Презентация Опыт работы педагога-психолога


Презентация опыта работыпедагога-психолога МБОУ Кашарской СОШДонченко Т.М. участника конкурса «Учитель года 2016» Федеральные государственные образовательные стандарты Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных компетенций Формирование информационной компетентности Системно-деятельностный подход Сохранение психического и физического здоровья детей Выполнение учебного плана Психологическое сопровождение: система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.«… То есть сопровождение ребенка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути…» (М. Битянова – канд. псих. Наук) Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Теоретическую основу обучения, воспитания и развития составляют:Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.2. Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.3. Теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.4. Теоретическое содержание понятия “сензитивность” (Ю.Б.Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое означает, что в течение этого периода у ученика активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития. Психологическое сопровождение рассматривается в III аспектах : Как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект). Как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов (прикладной аспект). Как непосредственную работу психолога с детьми и взрослыми в школе (практический аспект).Единство этих трех аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Система профессиональной деятельности педагога-психолога направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и личностного развития учащихся в ситуации школьного взаимодействия.Принципы и участники психолого-педагогического сопровождения:Медицинский работникКомплексностьПриоритетность интересов учащегосяЛичностно-ориентированное взаимодействиеПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГНепрерывностьСЛУЖБАпсихолого-педагогического сопровожденияСпециалист по охране и защите прав ребенкаСоциальный педагогУчитель-логопедЗам.директора по ВР, по начальной школеПедагог Какие задачи может решать практический психолог, работая в школе? Очередность и глубина решения задач зависят от конкретной ситуации в школе. В целом, психолог призван:выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе;разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;осуществлять диагностическую, коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию; Психолого-педагогические технологии здоровьесбереженияСнятие эмоционального напряженияСоздание благоприятного психологического климата Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизниКомплексное использование личностно-ориентированных технологий Основные задачи работы психолога в школе Очередность и глубина решения задач зависят от конкретной ситуации в школе. В целом, психолог призван:выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе;разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;осуществлять диагностическую, коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию; Задачи педагога-психолога: выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми; консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.; проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; вести профориентационную работу, которая не может быть приурочена только к выпускным классам. В рамках школьной психологической службы профориентация выступает как итог длительной постоянной работы с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирования адекватной самооценки, ценностных ориентации, жизненных перспектив и пр. Основные виды работы школьного психолога: Психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям. Психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников. Психологическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог) учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога. Психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним. Психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника. Работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности. Профессиональная деятельность педагога-психолога: В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения ребенка, о психологических условиях становления личности учащихся. Педагог - психолог - равноправный член школьного коллектива и отвечает за определенную сторону педагогического процесса, а именно - контролирует психическое развитие учащихся и максимально способствует этому развитию. Стратегия сопровождения детей начальной школы: В адаптационный период с учащимися 1-х классов проводятся «Игровые минутки» на переменах. С помощью психологических техник, психолог способствует созданию наиболее оптимальных и благоприятных условий для безболезненного вхождения учащихся 1-х классов в школьную жизнь. Организуется наблюдение в урочное и внеурочное время за психологической атмосферой в группе сверстников. Психолог проводит анкетирование родителей, беседы с детьми и учителями, с целью выявления различной степени тяжести адаптационного периода и уровня школьной зрелости. Стратегия сопровождения детей начальной школы: В связи с появлением в структуре учебной деятельности – этапа контроля – оценки, у многих второклассников самооценка резко снижается. Чтобы предупредить снижение учебной мотивации, появления тревожности, неуверенности в своих способностях, связанные с получением низкой оценки – с учащимися 2-х классов педагог-психолог организует игровые занятия «Знакомство с отметкой». Стратегия сопровождения детей начальной школы: В течение года, согласно перспективному плану педагог-психолог проводит психолого-педагогическую диагностику с учащимися с 1 по 4 класс:- Исследование интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы; коммуникативных навыков и т.д. На основании полученных данных, педагог-психолог организует коррекционно-развивающие группы. Для учащихся, которые посещают развивающие занятия, составляются индивидуальные программы. Занятия направлены на совершенствование ВПФ, коммуникативной компетенции, эмоционально-волевой сферы. Также, в структуру занятий входят релаксационные упражнения, этюды, игровые техники, направленные на преодоление повышенной двигательной активности, уровня личностной и школьной тревожности, деструктивного поведения, страхов и т.д. Стратегия сопровождения детей начальной школы: Помимо подгрупповых развивающих занятий, в течение года организуются фронтальные уроки психологии в 4-х классах по авторской программе Хухлаевой О.В.. «Тропинка к своему Я». Цель программы: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. Роль педагога-психолога в работе с детьми 6 лет заключается в психолого-педагогической диагностике стартовых возможностей детей к школьному обучению. Интерактивное взаимодействиеСпособствует развитию сенсомоторных и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих способностей Невербальное общение(пихогимнастика -комплекс специальных заданий направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (позновательной и эмоционально-личностной сферы)Способствует: координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной саморегуляции поведения и деятельности. Кинезиологические упражнения-комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия1.Дыхательные упражнения(укрепление иммунитета у детей, ускорение обменных процессов)2.Глазодвигательные упражнения (укрепление зрения, снижение умственного напряжения)3.Телесные упражнения (нормализация работы нервной системы, снижение тревожности и стрессовых состояний) Способствует развитию мелкой и крупной моторики , синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма Арт-терапия комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения личностного развития(агрессивности, негативизма, раздражительности) 1) Изотерапия: применение красок, пластилина, работа с природными материалами, воском, нитками 2) ИГРОТЕРАПИЯ:куклотерапия имаготерапия 3)СКАЗКОТЕРАПИЯ :библиотерапия , мульттерапияСпособствует: коррекции эмоциональной депривации(переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий. Релаксационные комплексы:1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния -«Комарики», «Прятки», «Карандаши», «Лимон» и т.д. 2)Релаксационные упражнения: «Карусели», «Солнышко и дождик», «Кукла» Способствует: снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния Результаты психолого-педагогической деятельности Положительные результаты уровня адаптации детей 1 классов к школе Снижение уровня тревожности и агрессивного поведения детей Положительные результаты уровня развития познавательных процессов Положительные результаты эмоционального благополучия детей к условиям школы Стратегия сопровождения педагогов Методом экспертных оценок определение стиля взаимодействия педагога с детьми. Моделирование поведения в нестандартных ситуациях. Тренинги личностного роста. Тренинги взаимодействия с детьми с повышенной двигательной активностью, проявляющими агрессию. Тренинги коммуникативные.Самодиагностика эмоционального выгорания. Приемы антистрессовой защиты. Стратегия сопровождения родителей Индивидуальное консультирование по вопросам частного характера. Тренинги взаимодействия с детьми. Круглый стол - тренинги общения. Родительские собрания. Групповые консультации по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка. Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность. Челночная дипломатия при возникновении конфликтов. Ожидаемые результаты в работе педагога-психолога: Повышение психолого-педагогической культуры учащихся и родителей (законных представителей);Увеличение числа учащихся приобщающихся к здоровому образу жизни;Повышение мотивации учащихся к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием; Научить детей верить в себя, в свои собственные силы, понять свой внутренний мир, быть эмоционально позитивными. Смело шагать в распахнутые ворота прекрасного и удивительного окружающего мира, в котором они познают ценность настоящей дружбы, любви, став гармонично-творческой личностью, определив свое предназначение. И так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот возраст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности.