3 раза; в 10 раз; в n раз?
- Два человека работают у доски, а остальные в тетрадях самостоятельно:1-й - №10.28 (1,3,5), 2-й - №10,28 (2,4,6)
3-й - №10.31(1,3), 4-й - №10.31(2,4)
6. Физкультминутка:
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.
На счет три – прижмем к плечам, на 4 – к небесам.
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
На счет пять встряхнули руки и продолжим путь к науке.
На счет 6 прошу всех сесть.
7. Самостоятельная работа. (тест)1) Найдите значение выражения:-3·()2 – 0,52а) -1; б) - 1; в) -1; г) 12) Упростите выражение: а) m10; б)m4; в) m2; г) m8.3) Вычислите: а) 3; б) 9; в) : г) 4) Какое выражение надо подставить вместо (*), чтобы получилось тождество:х8 : (*) = х4а) х4; б) х2; в) х8; г) х12Проверка теста по слайду:
ответы оценки
1-б за 4 – «8»
2-г за 3 – «6»
3-г за 2 – «4»
4-а остальные – «2»
8. Поиграем «Найди ошибку!» Класс разбивается пополам: одни учащиеся садятся за компьютеры выполнять тест по данной теме; с другими проводится устная работа в виде игры.
«Согласен – не согласен»Качните головой, если согласны со мной или нет.1) (у2)3 = у5 (нет)2) (-3)3 = -27 (да)3) (-х)2 = -х2 (нет)4) График функции у = 1,3х проходит через начало координат. (да)Выписать неверные задания и решить их верно. Назвать формулы и выбрать те которые относятся к нашей теме.1) а15 : а3 = а52) –z · z5·z0 = - z6 - верно3) = 4)(у4у)2 = у10 - верно9. Итог урока. Чему вы научились на уроке?10. Д/з П10.3, № 10.3611. Рефлексия. Покажите, с какими чувствами вы уходите с урока?
Приложение 2
Анкета для учащихся
№ Вопросы Да Нет Не знаю
1. Интересны ли тебе уроки математики? 2. Что больше всего тебе нравиться на уроках математики? (варианты с наибольшим числом голосов)
А) объяснение нового материала;
Б) закрепление изученного;
В) проверка домашнего задания;
Г) самостоятельные работы 3. Хотел ли ты в будущем связать с математикой свою трудовую деятельность?
Приложение 3
Диск.
На диске содержаться тесты для учащихся 6 класса, которые можно применять для контроля знаний учащихся по теме «Степень с целым показателем». Глава 10 учебника «Математика 6» под редакцией Е.П. Кузнецовой, Г.Л. Муравьевой, Л.Б. Шнепермана и др. – содержит четыре темы. Для каждой темы составлен тест на базе компьютерной программы MyTest.
Разработка урока по математике в 6 классе и презентация.