Познавательно — экологический проект Холодный север — мой край родной.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка» муниципального образования город Ноябрьск Познавательно-экологический проект«Холодный Север – мой край родной».(интеграция национально-регионального компонента в дополнительное образование старших дошкольников) Воспитатель МБДОУ «Улыбка» Чикота Надежда Степановна 2013 год Т.В.Потапова «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в усвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». Введение Тема самообразования «Формирование экологической культуры в процессе интеграции национально-регионального компонента в дополнительное образование старших дошкольников» Введение Федеральная правовая база, регламентирующая формирование экологической культуры населения Введение О ФЗ-7 от 10.01.2002 г. 2013 год – Год охраны окружающей среды от 10. 08. 2012 г. Указ Президента РФ Концепция устойчивого развития Закон РФ «Об охране окружающей среды» Локальная нормативно-правовая база, регламентирующая формирование экологической культуры дошкольников
Введение О ООПДО «Ступеньки к успеху» Устав МБДОУ «Улыбка»
Лицензия на образовательную деятельность Приказ МДОУ №274-од от 21.12.2010г. Результаты педагогической диагностики сформированности экологической культуры старших дошкольников Введение 2013 год 2012 год 2011год Актуальность Проекта Введение Практическое, целенаправленное педагогическое воздействие, позволяющее формировать элементарный собственный жизненный опыт ребенка дошкольного возраста в области природосбережения. Личностная включенность детей, педагогов и родителей в событийную жизнь, с использованием новых, увлекательных для нового поколения обучающих технологий. Проект позволяет детям вместе с родителями заниматься интересным делом и одновременно приносить пользу окружающей природе. Педагогические принципы построения Проекта Введение 1. доступности - соответствие требованиям современного дошкольного образования;2. содержания - реализация национально - регионального компонента Крайнего Севера;3. сезонности - построение познавательного материала с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;4. систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному»;5. цикличности: построение содержания познавательного материала с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту; 6. учета возрастных и индивидуальных способностей детей;7. совместной деятельности;8. региональности - учет природных особенностей Севера и культурных, исторических традиций проживающего на его территории народов;9. научности - проект базируется на определенных исторических данных, художественно - публицистических материалах. Новизна Проекта Расширение образовательного пространства МБДОУ «Улыбка» посредством интеграции национально - регионального компонента в дополнительное образование старших дошкольников с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. Введение Педагогическая ценность Проекта Введение 1. это метод, идущий от детских потребностей и познавательных интересов;2. является методом практического, целенаправленного педагогического воздействия;3. открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка дошкольного возраста;4. это метод, который осуществляется в союзе педагогов и родителей;5. способствует формированию и расширению знаний всех участников образовательного процесса о природе малой Родины. Цель Проекта Введение Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к экологии малой Родины, проблемам природы Крайнего Севера, желания и стремления разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами, создание оптимальных условий для формирования у детей элементарной экологической культуры и осознанного поведения в природе, основ природоохраны, интереса и любви к малой Родине, повышение качества образования детей старшего дошкольного возраста. Задачи Проекта Развивающие Образовательные Практические Введение Образовательные задачи Расширять: элементарные знания и представления детей о флоре и фауне Крайнего Севера, полученные в НОД на предыдущих этапах дошкольного детства; элементарные научные представления о существующих в природе взаимосвязях и их значении в жизни человека и природы; знания о природных и географических особенностях района Крайнего Севера.Стимулировать:стремление организовывать самостоятельную элементарную поисковую и исследовательскую деятельность экологической направленности на территории детского сада (экологическая тропа);самостоятельное понимание детьми происходящих в окружающей природе процессов и явлений Введение Практические и развивающие задачи Научить:Конкретным способам исследования объектов природы, проводя простейшие опыты.Формировать: Умения разнообразной самостоятельной познавательной, трудовой, природоохранной деятельности в природе.Желание и стремление принимать посильное участие в разрешении некоторых проблем природы: искусственно озеленять территорию детского сада (сажать деревья, кустарники, цветы); помогать птицам зимой (подкормка); оберегать растения на территории детского сада (утеплять на зиму, поливать, не вытаптывать и др.).Навыки экологически безопасного поведения в природе, как для объектов природы, так и для человека.Первоначальные умения и навыки по охране и сбережению природы.Развивать:Умение, на элементарном уровне, осознавать себя частью природы.Эмоциональное положительное отношение к разнообразным объектам природы Крайнего Севера. Введение Механизмы реализации Проекта 1. Обеспечение нормативно-правовой и развивающей базы МБДОУ по формированию экологической культуры старших дошкольников (НРК) в процессе дополнительного образования.2.Обеспечение взаимодействия всех заинтересованных участников образовательного процесса в рамках социально-педагогического партнерства.3.Организация мониторинга результативности реализации Проекта.4.Обновление и материально-технического обеспечения и развивающей среды.5. Создание оптимальных условий для реализации Проекта на всех его этапах. Проектная часть Описание этапов Проекта 1 этап: январь-август 2013 года- организационно-подготовительный предполагает: нормативно-правовое обеспечение реализации Проекта; аналитико-диагностическую деятельность; создание банка дидактического и методического материала по сопровождению Проекта, в том числе и инновационного; совершенствование материально-технического обеспечения; обновление предметно-развивающей среды по экологическому направлению деятельности МБДОУ.2 этап: сентябрь 2013года – май 2014 года- внедренческий предполагает: интеграцию Проекта в образовательное пространство МБДОУ( непосредственно образовательная деятельность по формированию экологической культуры старших дошкольников в процессе дополнительного образования: совместная деятельность с детьми, родителями, педагогами, самостоятельная творческая, трудовая, опытническая деятельность детей в природе).3 этап: июнь 2014года- заключительный предполагает: анализ и оценку хода реализации Проекта; внесение (при необходимости) корректировки в Проект; трансляцию опыта педагогической деятельности на разных уровнях. Проектная часть Мероприятия по реализации Проекта № 1 этап 2 этап 3 этап 1 *Разработка :- Познавательно-экологического проекта «Холодный Север – мой край родной».*Приказы, регламентирующие порядок и организацию работ по реализации Проекта.-Рабочей программы по дополнительному образованию с интеграцией НРК , кружок «Юный эколог».-Система диагностических заданий (инструментарий).-Методических рекомендаций для педагогов и родителей. *Интеграция Проекта в образовательное пространство МБДОУ.*Обновление учебно-методической базы МБДОУ по формированию экологической культуры старших дошкольников (НРК).*Создание банка презентационных обучающих программ по формированию экологической культуры старших дошкольников (НРК). *Анализ и оценка хода реализации Проекта. 2 *Анализ:-Развивающей среды МБДОУ по экологии .-Материально-технической и методической базы по экологии.-Сформированности экологической культуры старших дошкольников (НРК). *Выпуск :-Ежеквартального экологического вестника для родителей «Росток».*- Педагогического буклета для родителей «Экология в домашнем воспитании». *Внесение (при необходимости) корректировки в Проект. 3 *Анкетирование родителей: «Готовность родителей к сотрудничеству». *Организация семинара-практикума с педагогами: «Формы и методы интеграции НРК в совместную деятельность с детьми».*Участие в профессиональных педагогических конкурсах разного уровня. *Диссемиляция опыта педагогической деятельности на разных уровнях. Проектная часть Предполагаемые результаты сформированности интегративных качеств старших дошкольников 5 – 6 лет на конец учебного года в процессе интеграции НРК в дополнительное образование № ЗНАТЬ УМЕТЬ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 1 *Называть все материки, страну, округ, город где живет.*Как образуется пар, снег, лед. *О круговороте воды в природе. *Полезные ископаемые Севера: газ, нефть. *Особенности смены времен года на Севере. *Виды почв в районе Крайнего Севера. *Самостоятельно наблюдать за явлениями природы, задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, отражать свои впечатления в рисунках, поделках. *Владеть элементарными навыками экологически безопасного поведения в природе. *Самостоятельно проводить элементарную поисковую и исследовательскую деятельность экологической направленности. *О солнечной системе, о том, что Солнце - огненная звезда. *О том, как происходит смена дня и ночи. *О северных природно-климатических явлениях. *О значении воды и воздуха для жизни на Земле. *О способе образования нефти и ее добыче и использовании. *О том, что времена года следуют в определенном порядке. 2 *Названия деревьев нашего края (5-6); кустов (5-6); ягод (5); грибов (5-6); мхов; лекарственных трав(5-6). *Как климатические условия влияют на растения. *Самостоятельно проводить трудовую деятельность (пересаживать растения, поливать, рыхлить и т.д.) *О том, что растения имеют неодинаковые потребности, приспособились к жизни в северных условиях, о размножении растений, о стадии роста. 3 *О жизни диких животных, птиц и насекомых в природе, о том, как они приспособились к климатическим условиям. *Как животные и птицы Севера меняют свой внешний вид, поведение. *Наблюдать, рассказывать о наблюдениях, участвовать в подкормке птиц, классифицировать, анализировать. *Показывать проблему исчезновения некоторых животных, которые занесены в Красную книгу. *Об особенностях жизни животных и птиц в дикой природе, в лесу. *О том, что многие домашние животные произошли от диких. *О том, что птицы бывают водоплавающие (их характерные признаки). 4 *Кто ухаживает за птенцами и детенышами диких животных. *Соблюдать правила поведения в природе. *Участвовать в доступных природоохранных мероприятиях, быть доброжелательным и терпимым. *Уметь видеть красоту родной природы, отображать увиденное в продуктивной деятельности, беречь родную природу. *Об особенностях отношений народов Севера к природе. Проектная часть Благодарю за внимание! Воспитатель МБДОУ «Улыбка» Чикота Надежда Степановна