Урок – игра «Крестики — нолики» по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» (обобщение по теме)
Урок – игра
«Крестики - нолики»
по русскому языку в 5 классе
по теме «Части речи» (обобщение по теме)
Цели: сформировать навыки учебной деятельности, прочные, глубокие знания по предмету; развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах; повысить интерес к учению; воспитывать чувство ответственности, сопереживания, взаимопомощи.Оформление: в классе вывешены плакаты:
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
(Сабир Абдулла)
Оборудование и материалы: игровое поле (см. ниже, одна клетка –формата А4), знаки «крестик» и «нолик», распечатанные на формате А4 (по 5 шт), черный ящик (внутри любой предмет)
Вступление.
Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он не похож ни на один другой. Могучий и великий. На русском языке говорят не только русские. Понятен он каждому человеку, живущему в России. А сегодня, ребята, мы увидим русский язык с другой стороны. Он предстанет перед нами как интересная и увлекательная игра. С самого раннего детства одна из любимых игр всех детей «Крестики - нолики», и сегодня мы поиграем в эту простую, хорошую игру. Но для начала давайте вспомним правила (учитель чертит на доске таблицу, дети вспоминаю правила игры). Но сегодня, ребята, прежде чем поставить крестик или нолик в той или иной ячейке вам нужно будет выполнить задание, которое и позволит вам это сделать. Как известно, почти в каждой игре нужны команды, поделиться на которые нам сейчас и предстоит.
Задание– задание направлено на выявление симпатий, проявление коллективизма, умения взаимодействовать, сотрудничать, совместно достигать общей цели.
Для этого задания необходимо нарисовать на полу 2 круга такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им разместиться на очерченном пространстве, в какую группу пойти.
Учитель: Вот у нас и определились две команды – «Крестики» и «Нолики» занимайте свои места, на столах вы увидите названия своих команд. Выберете капитанов команд. Начинаем?! (жребием определяется очередность ходов) Команды выбирают поле, выполняют задание, если все верно, ставят на игровом поле свой знак «крестик» или «нолик»
На доске висит игровое поле, на каждой ячейке название задания.
Игровое поле:
“Один за всех, все за одного!” “Фантазия, творчество, воображение” “Мнемозина”
“Витрина” “Профессор Мышление” “Черный ящик”
“Лучик Внимания” “Конфликты” “Характер”
1.Конкурс для команд «Один за всех, все за одного!».
(Каждый участник команды пишет только два слова и передает листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри).Текст диктанта
Русский язык
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.
Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода.
Русский язык помогает нам дружить.
2. Конкурс «Профессор Мышление». Отгадайте загадку и определите часть речи.
1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет (Школа)
2. Белый зайчик прыгает по черному полю.
Слезы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел).
3. Одной рукой всех встречаю, другой всех провожаю (Дверь).
Для команды, ответившей на меньшее количество загадок, предлагается дать определение имени существительному.
Конкурс “Фантазия, творчество, воображение” – задание на умение использовать невербальные средства общения: мимику, жесты, позу, телодвижения. Каждая команда получает скороговорку, необходимо изобразить ее так, чтобы соперники как можно быстрее ее разгадали. Чье изображение будет более понятным?
“Ехал грека через реку, видит грека – в речке рак, грека сунул руку в реку, рак за руку греку – цап”.
“Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж”.
Конкурс – “Черный ящик” Цель: вспомнить имя прилагательное, дать определение
В черном ящике – предмет. Детям необходимо отгадать, что спрятано в черном ящике. Участники команд по очереди называют прилагательные, которые могут характеризовать этот предмет. Учитель соглашается или нет, выигрывает команда, первая угадавшая.
5. Конкурс капитанов «Характер». Определить часть речи.
1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
2. Снежное покрывало покрывало все поле.
6.Конкурс «Лучик внимания». Найдите слова, которые спрятались.
Хлев – (лев), коса – (оса), щель – (ель), зубр – (зуб), столб – (стол), укол –(кол), удочка – (дочка), точки – (очки).
7.Конкурс «Абракадабра»
Укажите, какой частью речи являются слова в предложении (предложения записаны на доске)
1. Сяпала калуша по напушке.
2. Глокая куздра штеко будланула бокренка.
8. Конкурс «Огадай-ка» Отгадайте слова.
1. Для 2-й команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.
2. Для 3-й команды: его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.