Внеурочное занятие по экономике для 1 класса Семейный бюджет


Внеурочное занятие по экономике в 1 классе по теме «Семейный бюджет»
Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет».
Задачи:
1)Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете.
2)Выявить основные источники формирования семейного бюджета.
3) Приобщать обучающихся к разумному ведению хозяйства, планированию, умению делать правильный выбор.
4)Развивать умение сравнивать и делать выводы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, заготовки птиц, раздаточный материал.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Ι. Мотивация. -Я приглашаю вас на занятие по экономике. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте удачи.
Личностные УУД:
1)формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
ΙΙ. Постановка темы занятия. -Ребята, сегодня на занятии по экономике мы узнаем с вами, что произошло дальше с семьёй, живущей в Обычном переулке. (Чтение экономической сказки «Дом в обычном переулке» от начала 6 главы до слов: «Значит, нужно будет сократить кое-какие другие расходы.»)
-Как вы думаете, почему семье придётся сократить некоторые расходы?
-А почему для того, чтобы платить за лицей, нужно отказаться от каких-то других расходов, сэкономить?-А как вы думаете, откуда в семье берутся деньги?
-Я могу добавить ещё возможность получения наследства, получение процентов по денежным вкладам и акциям, может быть и материнский капитал. Но бюджет семьи Серёжи и Даши состоит из зарплаты папы, пенсии бабушки Поли. Денег в семье немного, поэтому для того, чтобы оплачивать учёбу Серёжи в лицее, нужно решить, от каких расходов можно отказаться. Чтение до слов: «…на компьютерные курсы, на школу».
-Как вы думаете, какие расходы можно отнести к второстепенным? На чём можно сэкономить?
-А что относится к необходимым расходам?
-Ребята, кто из вас догадался, какая тема нашего занятия?
-Вы правильно сказали. Мы сегодня будем говорить о семейном бюджете. -Что такое семейный бюджет?
-Бюджет семьи – это денежный план семьи, который учитывает доходы и расходы за определённый период времени.
СЛАЙД 1, 2

Познавательные УУД:
1)находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
2)делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
3)развитие умения извлекать информацию из текста
Регулятивные УУД:
1)определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
2)учиться высказывать своё предположение
Личностные УУД:
1)развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные УУД:
1)развитие умения слушать и понимать других
ΙΙΙ. Актуализация знаний. Сейчас, ребята, мы с вами определим, что относится к доходам, а что к расходам.
(работа у доски – распределить в 2 группы доходы и расходы) СЛАЙД 3

-Молодцы, задание вы выполнили правильно.
-Что такое доходы семьи?
-Расходы семьи?
- Доходы семьи – это поступление денежных средств в семью из разных источников.
- Расходы - затраты денежных средств на товары и услуги.
Чтение до слов: «Ведь за нашу школу, в которой мы с Дашей учимся, родители не платят».
- Если родители не платят за обучение, то кто же тогда платит учителям зарплату?
- А откуда берутся деньги в бюджете страны?
- Государственный бюджет формируется из налогов и сборов. Налоги – это обязательные платежи. А потом собранные деньги распределяют на различные нужды, в том числе и на зарплату учителям, врачам, военным и работникам культуры.
(чтение до конца главы)
-Как бы вы поступили на месте Серёжи? Объясните свой выбор.
-Когда бюджет семьи распланирован так, что свободных денег совсем не остаётся, то, прежде чем потратить их на что-нибудь незапланированное, нужно отказаться от второстепенных расходов. Такой выбор (что считать главным, а что второстепенным) всегда труден, но выбирать нужно учиться.
ФИЗМИНУТКА-Сейчас мы немного поиграем. Встаньте в круг, когда я буду называть доходы, нужно присесть, расходы – встать.
(стипендия, лекарства, продукты, зарплата, отдых, премия, квартплата, одежда, подарок) Регулятивные УУД:
1)учиться работать по предложенному учителем плану
Личностные УУД:
1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
2) развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Познавательные УУД:
1)обобщать и классифицировать по признакам
2)находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
3)делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
4)развитие умения извлекать информацию из текста
Коммуникативные УУД:
1)развитие умения слушать и понимать других
2)оформлять свои мысли в устной форме
ΙV. Первичное закрепление знаний.
-Пройдя по этим лабиринтам, вы, ребята, узнаете, какие увлечения у кота Яшки, Серёжи, Даши и куклы Серафимы. Все ли они требуют больших расходов?
-Вы хорошо справились с этим заданием. СЛАЙД 4
Познавательные УУД:
1)обобщать и классифицировать по признакам
Коммуникативные УУД:
1)оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД:
1)учиться высказывать своё предположение
V. Организация самостоятельной работы.
-Сейчас вы будете работать в группах.
1 –отметить знаком «плюс» НЕОБХОДИМЫЕ расходы
2 – отметить знаком «минус» ВТОРОСТЕПЕННЫЕ РАСХОДЫ, т. е. на чём можно сэкономить
СЛАЙД 5 1 2 1 2
Коммуникативные УУД:
1)развитие умения слушать и понимать других
2)оформлять свои мысли в устной форме
3)умение работать в группах
Регулятивные УУД:
1)учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
1)обобщать и классифицировать по признакам
VI. Практическая работа.
-Чтобы сократить расходы, Серёжа и Даша решили, что некоторые вещи можно смастерить самим, своими руками. Например, игрушки. Ребята, сейчас мы тоже с вами сделаем игрушки. У вас на столах лежат заготовки. Возьмите их, согните по линии сгиба, приклейте клюв, смазывая клеем с внутренней стороны. В надрез вставьте крылышки. Что у нас получилось? Как можно использовать это изделие?

Регулятивные УУД:
1)учиться работать по предложенному учителем плану
VII.Рефлексия.
-С каким новым понятием вы познакомились на занятии? (семейный бюджет)
-Что входит в это понятие? (доходы и расходы)
- Что такое доходы? (Поступление денежных средств в семью из разных источников.)
- Что такое расходы? (Затраты денежных средств на товары и услуги.)
-Сейчас вы оцените свою работу на занятии. Кто считает, что всё хорошо получилось, выбирает зелёное сердечко. А у кого пока получилось не всё, но он будет стараться – жёлтое сердечко. СЛАЙД 6
Личностные УУД:
1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
2) развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией