Сценарий игры по физике Крестики-нолики
Лыскова Марина Юрьевна
преподаватель физики
филиала ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»
в г.Гремячинске
ИГРА «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»
по физике
ПРАВИЛА ИГРЫ:
В игре участвуют две команды: «крестиков» и «ноликов». Количество игроков от 4 до 6 в каждой.
Время на обдумывание ответа – не более 60 секунд, чтобы не терялся темп игры.
Для игры нужно табло из 9 клеток 3х3
На каждой клетке табло нарисован символ, обозначающий тип вопроса:
Профиль А.С.Пушкина – «Руслан и Людмила»
М. Булгаков – «Мастер и Маргарита»
Н.Носов «Незнайка на Луне»
Н.В. Гоголь – «Вечера на хуторе близ Диканьки»
А.Блок – «Двенадцать»
Н. Рубцов – стихи
И.В,Гете – «Фауст»
вопросительный знак – загадка
два вопросительных знака – пословица или поговорка
Команды выбирают вопросы по очереди
Если ответ на вопрос верный, то «отвеченная» клетка табло закрывается символом этой команды. Если ответ неверен, ставится символ соперника.
Задача игроков прочертить линию из трех своих символов по вертикали, горизонтали или диагонали, как это требуется в игре «крестики-нолики».
Если линию прочертить не удается, то победитель выявляется по количеству символов команды на табло, чаще всего, команда выигрывает со счетом 5:4
Табло, специально сделанное (из бумаги или деревянных рамок) или просто начерченное на доске или бумаге, выглядит так:
А.С.Пушкин
«Руслан и Людмила»
М.Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Вопросительный знак
Загадка
Н.Носов
«Незнайка на Луне»
Н.В.Гоголь
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
А.Блок
Стихи, поэмы
Два вопросительных знака
Пословица или поговорка
И.В.Гете
«Фауст»
Н.Рубцов
Стихи
Для каждой клетки подготовлены вопросы определенной темы (для двух игр)
А.С.ПУШКИН
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
Можно ли по следам определить направление движения животных? Что называется траекторией? (По следам зверей действительно можно определить направения движения. Траекторией называется невидимая или видимая линия, которую описывает тело при своем движении)
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
Совершается ли в этом случае работа? Приведите примеры, когда тело движется, а работа не совершается. (Похоже, что на ступу не действуют силы, следовательно, работа равна 0. Если тело движется по инерции, то работа также равна 0, если сила, действующая на тело, и перемещение направлены под углом 90°, то работа также равна 0. Например, кран переносит параллельно земле груз. В этом случае работа силы тяжести равна 0).
М. БУЛГАКОВ
1.- Мессир, - тревожно-фальшивым голосом отозвался кот, - вы переутомились: нет шаха королю!
- Король на клетке Г-два, - не глядя на доску, сказал Воланд (М.Булгаков. «Мастер и Маргарита»). Какую систему координат мы применяем при игре в шахматы? Приведите примеры, когда применяются одномерные, двухмерные, трехмерные системы координат. (Двухмерную.Примером одномерной системы координат является лифт; двухмерно – географическая карта, трактор в поле, спортсмен на стадионе; трехмерной – клад, полет самолета, подводная лодка)
2. Она (Маргарита) запечалилась и понурилась. Но тут вдруг та самая утренняя волна ожидания и возбуждения толкнула ее в грудь – «Да, случится!» Волна толкнула ее вторично, и тут она поняла, что это волна звуковая. Сквозь шум города все отчетливее слышались приближающиеся удары барабана и звуки немного фальшивящих труб. (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»). А чем отличается звуковая волна от других волн? Назовите основные характеристики звуковых волн. Почему мы можем отличить игру на трубе от игры на барабане? (Звуковыми волнами называются волны, распространяющиеся в упругой среде и обладающие частотами от 16-20000 Гц. Характеристиками звука являются громкость, высота звука и тембр. Различные музыкальные инструменты имеют различный тембр).
Н.НОСОВ
Гусля взял флейту и начал насвистывать какие-то странные мелодии, которые теснились у него в голове. Чувствуя, что мелодии эти как бы ускользают от него и не даются в руки, он схватил лист бумаги, написал сверху: «Космическая симфония» - и стал покрывать бумагу нотными знаками (Н.Носов «Незнайка на Луне»). Найдите ошибку у автора. (Дело происходило на поверхности Луны, а так как там нет атмосферы, а следовательно, нет среды, в которой мог бы распространяться звук, то мелодий Гусли услышать никто не мог)
2. Многим, вероятно, известно, как устроено обыкновенное Чертово колесо. Это огромный деревянный круг, насаженный на торчащую кверху ось. Коротышки, желающие повеселиться, садятся в центре этого круга, после чего круг начинает вертеться все быстрее и быстрее (Н.Носов «Незнайка на Луне»). Как называется движение на чертовом колесе? Как при этом изменяется ускорение, период и частота? (Такое движение называется равнопеременным движением по окружности. При этом тангенциальная составляющая ускорения увеличивается, частота вращения увеличивается, а период уменьшается)
Н.В.ГОГОЛЬ
1 В изнеможении готов уже был он (Черевик) упасть на землю, как вдруг послышалось ему, что сзади кто-то гонится за ним Дух у него занялся «Черт! Черт»- кричал он без памяти, утроя силы (Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки») А как называется этот вид движения? (Такой вид движения называется равноускоренным)
Бедный дьяк не смел даже изъявить кашлем и кряхтением боли, когда сел ему почти на голову тяжелый мужик и поместил свои намерзнувшие на морозе сапоги по обеим сторонам его висков. (Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки») Какие силы компенсируют действие друг на друга? (Сила тяжести мужика компенсируется силой реакции дьяка)
А.БЛОК
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек (А.А.Блок «Двенадцать»)
Почему человек не может удержаться на ногах? (скорее всего на дворе гололед и сила трения между подошвами человека и льдом очень маленькая)
2. А там – закат из неба сотворил
Глубокий многоцветный кубок. Руки
Одна заря закинула к другой,
И сестры двух небес прядут один –
То розовый, то голубой туман.
И в море утопающая туча
В предсмертном гневе мечет из очей
То красные, то синие огни (А.Блок «В Северном море»)
Объясните происхождение красного неба во время захода солнца (Это связано с рассеиванием света)
НИКОЛАЙ РУБЦОВ
От асфальта до звезд
Заштрихована ночь
Снегопадом,
Снег глухой,
Беспристрастный,
Бесстрастный,
Холодный. (Н,Рубцов «Не пришла»)
Как можно назвать штрихи, образованные падением снега? (Траекторией движения снежинок)
И в пространстве,
Ветреном и смелом,
Облако –
Из дивной дали гость –
Белым,
Будто выведенным мелом,
Знаком бесконечности
Неслось. (Н.Рубцов «Утро перед экзаменом»)
Какими свойствами обладает пространство, в котором мы живем? (Бесконечно, непрерывно, трехмерно)
И.В.ГЕТЕ
1. Я вещество такое берегу,
Чтоб к небу подняло нас, как пушинку (И.В.Гете «Фауст»)
Какое вещество использует человек, чтобы подняться, как «пушинка»? (Для этого достаточно представить себе действие воздушного шара. Таким веществом может быть, к примеру, водород или нагретый воздух)
2. Там с верхотурья
Горной стремнины
Мощь водопада
Всею громадой
Валит в лощину
На валуны (И.В.Гете «Фауст»)
Совершает ли при своем падении вода работу? (Да, так как изменяется потенциальная энергия воды. Часто эту энергию используют)
ОДИН ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК - ЗАГАДКИ
1. Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка -только раз,
Та, что выше, - каждый час
Отгадайте загадку и ответьте на вопрос: во сколько раз отличается частота вращения одной от другой? (Стрелки часов. Если часы обычные, то есть на циферблате 12 часов, то частота вращения минутной стрелки в 12 раз больше, чем часовой. Если на циферблате 24 часа, тогда отличие в 24 раза).
2. Искры небо прожигают,
А до нас не долетают.
Что это? Почему при движении космического тела в атмосфере земли оно нагревается? (Метеоры. Механическая энергия превращается во внутреннюю энергию).
ДВА ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ЗНАКА – ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Иголка маленькая, да больно уколет. А почему игла больно колется? (Так как площадь поверхности иглы очень маленькая, то даже при небольшом усилии она оказывает большое давление)
Уходит день – не привяжешь за плетень. Дайте понятие времени и расскажите об основных свойствах времени. (Основные свойства времени: объективное существование, непрерывность, одномерность (время течет только вперед), равномерность)
Литература
1. Анашина Н.Ю., Галева Р.А., Мельченко И.В. Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004
2. Анашина Н.Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр.-Ярославль: Академия развития, 2006
3. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов гуманитарного профиля.- Ярославль: Академия развития, 2007
4. Журналы «Юный эрудит» 2011-2015 гг.