Моя педагогическая философия Зорко одно лишь сердце 
Моя педагогическая философия
«Зорко одно лишь сердце»
                                                              А. Экзюпери 
1 сентября! С новым годом, годом творчества, радости новых побед, ожидания чуда открытий! Да,  каждый год для меня начинается не  1 января, а именно первого сентября. Этот год особенный. Почему? Я встречаю первоклассников. Первый  класс Как много он значит в жизни каждого человека. Любой из нас вспоминает этот день: цветы, множество новых людей, волнение родителей, первый урок, первые слова учителя, ее взгляд, голос, улыбка. Эти впечатления остаются с нами на всю жизнь. В этом учебном году  мой сын стал первоклассником. 1 сентября стал нашим семейным праздником.
Первый урок. Столько эмоций, неповторимых ощущений! Я встречаюсь с  моими учениками впервые. Огромные букеты, белые банты, нарядные костюмы, новые яркие ранцы  А что я вижу в их глазах?  Тревога, волнение, настороженность... Кому-то очень страшно отпустить мамину руку, остаться с незнакомыми людьми, а другой смело, спокойно осваивается в новой обстановке, радуется самостоятельности, открыт для общения. Все они рассчитывают на признание и любовь. Мне предстоит   принять их, найти тропинку к сердцу каждого. Каким бы трудным ни был этот путь, он преодолим, если наполнен надеждой, верой и любовью.  Я помню мудрые слова Ш.  Амонашвили  «Знания - сила, но добрая или злая - это будет зависеть от качества сердца и духовности учителя».
За годы учебы в университете я получила теоретические знания по педагогике, методике преподавания и считала, что я уже учитель. Сейчас я понимаю, что педагогом становишься только в школе. Каждый день, каждый урок, каждый ученик, успехи и промахи создают настоящего учителя, шлифуют его мастерство. После первого же урока от моей уверенности не осталось и следа, закралась одна лишь мысль «уйти, оставить». А как же мои родители?  Они много лет отдали работе в школе. Им удалось преодолеть  трудности, заслужить любовь учеников, познать мир детей. Стать мастерами педагогического дела. 
Мой путь  был не самым простым. Не всё удавалось, но и маленькие победы приносили удовлетворение. Мое педагогическое кредо наиболее четко выражено в  словах  Шалвы Александровича Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя, ей присуще четвертое измерение в педагогическом мышлении - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть».  Как педагог,  я  могу лишь помочь ему найти себя в огромной мире,  направить к созиданию нового.  
В каждом ребенке важно открыть талант, зажечь искорку и не дать ей угаснуть.  Путь к успеху не бывает лёгким, он наполнен взлётами и падениями, преодолением трудностей. Решая учебные проблемы, ребёнок развивается. А дети такие разные, и только сердцем чувствуешь успехи каждого, пусть даже малые. Мои ученики не боятся ошибаться, они знают, что не ошибается тот, кто ничего не делает. А ещё они знают, что на ошибках учатся. Путь к истине всегда тернист. Ошибки детей являются стимулом для решения педагогических 
·задач. Деятельность, связанная с  самостоятельным добыванием знаний вызывает яркие  чувства открытий. Радуются дети, а какое педагогическое наслаждение испытываю я! Мне вспоминается КВН в конце четвёртого класса. Ребята с большим желанием готовились к нему: учили сценки, стихи, готовили костюмы, декорации.  Но перед самым выходом на сцену закралась неуверенность, вспомнились неудачные выступления. Мои дети особенные, они остро реагируют на неудачу. За годы работы с ними я научилась находить  нужные слова, оказывать им поддержку, вселять в них уверенность. Мне удалось настроить их на победу. И она состоялась!
Считаю важным создание ситуаций успеха для каждого. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Подбадривающие слова, мягкие интонации, корректность в общении, открытость, доброжелательная мимика учителя помогают ребенку справиться с поставленной задачей. Выражения «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», «У вас обязательно получится», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой»  способствуют установлению доверительных отношений.
Непосредственность, эмоциональность  моих учеников  обязывают меня быть разной, удивлять. Быть открытой для ребенка, оставлять собственные заботы и проблемы за порогом школы. Ребенок обязательно почувствует мою заинтересованность в его успехе. 
 Я знаю, каким бы мастерством ни овладел учитель, главный его инструмент -  сердце. Сердцу учителя необходимо быть не только добрым, но главное  – зрячим: видеть природный дар каждого, познавать  внутренний мир  своих учеников и предвидеть  пути их  роста  и развития. Только в этом случае педагог приобщит детей к сотворчеству, сотрудничеству, научит их получать удовольствие от плодов своего труда.
«Быть учителем рискованное дело. В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и забот, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим» (Демокрит). Какой ценой достаются победы учеников! Сколько сил, терпения нужно приложить, чтобы  каждый поверил в свои  возможности.  И как краток миг победы! Но как он сладок! «Я смог! Научился!» - что есть важнее для учителя?! Успех  ребенка - это и мой успех. Неудачи заставляют задуматься  Понимаю, что  в неуспехах ребенка нельзя винить только учителя, но сердце щемит, оно не дает спокойно заснуть. Вновь и вновь проигрываю педагогические ситуации, пытаюсь найти оптимальный выход.
Даже если мои ученики не станут известными  учеными, политиками, деятелями искусства,  им  создавать будущее. И я буду рада, если слова «Нельзя человека научить на всю жизнь, надо учиться всю жизнь!» станут для них значимыми. 
15