Доклад на тему Воспитание патриотизма, преемственность поколений при переходе на ФГОС


Настоящее российской истории и образования - время смены ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Изменения в обществе вызвали изменения и в социальном заказе на образование. Система духовно-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности: семья, школа, социум. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко развитие и воспитание личности-патриота своей страны происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе при внедрении ФГОС должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно – нравственная жизнь школьника.
Школьная программа по патриотическому воспитанию предусматривает реализацию общей программы развития системы образования, воспитания и направлена на создание условий, обеспечивающих воспитание патриотов Родины, чувства уважения к семье, к старшим и младшим, формирование и привитие детям чувства товарищества, честности, долга перед Родиной, служение Отечеству. ФГОС среди значимых приоритетов указывает на то, что воспитание патриотизма направлено на формирование и развитие личности гражданина-патриота Родины, способного выполнять гражданские обязанности в мирное и в военное время.
Патриотизм – это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Патриотизм является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Зарождается он с формирования родственных чувств к своим родителям, бабушкам и дедушкам. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, а любовь к Родине – его финал.
Безусловно, воспитание личности – патриота в школьный период осуществляется в течение всего учебно-воспитательного процесса: и во время учебной деятельности (в рамках курсов истории, литературы, при изучении родных языков и других предметов) и во внеклассной деятельности.
Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен.
Впервые понятия «патриот» и «патриотизм» стали употребляться в период Великой Французской революции 1789 — 1793 годов. Патриотами тогда называли себя борцы за великое дело, защитники и освободители республики, в противовес изменникам и предателям родины - роялистам.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова.
Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.Идея патриотизма занимала и занимает особое место в духовной жизни общества. Она распространяется на все сферы общественной жизни: идеологию, политику, право, культуру, экономику, образование, экологию. В любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общественном сознании. Она должна содержать в себе ответы на коренные вопросы общества, сформулированные еще Омаром Хайямом: «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?». Идеал выражает представление общества о моральном совершенстве, и он является основой для формирования национальной идеи.
Воспитание должно подготовить ученика к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Ситуация развития современного общества на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения. Здесь важно, чтобы произошло принятие подростками нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.  Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности. Именно восприятие патриотизма, толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям как падение нравственности, «потеря поколения», чувству иждивенчества и направлено против социального безразличия, роста преступности и наркомании.
Указанный Федеральным государственным образовательным стандартом курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины. Формирование патриотизма в нашей стране все чаще рассматривается как возможная национальная идея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России. Реализация программы немыслима сегодня без активной краеведческой деятельности школ, внешкольных учреждений. Ценностные ориентиры, необходимые для усвоения, определяют приоритетные направления в воспитательном процессе. В нашей школе проходят мероприятия для каждого этапа реализации ФГОС, целью которых является «Воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма». Это республиканские, городские, школьные и классные мероприятия. Особое значение в программе придаётся изучению государственных символов Республики.
В Уфе - столице Башкирии проходит республиканская общественная патриотическая эстафета «Встреча Знамени Победы», посвященная 70-летию Победы в ВОВ. Эта акция проводится в рамках образовательно-патриотического проекта «Я – гражданин Великой страны». Нам с вами выпала честь 10 февраля принимать официальный символ Победы советского народа над фашистской Германией и Знамя «Бессмертного полка», после чего реликвии побывали в образовательных учреждениях района. Вы уже знаете, что персональное знамя Бессмертного полка имеют только 10 городов в России, среди которых и Уфа. Этой встрече сопутствовали тематические уроки, мероприятия, встречи с ветеранами войны и труда, «детьми войны». Было приятно наблюдать, как многие родители с детьми приходили сделать фотографии на память. Эта патриотическая акция финиширует 9 мая также в Уфе – на торжественном мероприятии в честь 70-летия Великой Победы.
В лицее планируется создать музей Н. Ковшовой. К сожалению, не все дети знают об истории этой удивительной 19-летней девушки, в честь которой названа одна из улиц нашего города. С большой уверенностью можно утверждать, что деятельность школьных музеев может реализовать многие из принципов ФГОС. Особенно его главный принцип ориентации на идеал. Музейная деятельность, будучи планомерной и систематической, развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Дети могут принять активное участие в многообразных формах музейной деятельности: это и поисковые задания, и походы по местам боевой и трудовой славы; и участие в создании экспозиций.
Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. 2015 год в России официально объявлен годом ЛИТЕРАТУРЫ. Очень много мероприятий запланировано на этот год, в которых наши ребята принимают активное участие. Это и написание сочинений-эссе, репортажи, всевозможные конкурсы чтецов, проведение деловых игр, обсуждение вместе с обучающимися волнующих их вопросов. С 5 классами мы планируем провести читательскую конференцию по повести «Сын полка» Валентина Катаева.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. ЛИТЕРАТУРА любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат художественные произведения, изучаемые в школьной программе. Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.Русский язык как учебный предмет также несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.