Календарное планирование коррекционной программы по русскому языку 5 класс
Содержание учебного материала
Кол-во
часов
Повторение изученного в начальной школе
1
Отработка навыка нахождения орфограммы в корне слова. Развитие связной монологической речи.
1
2
Развитие связной монологической речи. Развитие умения выделять главную мысль текста.
1
3
Развитие умения составления звуковой схемы слова. Отработка навыка написания разделительных Ъ и Ь.
1
4
Развитие памяти при закрепление навыка правописания окончаний существительных и прилагательных.
Проверка усвоения знаний. Проверочная работа №1.
1
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
5
Развитие навыка краткого пересказа текста, умения выделять главную мысль.
1
6
Развитие умения выделения главных членов предложения, постановке тире между подлежащим и сказуемым.
1
7
Развитие умения находить второстепенные члены предложения, составление схемы предложения.
1
8
Формирование навыка постановки знаков препинания в простом предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.
1
9
Развитие умения выразительного чтения предложений с обращением. Формирование навыка постановки запятой при обращении.
Проверка усвоения знаний. Проверочная работа №2.
1
10
Формирование навыка разграничения простого и сложного предложений. Развитие умения составления схемы сложных предложений.
1
11
Развитие умения составления диалога по картине, опорным словам.
1
12
Развитие зрительной памяти при закреплении правописания словарных слов.
1
Проверка усвоения знаний. Словарный диктант.
1
Фонетика
13
Формирование навыка обозначении мягкости согласных при помощи Ь.
1
14
Развитие умения фонетического разбора слова. Развитие связной монологической речи при описании предмета.
1
Лексика
15
Формирование навыка разграничения прямого и переносного значения слов.
1
16
Развитие умения подбора синонимов и антонимов к словам определенной тематики.
1
Морфемика. Орфография. Культура речи
17
Развитие навыка рассуждения по данному образцу.
1
18
Развитие навыка пересказа текста от 1, 3-го лица.
1
19
Развитие умения работать по образцу по теме «Правописание чередующихся гласных О и А в корне слова»
1
20
Развитие умения навыка работы по образцу по теме «Правописание О и Ё после шипящих в корне слова». Проверочная работа №3.
1
21
Коррекция ошибок, допущенных в диктанте.
1
Имя существительное.
22
Развитие слуховой памяти. Развитие умения составлять доказательство в рассуждении.
1
23
Развитие умения работать по таблицам по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных».
1
24
Формирование навыка правописания гласных О и Е после шипящих и Ц.
1
25
Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя существительное».
1
Глагол.
26
Развитие связной монологической речи по сюжетным картинкам.
1
27
Формирование умения работы по образцу по теме «Правописания чередующихся гласных И и Е в корнях»
1
28
Развитие умения запоминания правила «Правописания безударных личных окончаний глаголов». Тестовая работа.
1
29
Формирование навыка составление юмористического текста по картине.
1
Имя прилагательное
30
Развитие памяти, внимания в работе с алгоритмом «Правописание О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»
1
31
Формирование умения подбора прилагательных при описании животных.
1
32
Развитие слухового внимания. Обучение приемам запоминания правил.
1
33
Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя прилагательное».
1
34
Проверочная работа №4.
1
35
Игра «Занимательный русский язык».
1
Коррекционная программа в 5 классе по русскому языку.
Содержание.
Пояснительная записка.
Цели и задачи программы.
Основные направления работы.
Тематическое планирование.
Методическое сопровождение.
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-8 классах, в которых ведется обучение по программам общеобразовательных учреждений VII вида, с целью коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитичесих навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в их знаниях, пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря и речевому развитию в целом.
Цель коррекционной работы – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Задачи.
Образовательные:
Посредством формирования и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
Развивающие:
Развивать познавательную активность учащихся.
Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:
беседа по знакомой ребенку теме;
устные и письменные диктанты;
выполнение заданий по словесной инструкции;
списывание с образца;
составление образца по элементам;
обследуется речь ребенка.
План занятий с группой включает в себя:
восполнение пробелов предшествующего развития;
коррекция дефекта;
подготовка ребенка к усвоению программного материала.
Материал урока отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности. Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаскивания», формального механического подхода, должно быть максимально направлено развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, использованием наглядно-графических схем и т. п. Создают возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесн
·ого отчёта.
При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий. Желательно часть занятий проводить в игровой форме. Этим будет поддерживаться постоянный интерес к занятиям.
При проведении игр и упражнений следует исключить ситуацию неудач. Реакция на ошибки должна быть формой помощи.
Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.
Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Структура программы коррекционных занятий включает следующие разделы:
1. Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель введения данного раздела – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно –практической деятельности учащихся : работе по схемам ,таблицам, алгоритмам и др . Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
2.Пропедевтика изучения трудных тем.
Некоторые темы, включенные в содержание программы требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового . Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
3.Восполнение пробелов в знаниях.
В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.
4. Развитие речи.
Цель данного раздела – обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать
определения орфограммы, текста;
определения основных орфографических и пунктуационных правил обосновывать свои ответы и приводить примеры.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова по составу;
находить в словах орфограммы;
определять части речи;
определять род, число, падеж имен существительных, прилагательных;
определять лицо, время, число, род глаголов;
правильно ставить знаки препинания при обращении и прямой речи.
По развитию речи:
составлять текст в соответствии с его темой;
подбирать синонимы, антонимы для более точного выражения мыслей;
пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и синонимов и другими школьными словарями.
Основные направления работы.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие зрительного восприятия;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Развитие основных мыслительных операций:
Навыков соотносительного анализа;
Навыков группировки и классификации;
Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления;
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (чтение по ролям, драматизация).
Расширение представлений о мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения проверочных самостоятельных работ, тестов, словарного диктанта. Контроль осуществляется с помощью самопроверки и взаимопроверки, а также выполнения итоговой проверочной работы, содержащей задания по основным темам курса.
Формы организации учебных занятий.
Индивидуальные или групповые занятия, длительность которых не превышает 20-25 минут.
В данном календарно-тематическом планировании представлена определенная последовательность коррекционно-развивающих занятий, направленная на активизацию и формирование основных знаний, умений и навыков по русскому языку.
Методическое сопровождение.
Литература для учителя.
Русский язык. Учебник для 5 классов под редакцией Т.Ладыженской.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М. «Просвещение», 2008.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. М, «Экзамен», 2006.
Дидактический материал к учебнику.
Ткаченко Н. 300 диктантов. М-Айрис, 2010.
Ткаченко Н. Тесты по грамматике русского языка. М-Айрис, 2010.
Литература для учащихся.
Русский язык. Учебник для 5 классов под редакцией Т.Ладыженской.
Карточки для индивидуальной работы.
Орфографический словарь школьника. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
Орфоэпический словарь школьника. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
15