Система работы. Личный опыт.
Система работы
«Учитель всегда невольно стремиться к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики».
/Л.Н.Толстой/
Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. И когда я вижу, что интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный материал, я делаю для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс-предмет - урок, требуется переосмыслить как соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.
Основные вопросы, которые потребовали поиска ответа: каким должен быть человек 21 века? Как разрешить острые противоречия педагогической практики: между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к образованию, к знаниям. Между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения. Между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.
В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей, нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.
Я осознаю, как высоки требования ко мне, как к учителю. Ведь учебный успех каждого ученика это не только увеличение объёма усвоенной учебной информации, но и постоянное увеличение возможностей каждого ученика. Так я вижу первую задачу своей деятельности: разработать систему оценки результативности обучения, позволяющую учитывать не только накопление знаний, но и развитие других ресурсов познавательной деятельности ученика. Для этого необходимо накопить различные формы учебных приёмов, заданий, учитывающих индивидуальные особенности учеников.
В настоящее время в моей работе происходят принципиальные изменения. Ныне мы, учителя, получили возможность не следовать, как ранее, строгим методическим рекомендациям (соблюдать последовательность тем, работать по единому тематическому планированию, как правило, разработанному методобъединением, проводить строго определенное количество практических работ и т.д. Сегодня я могу ориентироваться на творческий подход к организации процесса обучения: выбирать программу и учебник из нескольких альтернативных, оценивать их с позиций методики своего предмета, своих возможностей и особенностей обучаемых школьников.
Именно сейчас важен в моей работе творческий подход к организации учебной деятельности. Именно сейчас цели мои изменились, я обязана готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Обучение в школе призвано способствовать развитию у каждого учащегося тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями и другими воспитателями.
Однако творчество, которому ныне уделяется так много внимания, невозможно без глубоких и прочных знаний методики своего предмета и вместе с тем большого искусства в организации деятельности школьников.
Как же добиться того, чтобы наши дети, наши дорогие дети хотели учиться, стремились к знаниям, накапливали знания.
Мотивация учебной деятельности учащихся это одна из важнейших проблем современности. Зарубежные психологи –Р.М.Райан, Е.Л.Деси, И.Р.Конел, проведя многочисленные исследования, пришли к выводу об универсальном положительном влиянии на мотивацию поведения следующей причинной схемы: неуспех должен объясняться недостаточными усилиями, или, другими словами, при объяснении неуспеха и учащиеся и учителя должны апеллировать к внутренним нестабильным факторам. Целью исследования явилось изучение возможностей формирования мотивации учебной деятельности подростков. Исходная гипотеза заключалась в том, что у подростков возможно формирование оптимальной причинной схемы «неуспех – недостаточность усилий». Дальнейшие эксперименты и исследования дали возможность установить, наиболее типичные объяснения причин неуспешности своих действий учащимися: недостаток способностей, недостаточность усилий, трудность контрольного задания, отсутствие везения. Психологическая причинность представляет собой постоянно действующий фактор, который играет большую роль в учебной деятельности. По данным отечественных психологов, в частности по данным А.Б.Орлова, на характер причинных схем учащихся оказывают влияние такие факторы, как мотивация достижения, пол и возраст детей, и даже тип культуры.
В 9-10-ых классах я провела формирующий эксперимент, целью которого ставила одно – так изменить субъективные представления учащихся о причинах школьных неуспехов, чтобы любые причинные объяснения заменить одним –недостаточностью собственных усилий. Детям я предложила ответить на следующий вопрос: «Чем вы объясняете свои школьные неуспехи в изучении географии?» Предлагалась четыре возможных варианта ответа:
1.Недостаток способностей.
2.Недостаточность усилий.
3.Трудность контрольного задания.
4.Отсутствие везения.
Результаты – из 55 человек 6 учеников ответили –1, 39 ответили - 2,
7 ответили -3, 3 ответили -4
Результаты я прокомментировала следующим образом: «Ты сможешь учиться по географии лучше, если будешь прилагать больше усилий». Этот комментарий я адресовала исключительно каждому ученику на протяжении многих уроков.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что повышение уровня внутренней мотивации учебной деятельности подростков происходит за счет приписывания ими причин своих школьных неуспехов внутреннему, нестабильному, но контролируемому фактору - собственным усилиям.
Однако не секрет, что ученики будут прилагать усилия, если им будет интересно. Моя главная задача преодолеть однотипность уроков, повысить интерес учащихся к знаниям, привить им стремление заглянуть за пределы учебника, вместе с учениками готовить нестандартные уроки, сплотившись в союз « Учитель-ученик» Нестандартные уроки, которые я провожу, помогают мне активизировать учебный процесс, развивать творчество и моё и моих учеников.
Дейл Карнеги утверждает, что есть только один способ побудить кого-то что-то сделать. Задумывались ли мы когда-нибудь над этим. Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. «Помните! – говорит Дейл Карнеги, - других способов нет. Конечно, можно под угрозой поставить двойку, заставить ребёнка воспринимать учебные знания, но это не на долго, очень скоро двойки перестанут воздействовать. Тот, кто сможет заставить ребёнка захотеть учиться – может себя считать учителем успеха. В своей работе «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Дейл Карнеги приводит психологический манёвр. «Каждое лето я езжу в Мэн на рыбную ловлю. Я, лично люблю землянику со сливками, но обнаружил, что по какой-то странной причине рыба предпочитает червей поэтому, когда я еду на рыбалку, то не думаю о том, чего сам хочу, я думаю о том, чего хочет рыба. Я не насаживаю на крючок в качестве приманки землянику со сливками, а подманиваю рыбу червяком или кузнечиком, говоря: «Не хочешь ли попробовать?»
Почему бы и мне, учителю, не поступить столь же разумно, чтобы привлечь детей слушать, познавать. Что я и делаю, проводя нетрадиционные уроки, которые очень разнообразят процесс обучения, превращают его в праздник и для учеников и для учителя, так как заметна отдача детей в их желании приходить на урок, в стремлении что- либо сделать самому, сообщить что-то интересное. Таких форм урока очень много: это уроки путешествия, деловые и ролевые игры, лекции и семинарские занятия, уроки экономических и экологических просчетов, уроки ярмарки и уроки диалоги, уроки конференции и уроки диспуты, уроки зачеты, уроки – исследования и географических открытий, уроки экспедиции, уроки соревнования и др.
Так как наука география сама родилась в результате путешествий, приоритет отдаю урокам путешествиям. Почти на каждом уроке мы совершаем небольшие путешествия по стране и всему миру. Но отдельные уроки мы полностью посвящаем путешествиям. Путешествие можно проводить и при изучении нового материала и при обобщении знаний. Для начала урока путешествия подходят трогательные строки Р.Рождественского:
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен
Я не видел, как звёзды сползают к фиордам всё ниже
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже
Дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие по... И дети из пассивных слушателей превращаются в пытливых искателей знаний.
Нетрадиционный урок, это не просто новая методика преподавания, это целая философия, принципиально отличающаяся от философии традиционного урока. Отдельные её элементы напоминают нам знакомые и отработанные методы преподавания, поисковой исследовательской работы. Но конечный результат отвечает реальным требованиям современности: желание продолжить поиск, освоить новые высоты Знания, творить вместе с одноклассниками и самому. К этому нужно добавить ещё один немаловажный результат - психологическое состояние обучающихся, состояние радости, комфорта, уверенности, прочности добытых знаний. Нетрадиционный урок-это всегда движение вперёд. Язык географии – карта. География без номенклатуры – это не география. Поэтому, любой учитель знает, что при заучивании номенклатуры возникают особые сложности. Трудно учащимся запомнить достаточно большое количество названий, только единицы быстро ориентируются по карте. Поэтому, при изучении номенклатуры карты, я провожу уроки – чемпионаты. На таком уроке несколько этапов: I этап – индивидуальная работа. Нанесение на карту и разгадывание или составление кроссвордов. В 7 классе в теме Географическое положение материка предлагаю после работы с контурной картой составить кроссворд. II этап – работа в парах. Самый любимый вид работы. Дети загадывают друг другу названия на географической карте.
III этап - «Ручеёк». Один ученик выходит к доске, остальные, пользуясь картой, задают вопросы (очень быстро).
IV этап – путешествие по параллели и меридиану, или вдоль береговой линии. Целью перечислить все объекты, встречающиеся по пути следования
V этап - самопроверка (возможен упрощенный вариант –нанести те , которые знаете, затем сверить с картой и подписать)
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игра способствует активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формирует навыки коллективной работы. Набор игр, которые я провожу на уроке, огромен. Это и КВН и ЧТО? ГДЕ? КОГДА? «Миллионер», «Счастливый случай», «Звездный час», «Топографический серпантин», Брейн-ринг и другие. Особое место на уроках географии занимают деловые и ролевые игры. В восьмом классе учащиеся перевоплощаются в климатологов, гидрологов, метеорологов, изучающих компоненты природы Западно-Сибирской равнины. В 9 классе - в рыбаков, геологов, металлургов, энергетиков при изучении темы « Хозяйство Европейского Севера».
Уроки – конференции предполагают собрание в одной аудитории людей, работающих над решением какой – либо теоретической или практической проблемы. Движущей силой любой конференции является диалог. Так очень интересно проходит пресс – конференция в 10 классе «Государства карлики». Целью этой конференции я ставлю активизацию познавательной деятельности учащихся, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с маленькими государствами Европы. Пресс-конференция начинается с того, что класс делится на две группы – корреспондентов различных газет и журналов и представителей каждого государства. Творческим группам заранее даю задание:
1.Нарисовать герб, флаг, страны
2.Составить краткую характеристику страны.
3.Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифровые данные, рассказ очевидцев, анализ статей из периодики)
4. Подготовить рассказ о культуре страны: образовании, музыке, традициях обычаях, играх, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории.
После вступительного слова учителя идет представление стран и вопросы корреспондентов. Пресс – конференции позволяют всех учащихся включить в процесс, стать активным участником, не бояться высказать своё мнение.
Весьма очевиден приоритет географии в экологическом образовании и воспитании. В содержание географического образования я стараюсь включит богатый опыт народа по сбережению, сохранению окружающей среды, который до сих пор чаще всего предают забвению. Опыт поколений, опыт ценностного отношения народа к Земле, воде, растениям, животным и птицам, я включаю в уроки географии в виде отрывков из эпосов, легенд народных преданий, вопросов и заданий в виде правил поведения в природе. На уроках звучат народные изречения, пословицы. Использование в содержании географического образования традиций и обычаев народа, позволяет раскрывать перед учащимися пути рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды, что служит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам как родного края, ток и всей Земли. «Человек давно потерял способность предвидеть и предугадывать. Он найдет свой конец, разрушив Землю». (Швейцер). Эти слова были эпиграфом к уроку «Охрана вод Мирового океана» в 6 классе.
На уроках географии уделяю большое внимание самостоятельным работам. Считаю, что путь к познанию лежит через познавательную и самостоятельную активность учащихся, через их продуктивную деятельность. Учащиеся самостоятельно пишут рефераты, готовят карточки, задания, составляют картограммы, диаграммы, кроссворды, работают с разными источниками информации, дополнительной литературы. «Не давать готовых истин пусть учащиеся до всего доходят сами». Я провела такие творческие уроки: Составление рассказа об отношении людей к земле.
1) Моё географическое открытие
2) Репортаж из страны
Уроки географии несут на себе особую нагрузку.
Изучение геральдики – науки о гербах заслуживает особого внимания Возрождение величия России невозможно без возрождения любви к символам, гербам, пришедшим к нам из глубины веков. Особенно это необходимо для молодого поколения россиян. Географу знание символики обязательно.
В последнее время я особое внимание стала уделять групповой работе. Я хочу обратить внимание на то, как я пользуюсь бригадным методом групповой работы. Бригадный метод использую на разных типах уроков: при изучении нового материала в течение всего урока, на уроке – практикуме. Так бригадным методом я проводила урок в 8 классе при изучении темы « Растительный мир России». Каждая бригада получила своё задание, сходя из учебной задачи урока. Руководители – бригадиры, распределили задание между членами группы. Координационный центр оказывает помощь, даёт консультации. Работой охвачены все ученики. Все переживают за общий успех группы и за каждого в отдельности. Отчёт по проделанной работе у двух групп прослушиваю каждого ученика, а две другие отчитываются руководителям групп. Разновидностью групповой работы является элемент урока – защита проспектов. Так, при изучении темы «Международный туризм» каждая группа – это туристическое агентство. Каждое туристическое агентство должно составить рекламный проспект одной из заданных стран, пользуясь типовым планом описания страны Необходимо представить презентацию или печатную продукцию (рекламный проспект, альбом и.т.д.) с символикой, иллюстративным материалом. Основное требование – материал должен быть живым и интересным. Здесь могут быть и стихи и песни и юмор. «Генеральный директор» каждого агентства сдает учителю листы с указанием фамилии каждого «сотрудника», выполненную работу и предполагаемую оценку.
Лекции – одна из активных форм современного урока. Лекцию можно проводить по плану, который записывается на доске. Материал, изучаемый лекционно, должен быть лёгким убедительным, конкретным. Излагая его, я использую мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point. В ходе лекции я привлекаю заранее подготовленных учеников с короткими сообщениями, художественным чтением, демонстрационной схемой, таблицами, статистическими данными. Урок лекция – это монолог учителя. В него органически включаются практические работы, работы по картам, таблицам, беседы с учащимися на ранее изученные темы, самостоятельные работы. В ходе лекции, я обращаюсь к плану, четко выделяю главное в каждом вопросе, подвожу итоги, контролирую, как ведут дети свои записи в тетради. Уроки лекции всегда предшествуют уроку – семинару.
Урок – семинар проводится после нескольких уроков лекций. Его главная задача – организация творческой познавательной деятельности учащихся, привитие навыков самостоятельного труда в процессе работы по применению, углублению и обобщению, изученного материала. Подготовку к семинару начинаю заранее. Учащимся даю индивидуальные задания, определяю источники знаний, подлежащие самостоятельному изучению, материалы периодической печати, радио, телевидение, научно – популярную литературу. Отдельные учащиеся по указанию учителя готовят краткий доклад, иллюстративный материал. На уроке семинаре обязательно коллективная работа. Одна часть учащихся выступает с докладом, другая принимает участие в обсуждении докладов, делает добавление к сообщениям, анализирует выступления товарищей.
Очень эффективна работа на уроках географии в виде исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – это наиболее эффективный путь познания. Любое исследование включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением, попытку его самостоятельного объяснения, знакомство с литературой, сравнение, анализ и, наконец, выводы как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний.
Хотя исследование является самой главной частью работы, но необходим и последний, заключительный его этап-описание результатов. И очень важно чтобы ученики выступили со своими докладами перед другими школьниками. Здесь мы сталкиваемся со своими трудностями: как правила, юный исследователь не понимает, что устное сообщение совсем не то, что написанная статья, оно должно быть короче, содержать все существенное, сто есть в статье, быть понятным слушателям. Умение выступать перед аудиторией, пригодится школьнику в любой избранной профессии, поэтому стоит потратить время на отработку доклада. И, конечно же, обязательно нужно сформировать правильное отношение к вопросам, которые могут быть заданы докладчику.
Учеба, как всякий труд, теряет свою непривлекательность, стоит лишь сверкнуть в ней творческому началу. Мысли школьников не ксерокопии, и желание творить приходит к ребенку удивительно рано. Возможно, не следует ждать, когда получит ученик большие знания и крепкие навыки - это дело наживное, и творческие задания можно предложить ребятам уже в самом начале изучения курса географии. С большим желанием школьники записывают под диктовку географический диктант с использованием топографических знаков. А что, если предложить учащимся самим написать сказку или приключенческую историю, в которой некоторые слова, выделенные курсивом, заменены соответствующими топографическими знаками? И вот, как чудо, появляются на свет детские творения. Ученица рассказала свою сказку, дети её нарисовали с помощью условных знаков. А Диана прошла по рядам в роли учителя и проверила как дети выполнили задание.
На формирование мотивации учебной деятельности учащихся оказывает возможность географии влиять на развитие эмоциональной сферы личности школьника. Кто из нас не задумывался над тем, какой неисчерпаемый источник эмоциональных возбуждений таится в обыкновенном курсе географии, если подумать, что преподавание этого предмета должно выйти за пределы сухих логических схем и стать предметом и работой не только мысли, но и чувства».
Поэтому я как учитель географии считаю, что одна из задач процесса обучения – формирование эмоционального настроя на уроке географии. Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, на уроках географии необходимо вызывать положительные эмоции. Добиться этого можно посредством создания ситуаций, когда школьники наслаждаются красотой ландшафта. Например, при изучении своей местности возможны экскурсии в природу с целью получения положительного эмоционального заряда, а при изучении тех территорий, где ученикам вряд ли придется побывать, можно вызвать позитивные эмоции, демонстрируя картины, фильмы, слайды, причем их можно сопровождать музыкой , записями пения птиц, шума воды, ветра и т .д. Взаимоотношения человека и природы приводят к ощущению возвышенного и прекрасного. Я считаю, что положительное восприятие материала может обеспечить использование на уроках стихов и музыки. Фонотека всегда должна быть «под рукой». Изучаем реки - звучат песни о реках, изучаем ландшафты – звучат песни о красоте земли русской. Окружающий человека мир полон звука -вой ветра, шум прибоя, журчание воды в ручейке, наконец, технические изобретения человека: машины, радио, телевидеоаппаратура. К сожалению, музыка занимает в этом звуковом ряде далеко не лидирующее место.
Объект или явление, описанное при помощи музыкального произведения, становятся более яркими, содержательными, насыщенными впечатлениями, ассоциациями, осознанными и неосознанными чувствами. С помощью звука можно увидеть то, что невозможно описать словом, изобразить на картине и на экране монитора или телевизора. Музыка помогает лучше понять географию. Более того, она позволяет совершить настоящее кругосветное плавание, полет к далеким мирам, путешествие во времени, по – новому открыть окружающий мир.
Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обратиться к художественной литературе и живописи. Начиная изучение курса, я всегда обращаю внимание на слова над доской «Люблю и знаю, знаю и люблю, и чем полней люблю, тем больше знаю». Ю.Ефремова. Говоря о громадной территории России, зачитываю стихотворение К.Симонова:
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
О красоте и разнообразии России можно продекламировать стихотворение И.Никитина «Русь», одновременно показывая иллюстрации о природе.
И еще немного о дифференцированном обучении. Я, как и многие учителя работаю над проблемой уровневого контроля знаний, что дает возможность каждому ученику проявить свои умения и навыки, хотя на разном уровне. Тесты для тематического и итогового контроля знаний составляю по уровням сложности. Причём один и тот же вопрос я усложняю на розных уровнях. Поэтому, получив задание, ученик сам решает, на вопросы какого уровня он может ответить, в зависимости от качества усвоенных им знаний. Предлагаю тесты для 8 класса по темам «Климат». Задания первого уровня отвечают на вопросы «ЧТО?» и «ГДЕ?». Они рассчитаны в основном на запоминание и требуют умения работы с географической картой. Задания второго уровня предусматривают ответы на вопросы «КАК?», «КАКОЙ?», «ЧТО ХАРАКТЕРНО?», «Каким образом?». Они требуют умения выделять существенные признаки объекта. Взаимосвязь между заданиями 1 и 2 уровней очевидна. Невозможно дать верную характеристику изучаемого объекта или явления без определения его географического положения. Вычленяя существенные признаки и обобщая их, учащиеся устанавливают географические связи. Кроме того, задания 2 уровня предусматривают сравнение объектов и явлений, поэтому учащиеся должны уметь находить общие черты и черты различия.
Задания третьего уровня требуют ответов на вопросы «ПОЧЕМУ?», «ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ?». Они более сложные и включают в себя знания, позволяющие ответить на задания двух предыдущих уровней. При ответах необходимо умение устанавливать причины явлений, взаимосвязи между ними и географические закономерности.
На уроках географии, как и на других уроках, я использую тестирование. Тестирование не всегда дает объективную оценку знаниям учащихся. Часто дети наугад ставят буквы ответов, надеясь, авось повезет.
Я пользуюсь тестами С.Е. Дюковой, В.Б.Пятунина, И.В. Новоженина, Л.И. Севостьяновой. Совместно с учащимися создаём тесты в программе Power Point, Excel. Использую тестовый тематический контроль как тренировочный обучающий вовремя изучения нового материала, когда закрепляем и повторяем материал на уроке. А также применяю итоговое тестирование. Тесты содержат несколько вариантов (равносильных между собой). Обучающий и корректирующий контроль позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем. Для отработки и более успешного усвоения учебного материала я предлагаю тесты в качестве домашнего задания.
Тесты составляю с учётом дифференцированного подхода к каждому ученику. Задания, оценивающиеся в один балл, проверяют основной, базовый уровень (образовательный стандарт) по данной теме, остальные задания (более сложный уровень) рассчитаны на более свободное владение материалом программы. При разработке заданий я учитываю необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д. Задания я составляю таким образом, чтобы можно было проверить усвоение содержания темы на разных уровнях: есть вопросы, где от учащихся я требую воспроизвести полученные знания, есть и такие, где необходимо применить знания в новой ситуации для объяснения какого-либо географического явления. Правильные ответы я стараюсь сообщать учащимся сразу же после сбора их работ.
Одним из условий повышения мотивационной деятельности на уроке географии является отказ от стереотипного подхода к контролю знаний, когда контролер - только учитель. Теперь я часто привлекаю «контролёров», подготовленных учеников. Наличие «контролёров» позволяет экономить время на уроке, разнообразить организационные формы. В связи с этим усиливается роль итогово - тематического контроля: ученика контролирует не только учитель, но и ученик, свои товарищи. Это дает возможность более объективно и полно оценить знания ученика, чем текущая проверка.
На уроках я стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили. Помогает мне решить эту задачу и ответить на вопросы работа над проблемой «Использование мультимедийных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности», которая была темой по самообразованию последние три года.
Ни один из других предметов в такой
степени не нуждается в наглядности и
занимательности как география, и в
тоже время ни один из предметов не
представляет более благоприятного
поля для применения наглядных и
занимательных способов преподавания,
как география.
Н.Н. Баранский
Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Одним из направлений модернизации системы географического образования в нашей школе является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Сочетание компьютерных технологий с традиционными позволяет достичь максимального уровня в обучении географии.
Мультимедийные учебники для 6-10 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землёй. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернету.
В 2013 году на уроках я начала использовать мультимедийные учебники по географии для 6-10 классов, электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.
Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария уроков в 6-11классах с использованием программы презентации Power Point.
Использование компьютера на уроке помогает мне решать следующие проблемы: формировать мотивацию к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке, обеспечение социализации личности учащегося через освоение информационных технологий. Возможности электронного учебника позволяют наглядно показать причинно- следственные связи, сложные для понимания, а также позволяет решить вопрос отсутствия наглядности. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Урбанизация». В ходе урока ученики должны получить представления о разных городах нашей страны, функциях городов, проблемах городов. Программа позволила мне самостоятельно, в нужной последовательности, составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернета, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся, увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных городах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений
Как учителя географии, мы часто сталкиваемся с работой со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных проектов. Например, по теме “ Страны-малютки” проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали статистический материал в Интернете и ежедневной прессе. Продуктом этого проекта, презентацией, я пользуюсь при объяснении темы “Страны Европы”. Работая над созданием презентации, ребята использовали программу MS EXCEL, которой научились пользоваться на уроках информационных технологий.
Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Хотелось бы иметь возможность проводить уроки с использованием Интернета, давать возможность ученикам выходить непосредственно в сеть. С применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, т.к. ученики открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Сделать это, не имея доступа в Интернет в классе, достаточно сложно.
Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе. Одна из форм внеурочной деятельности - использование ИКТ в работе.
Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:
- в подготовке и проведении общешкольных праздников
-в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.
- в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования
-в организации работы с органами ученического соуправления.
Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися: а) в учебном процессе; б) во внеурочной деятельности. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.
Этапами исследовательской деятельности является:
Знакомство со статистическими данными переписи населения.
Обсуждение социальных проблем, характерных для села.
Социологический опрос населения по данной проблеме
Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе Ехсеl
Составление компьютерной презентации,
Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции.
Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых словах»:
-междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребёнка поиска и соединения различных знаний
-оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи
-технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, камера, мультимедиа) и с ними интересно работать
-завершённость – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.
Один из примеров освоения учащимися основ социального проектирования и ИКТ – проект проведения расширенного заседания ученического актива. Заседание проходит с использованием медиатехнологий. Старшеклассники предварительно самостоятельно проходят все этапы работы с информацией – создание, поиск, сбор, анализ информации о деятельности детской организации и делятся опытом с младшими.
Средства ИКТ позволяют информировать учащихся о туристических мероприятиях, предоставить учащимся и их родителям исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях. Выполняя рабочие снимки цифровым фотоаппаратом, перенося на компьютер, анализируя, выбирая информацию в Интернете, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий, приобщая к современным средствам коммуникации. И как результат - повышается познавательная творческой деятельность учащихся. Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию воспитательной деятельности в школе.
Использую презентации PowerPoint, Excel для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ. Использую ИКТ в организации дополнительного образования. Деятельность кружка «Школьная газета Калейдоскоп», который я веду, невозможна без современных средств коммуникации. Выпуск газет осуществлялся параллельно с компьютерной обработкой материала, печатью фотографий, сканированию, поиску информации в Интернете, работой с СД дисками и т.п.
Компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. В настоящее время работаю в творческой группе педагогов школы «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе». Школа является муниципальной экспериментальной площадкой «Единое информационное пространство школы как средство реализации компетентностного подхода в общем образовании».
Мне хотелось бы продолжить свое повествование о том, как же можно повысить желание ученика учиться, познавать этот удивительный предмет –география.
Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика, когда забыты законы физики, химии, теоремы геометрии и правила географии и биологии? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.
Я согласна с мнением профессора В.П.Сухова, что в основе технологии развивающего обучения лежит личностно-деятельный подход. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности».
Методы обучения, которые я использую, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Поэтому ученикам часто привожу слова А.П. Чехова, который утверждал: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».
Целенаправленно формируя приёмы умственной деятельности, я одновременно развиваю активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту.
Особое внимание уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Я предлагаю школьникам такое задание: «На основе карт атласа составить комплексную характеристику страны (любой)». Оформляется работа в виде таблицы.
Думаю, у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя. Конкретные цели её выполнения, перерастающие в результаты:
Предупредить незнание материала.
Повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат.
Ликвидировать возможные пробелы в знаниях.
Продолжать учиться и анализировать тематические карты.
Научить получать с карты неявную информацию.
Продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную.
Учиться оформлению работы в табличной форме.
«Мы ленивы и не любопытны»- эти пушкинские строки иногда ставлю я эпиграфом к отдельным урокам, когда хочу привлечь детей к поиску на карте. Почему, изучая географическую номенклатуру, мы запоминаем всего несколько «канонизированных имен» ? - Колумб, Чириков, Седов, Папанин, Дежнёв – эти фамилии у нас на слуху. Но вдруг мы замечаем на самой обычной карте Арктики пролив Овцына, мыс Латиниуса, бухту Прончищева – встаем в тупик. Поэтому задания из страничек истории будят творческую мысль детей и отправляют их в поиски. Сравнительно новой формой развития познавательной деятельности при организации самостоятельной работы учащихся является использование мною на уроках карт-пазлов в курсе географии материков и океанов. Карты-пазлы представляют собой географические тематические и контурные карты, выполненные на картонной основе, которые в отличие от мозаик, имеют одинаковую конфигурацию, что во много раз увеличивает сложность выполнения заданий.
Проблемное изучение материала на уроках географии
В педагогике проблемный характер обучения определяется как подход, «возбуждающий у учащегося противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала». В классификации методов обучения он выделяется как «активизирующий познавательную деятельность учащегося и формирующий у него познавательный интерес. Целью проблемного обучения является развитие у учащихся критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, поиск собственных личностных решений.
Существуют различные варианты постановки и решения проблемы. У меня есть подборка разработанных проблемных ситуаций и вопросов, с помощью которых возможно повысить мотивационную деятельность на уроках географии, помочь учащимся включиться в творческую мыслительную деятельность.
Первый вид постановки проблемной ситуации, когда педагог ставит проблему или проблемы, и сам их решает, излагая лекционный материал. Например «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит».
При такой форме проведения занятия учащиеся внешне пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания. Они видят, что западный контур Южной Америки повторяет восточный берег Африки, но им сложно выдвинуть теорию, что когда –то это был единый материк. Этот подход применяется чаще, чем другие, где затруднена обратная связь.
Второй вариант, когда педагог ставит перед учащимися проблемы и предлагает решать их совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы. Приведу примеры проблемных вопросов, которые задаю при изучении своей местности: «Где находится точка- антипод нашему населённому пункту, т.е. точка, где люди по отношению к нам будут располагаться «вверх ногами». В чём заключается специфика района? Может ли Архаринский район быть самым развитым на Дальнем Востоке? Почему наличие золота в районе не делает его богатым? Почему прекратилась добыча угля на Архаро – Богучанском месторождении? Сырьём для каких производств могут служить полезные ископаемые Архаринского района? Какова площадь района в сравнении с другими районами России и зарубежными странами? Почему сельское хозяйство низкопродуктивно и экстенсивно? Можно ли засеять опустевшие земли соей? Где искать причины отсталости района?
Третий вариант -работа в группе. Учащимся предлагается разбиться на малые группы «приверженцев» того или иного мнения.
После короткой работы в группах лидеры защищают свою точку зрения.
- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)
-Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке?
-Почему в пустыне Наиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары?
Четвёртый способ письменно-индивидуальный. Предложив всему классу 1-2 вопроса, предлагаю учащимся ответить на них письменно. Ценность этого варианта, на мой взгляд, заключается в том, что, проверяя письменные работы, удается проследить ход рассуждений каждого ученика, его аргументацию и собственные выводы.
Пятый способ. При работе с учебником, где есть проблемные вопросы, (9 класс Алексеев А.И., В.А.Ром, Дронов В.П.) я указываю материал и определенные временные рамки работы (не более 15 минут). Учащиеся работают с учебным материалом как источником информации, формулируют ответы на поставленные проблемные вопросы, в устной и письменной форме, фронтально, по группам, парно или в виде домашней работы. Иногда есть готовые рассуждения и учащиеся их проговаривают и запоминают.
Основной задачей в своей работе считаю применение здоровьесберегающих технологий. Так в начальном курсе географии на практической работе по выполнению глазомерной съёмки участка местности. Где отрабатываются учебные навыки работы с компасом, ученики в течение 35 минут находятся на свежем воздухе. В качестве физкультминутки на уроках применяю игру «Флюгер», когда все встают и поворачиваются в ту сторону, куда «дует ветер».
Ветер дует с востока.
Ветер дует с юга.
Ветер дует с юго-востока.
Ураган
С юго-запада
Штиль
Значительное место уделяется работе над экологическим воспитанием, знакомству с природой и географией и историей родного края. Краеведческое исследование даёт знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того, в походе дети приобретают навыки практической природоохранительной деятельности: они выбирают место привала, утилизируют отходы и т.п.
С целью активизации деятельности школы по формированию у учащихся эстетического восприятия окружающей среды и ответственности за ее экологическое состояние, создание благоприятной комфортной среды в школе для осуществления оптимально качественного образовательного процесса, разработала проект «Школа - мой второй дом»
Ребенок проводить большую часть дня в стенах школы. По статистике, за 8 лет учебы количество здоровых детей сокращается в 4-5 раз, увеличение учебной нагрузке в старших классах приводит к дальнейшему ухудшению многих показателей здоровья. Создание комфортной внутришкольной среды позволяет максимально сохранить здоровье школьника.
Комфорт в школе способствует также адекватному поведению ребенка, его успешной учебе, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе.
Обустройство интерьера школы и школьного двора с учетом современных дизайнерских направлений будет способствовать эстетическому воспитанию учащихся. Школа должна превратиться в очаг культуры, место, где хотелось бы проводить больше времени, где все должно быть пронизано стремлением к красоте. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Таким образом, осуществление данного Проекта актуально для МБОУ СОШ с. Балта.
13PAGE 14115
Заголовок 215