ЭссеЗорко одно лишь сердце
Зорко одно лишь сердце.Каждый ученик переживает стресс, по меньшей мере, дважды: поступая в первый класс и переходя в пятый. В начальной школе учитель не на словах, а на деле становится второй мамой (папой, как вы понимаете, гораздо реже). Он учит и читать, и рисовать, и сочинять – всему учит он один. Ребенок за три или четыре года привыкает к его требованиям, к его манере общения, находит свое место в классном коллективе, ядро которого обязательно учитель.
Затем класс переходит в среднее звено, где учителей много – и все разные. Я совсем не похожа на первую учительницу моих нынешних пятиклассников. Она спокойная, невозмутимая, я же эмоциональная, порой даже слишком. У меня другая методика, более жесткие требования, другая комплекция, другой цвет волос. Не думайте, что последнее для детей не имеет значения.
Раз я другая, значит, нам – и им, и мне – трудно, во всяком случае на первых порах. Они присматриваются ко мне и, кажется, немного побаиваются. «Боится – значит уважает» - это не мой принцип, поэтому постоянно размышляю, что же делаю не так.
За последней партой у окна сидит высокая, большеглазая девочка. Учится плохо. В тетрадях помарки, ошибки, всегда что-то не сделано. Конечно, я ее ругаю. Часто ловлю на себе ее взгляд, даже тогда, когда глаза должны быть опущены в книгу. Прошу : «Не отвлекайся!»
И вот как-то после урока, задержавшись дольше остальных (она все делает очень медленно), девочка подарила мне свой рисунок. На тетрадном листке в клетку изображена красотка с осиной талией и в роскошном наряде. Под рисунком подпись: «Наталья Николаевна». Нарисованная красавица была так же мало похожа на меня, как эта девочка на идеальную ученицу. Однако она меня видела именно так. Потом девочка не раз дарила мне мои портреты, и на всех я была великолепна!
Десятилетняя троечница преподала опытной учительнице урок, как Лис преподал его Маленькому Принцу: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
Я увидела результат, точнее, его отсутствие. И совсем не заметила усилий, стараний, которые прилагались для достижения цели. Два месяца я старалась научить девочку с последней парты, а она в это время познавала и приучала ко мне свое сердце. Она до сих пор не знает, как пишется слово «парашют», зато знает, что ее учительница – красавица и умница.
Почему наши ученики способны увидеть в нас Василис Прекрасных да Премудрых, а мы видим в них только гадких утят?