Урок окружающего мира Бюджет семьи


Технологическая карта урока «Бюджет семьи».
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности
-Дети, сегодня на уроке мы будем с вами наблюдателями.
-Работа пройдет в группах.
-Для работы создадим хорошее, дружелюбное настроение.
-Улыбнитесь друг другу. Улыбка - это залог хорошего настроения.
Давайте будем дарить друг другу радость при общении. Осуществляют самооценку готовности к уроку.
Определяют своё настроение с помощью карточек. Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД: самоопределение.
Актуализация знаний. Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию.
- Ребята, всегда ли родители покупают вам то, что вы у них просите?
- А вы на них за это обижаетесь?
-Объясняют ли вам родители, почему они не могут купить вам то, о чём вы просите?
- А бывали ситуации, когда родители говорили, что нет денег, а на самом деле деньги вы видели у них в кошельке?
Отвечают на поставленные вопросы Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
Постановка учебной задачи. Подготовленные дети выступают перед классом с диалогом.
Диалог.(приложение 1)
Встречаются на перемене два друга.
- 1ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да?
- 2ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. « Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители.
1ый мальчик. А что такое семейный бюджет?
2 ой мальчик. Не знаю.
Постановка проблемы.
Кто знает, что такое семейный бюджет?
- Сегодня на уроке мы поговорим о вашем семейном бюджете, узнаем, почему родители не всегда могут купить то, что хочется.
Нам предстоит ответить на вопросы:
Что такое бюджет?
Что такое доход?
Что такое расход?
Заполнить оценочные листы (на начало и конец урока) (Приложение 2)
На какие вопросы оценочного листа вам трудно было ответить?
Почему?
Где мы можем найти ответы на все эти вопросы?
Предположения детей.
- Посмотрим в толковом словаре, учебнике, интернете значение слов «доходы», «расходы», «стипендия», «пенсия»
Регулятивные: умение высказывать своё предположение.
Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
Решение учебной задачи Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
-Каждой группе дать инструкцию по проведению совместной работы.
1. Найти в учебнике значение слова «бюджет»
2. Выяснить, из чего может состоять семейный бюжет.
3. Узнать в справочнике значение слов «доходы», «расходы», «стипендия», «пенсия».
4. В раздаточных листах определить, что в первую очередь необходимо для семьи.
1.Будь вежлив с товарищем в группе.
2.Умей выслушать мнение каждого.
3.Доказывай своё мнение.
4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски
5.Внимательно выслушай мнение в других группах.
6.Задай вопрос на понимание
Работа в группах по 7 человек.
Выяснить из чего складывается семейный бюджет. Дать понятие новым терминам. Определить приоритеты семейных расходов. Регулятивные: принимать установленные ранее правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий.
Личностные: проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
Динамическая пауза Осторожно ветер
За калитку вышел, 
Постучал в окошко, 
Пробежал по крыше, 
Покачал тихонько
Ветками черемух, 
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых 
И,расправив гордо
Молодые крылья, 
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью. 
(С. Есенин)
Руки вверх и махи руками вправо-влево. Постучать кулачками по парте.
Перебирать пальчиками по парте.
Руки поднять вверх, махи руками вправо-влево
Постучать кулачками по парте
Перебирать пальчиками по парте.
Руки согнуты в стороны, махи руками. Решение поставленной задачи (продолжение) – На уроке у нас сегодня 4 группы – 4 семьи
– Выберите фамилию своей семье.
– У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет. (Приложение 3)
– Выслушаем, что у вас получилось.
Во время выступления групп, заполняется схема на доске:
– Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?
86233015621000202565015621000Семейный бюджет
Доход Расход
Зарплата родителей Питание
Стипендия Одежду и обувь
Пенсия Обучение
Пособие на детей Лечение
Отдых
Коммунальные расходы
– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
– Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи.
– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
– Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 150 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?
– Как могут распределиться доходы и расходы?
– Поднимите руку те группы, у кого хватило доходов, а теперь те, у кого расходы больше, чем доходы?
– Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?
– Какая формула будет лучшей?
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Выясним значение этих слов. Найдите на карточках – подсказках, что такое дефицит.
-Что в этом случае надо делать?
– На чем можно сэкономить?
– Как вы думаете, жадный и экономный(бережливый) – это одно и то же?
– Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. Дети работают в группах.


Заслушиваем представителей каждой группы.
Предположения детей.
Ученики подсчитывают сумму.
Устные ответы обучающихся.
– Доходы могут быть равны расходам Д=Р.
– Доходы превышать расходы Д>Р.
– Доходы быть меньше расходов Д<Р.
– Та, в которой доходы больше, чем расходы.
– Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно отложить сбережения.
– На сладостях и излишествах в еде.
– На транспорте (пользоваться проездным).
– На коммунальных услугах (экономия электричества).
– На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок Познавательные: Представлять информацию в сжатом виде Коммуникативные: излагать свое мнение.
Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью
6. Самостоятельная работа. – У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе вы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
– А непредвиденные расходы?
– Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?
– Замечательные ваши советы. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?
– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде. Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей.
– Лотерея, премия, наследство.
– Болезнь, несчастье.
Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения предложить детям воспользоваться готовым списком и выбрать из предложенных вариантов верные утверждения.
– Нужно много трудиться.
– Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, а лень портит. Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
самоопределение.
Рефлексия -Вернемся к оценочным листам, которые заполняли в начале урока. Заполним их еще раз
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке хорошо получилось?
- Над чем нужно ещё поработать?
– Всем спасибо за работу на уроке!
2) Самооценка своей деятельности.
3) Домашнее задание. Обязательно для всех.
Прочитать материал учебника с.74-75, ответить на вопросы.
Составьте план своих расходов.
Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Приложение4)
Приложение 1.
Встречаются на перемене два друга.
1ый мальчик.
- Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да?
2ой мальчик
- А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. «Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители.
1ый мальчик.
- А что такое семейный бюджет?
2 ой мальчик.
- Не знаю.
Слова: семья, деньги, заработная плата, стипендия, расходы, пенсия, доходы, бюджет.
знаю Не знаю
…. …
… …
… …
… …
… …


Приложение 2.
Приложение 3.
Продовольственная корзина (слайды 5, 6)
Задание для всех семей
Список товаров и услуг
Товар или услуга                 Цена, руб.           Ваш выбор
Лекарства         5        
Продукты         50        
Одежда         10        
Обувь         10        
Бытовая химия         4        
Транспорт         10        
Велосипед         15        
Музыкальная (спортивная) школа         10        
Книги         5        
Компьютер         20        
Игрушки         5        
Платежи и налоги         30        
Диски с мультфильмами         6        
Посещение цирка        6        
Посещение боулинга         7        
Туристическая поездка         70        
Поход в кино         4        
Мороженное, конфеты          5        
Фрукты          8        
Приложение 4
Полезные советы.
1) Перед походом в магазин составьте список необходимых товаров и продуктов
2) Не ходите в магазин на голодный желудок (по статистике до 20% лишних покупок)
3) В магазине строго следуйте вашему списку
4) Не берите с собой лишние деньги
5) Не ходите в магазин с маленькими детьми (только по необходимости)
6) Сократите количество походов в магазин в месяц (за продуктами раз в неделю, за одеждой
еще реже (по необходимости)
7) «Оптом – дешевле» (продукты дешевле покупать на оптовых рынках, если есть где хранить)
или в складчину с кем-нибудь из друзей.
8) Не переплачивать за рекламу и упаковку (упаковка это мусор). Есть товары не хуже по
качеству в более скромных упаковках.
9) Приучите себя откладывать 1/10 часть любых доходов в месяц на «сбережения» (и ни при
каких обстоятельствах не трогайте эту сумму - «неприкосновенный запас»)
10) Приучите себя в конце дня считать ваши расходы и записывать, к концу месяца увидите,
куда уходят деньги.