Урок-правовая игра Но вечный выше нас закон

Кудиненко Елена Михайловна
учитель истории и
обществознания ВКК
МБОУ СОШ № 94
им. Героя Советского Союза
генерала Лизюкова А.И.
г.Воронеж





«Незнание законов не освобождает
от ответственности.
А вот знание нередко освобождает»
(Е.Лец)



Урок - правовая игра по обществознанию «Но вечный выше нас закон»
9 класс.

Цель: обобщение знаний учащихся об основных правах, воспитание осознанного отношения к своим права и правам других людей.
Задачи:
- образовательные:
показать основные функции права в современном обществе;
формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних;
- воспитательные:
Способствовать развитию у обучающихся чувства ответственности за свои проступки, а также развитию правовых знаний и умению применить эти знания на практике;
Предупредить совершение учащимися противоправных поступков и деяний.
- развивающие:
сформировать у обучающихся навыки полемики;
умение выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать.
Методы обучения: проблемный, ролевая игра.
Оборудование: Конституция РФ, таблички (уголовная, административная ответственность), карточки с заданиями.
Режим обучения: творческая деятельность учащихся в группах, учащиеся – субъекты обучения.

Ход урока-игры.
I. Вступительное слово учителя:
Учитель: Сегодня мы еще раз поговорим и проверим: знаем мы и соблюдаем ли мы законы. И поможет нам в этом разобраться наш сегодняшний урок.
Создаются 2 команды, во главе каждой выбирается капитан.
II. Конкурс «Разминка».
Каждой команде поочередно задаются вопросы (всего по 6 вопросов каждой команде).
На обдумывание дается 30 секунд. Максимальный балл – 3.
1. Что такое право? (Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми).
2. С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16 лет).
3. Какие права и обязанности приобретает человек, достигший 18-летнего возраста? (Своими действиями человек приобретает любые права и обязанности, т.к. становится полностью дееспособным, т.е. совершеннолетним)
4. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние).
5. Что такое алиби? (В уголовном процессе – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого (подозреваемого), если он в момент преступления находился в другом месте).
6. Назовите основной закон государства. (Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Принята 12 декабря 1993 г.)
7. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (С 14 лет).

8. Что такое дисциплинарный проступок? (Это правонарушение в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности учреждения, предприятия, организации. Прогул, опоздание на работу – дисциплинарные проступки).
9. Назовите виды юридической ответственности. (Дисциплинарная, административная, уголовная).
10. Назовите основные символы государства. (Герб, флаг, гимн).
11. Что такое мораль? (Это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека, т.е. моральная ответственность).
12. Что такое правонарушение? (Это противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности).

III. Конкурс «Знаете ли вы закон? »

Командам по порядку называются различные ситуации. Необходимо определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «уголовная ответственность» или «административная ответственность».
Время на раздумывание не дается, капитаны команд должны поднять одну из двух табличек. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы:
- сотрудник прогулял рабочий день (административная);
- учащиеся колледжа угнали автомобиль и разбили ее (уголовная);
- ученик случайно разбил оконное стекло (административная);
- некий гражданин купил сознательно ворованный мобильный телефон (уголовная)
- школьник нечаянно стукнул мячом прохожего (административная):
- женщина похитила чужого ребенка (уголовная);
- пассажир электрички не оплатил свой проезд (административная);
- водитель автомашины сбил человека на пешеходной дорожке (уголовная);
- водитель троллейбуса пришел на работу в нетрезвом состоянии (административная);
- гражданин из мести поджог дачу соседа (уголовная).

IV. Конкурс «Преступление и наказание».

Командам предлагается ответить на вопросы. Время на обдумывание 3 минуты, после чего участники должны выбрать правильный ответ на задание (вид наказания) и попытаться объяснить свой выбор.
За верный ответ команда получает 5 баллов.
Карточки с заданием (описание ситуации):
1. Группа студенток колледжа в возрасте 16 лет ограбила пожилую женщину, и нанесли ей, при этом, телесные повреждения, в результате чего женщина попала в больницу. (Лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)
2. Учащийся 6-го класса был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 50 мелких краж. Путем продажи краденых вещей он хотел сделать денежные накопления. После задержания, его семья возместила нанесенный ущерб. (Отсрочка исполнения наказания).

V. Конкурс «Юридическая консультация».

Командам предлагается решить юридические задачи.
Время на обдумывание - 5 минут. Наивысший балл -5.
1. Учащиеся 13-ти лет во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и, распив их стали приставать к прохожим.
Можно ли привлечь подростков к административной ответственности? Свой ответ пояснить.
(Поведение школьников попадает под определение « распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет. Но поскольку данным подросткам 13 лет к административной ответственности привлекут их родителей, законных представителей. Ст. 20.20 КоАП РФ, штраф от 300 до 500 рублей).
2. Шестнадцатилетние школьники курили, грызли семечки на лестничной клетке в подъезде своего дома. Когда соседка сделала им замечание и попросила убрать за собой, ребята ответили нецензурной бранью. Можно ли привлечь ребят к административной ответственности? Свой ответ пояснить.
(Поведение данных школьников попадает под статью «мелкое хулиганство» и может рассматриваться законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет).
3. После окончания торгового колледжа 17-летнию Машу приняли продавцом в книжный магазин с месячным испытательным сроком. Когда девушка отработала половину срока, ее освободили от работы, как не выдержавшую испытательный срок. Маша посчитала, что ее уволили несправедливо, и обратилась в суд с иском о восстановлении ее на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение вынесет суд? (Свой ответ пояснить).
(Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего достаточным мастерством, отсутствует опыт работы и стаж. Увольнение не допускается без трудоустройства, необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних).
Учитель: Вот и подошли к концу наши испытания, давайте вспомним, какие понятия мы с вами затронули, выполняя задания:
-права человека;
- юридическая ответственность человека: административная, уголовная;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Уголовный кодекс;
- право.
В заключение урока давайте проведем конкурс наших капитанов, и узнаем, какая команда победит.
VI. Конкурс капитанов.
Раскладываются карточки с перечнем ситуаций (всего 24 карточки). Каждому из капитанов даются, случайным образом, по 8 карточек с перечнем прав. Капитаны раскладывают свои карточки в один ряд, оставшиеся 8 карточек откладываются отдельно (из них формируется так называемый запас).
По жребию определяется капитан, имеющий право сделать ход первым. В дальнейшем капитаны делают ходы поочередно. Получив право хода, игрок принудительно лишается права, соответствующего самой правой карточке из своего ряда. Она отправляется к карточкам, которые отложены в запас. При этом игрок выбирает любую карточку из запаса и тем самым приобретает какое-либо из представленных ему прав, только он не может взять ту карточку, которой только что лишился. Вновь взятую карточку игрок кладет слева в ряд своих карточек. Таким образом, игрок лишится своей только что взятой карточки только через 8 ходов.
После этих манипуляций игрок пытается разрешить какую-либо проблему из имеющихся у него ситуаций. Для этого у него есть определенные права. Если игроку удается разрешить одну из ситуаций, он забирает карточку, соответствующую разрешенной им ситуации.
После этого ход переходит другому игроку. Таки образом, однажды разрешенная ситуация больше в игре не участвует. Если же набор имеющихся у игрока прав позволяет разрешить сразу несколько ситуаций, то он может выбрать только одну из карточек с ситуациями по своему усмотрению.
Если же игрок не может разрешить ни одной из оставшихся в игре ситуаций, то права хода переходит к сопернику.
Выигрывает тот, кто первым разрешил 15 ситуаций и набрал, таким образом, 15 карточек с различными разрешенными им ситуациями.
Если же первым заканчивает игрок, начинавший игру, его соперник имеет право на дополнительный ход, чтобы количество ходов, сделанным обоими игроками, было одинаковым, игра при этом может закончиться вничью.
Для выигрыша игрок должен каждый раз пересматривать ценность имеющихся у него прав.
Затруднения, связанные с возможностью сделать выигрышный ход, возникают у игроков к окончанию игры. В этой стадии игры необходимо особенно внимательно следить за возможными перемещениями требуемых для выигрыша карточек и действиями соперника.
VII. Подведение результатов урока-игры.
VIII. Домашнее задание.
§ 22 стр.192-200 учебника. (Обществознание. 9 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Издательство «Просвещение»)


Используемая литература:
1. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений /Л.Н.Боголюбов и др./; под ред. Л.Н.Боголюбова; изд-во «Просвещение», 2013.
2. Тесты по обществознанию: 9 класс/С.В.Краюшкина.-М.:Издательство «Экзамен», 2014
3. Обществознание. Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. Социальная сфера .Политика. Право. Тетрадь для выполнения заданий.9 класс: учебно-методическое пособие /И.И.Сидоренкова, Т.А.Альхова.- Ростовн/Д:Легион,2013.







ПРИЛОЖЕНИЕ.


КАРТОЧКИ С ПРАВАМИ.

1. РАВЕНСТВО ПРАВ.
2. ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ.
3. ПРАВО НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ И ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ.
4. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ И ЕГО НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ.
5. ПРАВО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОР МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА.
6. ПРАВО ВЫЕЗЖАТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ СТРАНЫ.
7. ПРАВО НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ.
8. ПРАВО НА СВОБОДУ МЫСЛИ И СЛОВА, СВОБОДУ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
9. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА.
10. ПРАВО НА СВОБОДНУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
11. ПРАВО НА ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.
13. ПРАВО НА ТРУД И ПРАВОВЫЕ ПРАВА.
14. ПРАВО НА ОТДЫХ.
15. ПРАВО НА ДЕТСТВО.
16. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВА.
17. ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
18. ПРАВО НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
19. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.
20. ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
21. ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ.
22. ПРАВО НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ.
23. ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ.
24. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА.


КАРТОЧКИ С СИТУАЦИЯМИ

1. Борис Семенович решил приватизировать свою квартиру и завещать ее внуку. Это станет возможным, если вы предоставите Борису Семеновичу и его внуку(11. Право на частную собственность. 12. Право наследования)

2. Елена Петровна купила холодильник. Он вышел из строя до окончания гарантийного срока. В мастерской ей отказали в бесплатном ремонте. Вы можете помочь Елене Петровне, если предоставите ей(22. Право на судебную защиту. 24. Потребительские права.)

3. У Миланы Петровой туберкулез позвоночника. Ее отправили в детский санаторий, где она должна будет провести в постели, как минимум год. С первого сентября к ней в палату стали приходить учителя, чтобы девочка могла продолжить обучение. Через год она вернулась в свой класс. Чтобы Милана не осталась больной и безграмотной, предоставьте ей(19. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 20. Право на получение бесплатного среднего образования).

4. Можно ли сделать вас рабом? Конечно, же, нет, если вы имеете(2. Право на свободу и личную неприкосновенность. 13. Трудовые права /запрещение на принудительный труд).

5. Андрей Симонов хочет переехать жить в Москву, купив там квартиру. Он сможет это сделать, если вы предоставите ему(5. Право на свободу передвижения и выбор места пребывания. 11. Право на частную собственность).
6. Представьте себе такой случай. Вы возвращаетесь из длительной командировки, а в вашей квартире живут посторонние люди и не собираются уходить из нее. Ситуация невероятна лишь в том случае, если у вас есть(4. Право на жилище и его неприкосновенность. 22. Право на судебную защиту).
7. Михали Земцов выдвинул свою кандидатуру на выборы в Государственную Думу. Ему необходимо вести переговоры по телефону со своими помощниками и он бы не хотел, чтобы содержание этих разговоров стало известно его политическим конкурентам. Предоставьте Михаилу(3. Право на тайну переписки, телефонных переговоров. 9. Избирательные права).
8. Димины родители погибли в автомобильной катастрофе. Чтобы иметь полноценно детство, Диме необходимы(15. Право на детство. 17. Право на социальное обеспечение).
9. Сын Надежды Петровны развелся со своей женой, и внучка, которую очень любит Надежда Петровна, живет со своей мамой. Для того чтобы внучка могла навещать бабушку, Надежде Петровне необходимы(16. Семейные права /право на общение с детьми и внуками/. 18. Право на пенсионное обеспечение).
10. Сергей Дорохов после окончания школы собирается поступить в университет, а впоследствии даже открыть свою собственную фирму. Для осуществления планов Сергея предоставьте ему(21 . Право на получение высшего образования на конкурсной основе. 10. Право на свободную предпринимательскую деятельность.)
11. Елена Синицына получила второе высшее образование и хочет поменять место работы, однако работодатель не отпускает девушку с прежнего места работы. Вы можете помочь Елене, если предоставите ей(13. Право на труд, трудовые права (право на увольнение). 23. Право на свободный выбор профессии).
12. Мария Петровна увидела объявление о приеме на работу по ее специальности. Ей бы хотелось, чтобы при приеме на работу учитывалась только ее квалификация, а не возраст, пол, национальность. Желание ее правомерно, если вы предоставите(1. Равенство прав. 13. Право на труд, трудовые права).
13. После трудной трудовой недели Иван Петрович захотел провести выходной день в одиночестве в своей квартире и заняться любимым делом. Вы можете помочь Ивану Петровичу, если предоставите ему(4. Право на жилище и его неприкосновенность. 14. Право на отдых /выходной день/).
14. Сергей Анатольевич – верующий христианин и хотел бы посетить святыни в Иерусалиме. Предоставьте ему(6. Право свободно выезжать за пределы страны. 7. Право на свободу совести и вероисповедания).
15. Анастасия - прекрасный визажист и ее места открыть собственный женский салон. Вы можете помочь ей, если предоставите(10. Право на свободную предпринимательскую деятельность. 23. Право на свободный выбор профессии).
16. Кристина выходит замуж за иностранца и собирается уехать с ним на его родину. Вы поможете девушке, если предоставите ей(6. Право свободно выехать за пределы страны. 16. Семейные права /право на брак с иностранцем/).
17. Андрей собирается поступить в университет, который находится не в его городе. Андрей может осуществить свои намерения, если вы предоставите ему(5. Право на свободу передвижения и выбор места пребывания. 21. Право на получение высшего образования на конкурсной основе).
18. Станислав Иванович – участник ликвидации Чернобыльской катастрофы и органы соцобеспечения предоставили ему бесплатную путевку в санаторий. Он с удовольствием поедет туда, если вы предоставите ему(14. Право на отдых. 17. Право на социальное обеспечение).
19. Ванька Жуков из рассказа А.П.Чехова был еще мал, чтобы работать. Сейчас его сверстники учатся, потому что у них есть (15. Право на детство. 20. Право на получение бесплатного среднего образования).
20. Георгия Кораблева арестовали по ложному обвинению. Чтобы помочь ему, вам необходимо предоставить(2. Право на свободу и личную неприкосновенность. 22. Право на судебную защиту).
21. Александр Семенов решил баллотироваться на пост мэра. Свою избирательную кампанию он решил построить на публичной критике работы прежнего мэра. Чтобы осуществить планы Александра, ему необходимо предоставить(8. Право на свободу мысли и слова, свободу массовой информации. 9. Избирательные права).
22. Маша переписывается с другом, который находится в длительной командировке, после его возвращения они хотят пожениться. Ей не хочется, чтобы ее письма читал еще кто-то кроме друга. Чтобы желание Маши и ее планы сбылись, предоставьте ей(3. Право на тайну переписки, телефонных разговоров. 16. Семейные права (право на создание семьи).
23. Нина Ивановна глубоко верующая женщина. Для спокойствия обеспеченной старости ей, в первую очередь, необходимы(7. Право на свободу совести и вероисповедания. 18. Право на пенсионное обеспечение).
24. Алексей в этом году решил поступить в медицинскую академии и в последствии стать отличным кардиологом. Ее мечтам будет суждено сбыться, если вы предоставите ей(21. Право на получение высшего образования на конкурсной основе. 23. Право на свободный выбор профессии).
25. Семья Никитиных приобрела путевки в Египет. Они смогут поехать туда, если вы предоставите им(6. Право свободно выезжать за пределы страны. 14. Право на отдых.)
26. Илья решил купить автомобиль. Для этого вам нужно предоставить ему(11. Право на частную собственность. 24. Потребительские права /право на совершение покупки наравне с другими гражданами/)
27. Нина Алексеевна получила травму на производстве, в результате чего у нее резко ухудшилось зрение. Ей предложили сделать операцию, но не в ее родном городе, а в Москве. Чтобы Нина Алексеевна смогла сделать операцию в столичной клинике, вы должны предоставить ей(1. Равенство прав /по отношению к жителям столицы/. 19. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь).
28. Валентине Перовой по наследству досталась квартира в другом городе, и девушка решила переехать туда. Чтобы получить эту квартиру и прописаться в ней Валентине необходимо(5. Право на свободу передвижении, выбор места пребывания и жительства. 12. Право наследования).
29. Владимир Анохин получил серьезную травму на стройке. Врачи запретили ему работать в течение полугода, чтобы он смог вылечиться. Вы сможете помочь Владимиру, если предоставите ему(17. Право на соцобеспечение (по болезни). 19. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь).
30. Михаил Андреев написал статью, в которой резко критиковал местное руководство, и решил опубликовать ее в газете. Это у него получится, если вы предоставите ему(8. Право на свободу мысли и слова, свободу массовой информации).








13PAGE 15


13PAGE 14715




15