Внеклассное занятие по русскому языку Крестики-нолики


МОУ Коткишевская ООШ муниципального района город Нея и Нейский район
Костромской области
Внеклассное мероприятие по русскому языку.
Игра «Крестики – нолики».
Разработала и провела
учитель начальных классов
Гусева Светлана Валентиновна.
Внеклассное мероприятие
по русскому языку.
Игра «Крестики – нолики».
Форма: игра-викторина, в которой участвуют команды, состоящие из детей.
Участники: учащиеся 3 «Б» класса.
Продолжительность: 45 минут
Место проведения: класс.
Цель: создать условия для формирования у учащихся грамотной речи.
Задачи:
- развивать речь, мышление, память;
- прививать любовь и интерес к русскому языку;
- расширить представления учащихся о русском языке;
- обобщение ранее изученного материала по русскому языку;
- развивать коммуникативные навыки.
-совершенствовать навыки коллективной работы,
Виды заданий (клетки игрового поля):
Напишите диктант.
Расшифруйте слова, найдите лишнее.
Соберите пословицы, объясните их смысл.
Среди букв спрятались слова, отыщите их.
Разминка.
Отгадайте слова
К данным словам подберите различные прилагательные.
В каких словах ель растёт?
Третий лишний.
Оформление, оборудование:
 Для игры потребуется игровое поле, состоящее из 9 ячеек.Жетончики-жребий,
Портреты писателей: А.И Куприна, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.С Тургенева.
Правила игры:- в игре участвуют 2 команды;- на игровом поле с количеством клеток 3х3 зашифрованы задания, в клетках поля записаны названия 9 конкурсов;- команды тянут жребий, роль которого исполняют две карточки со значками X и О;- команда, вытянувшая X, называется командой «крестиков» и начинает игру;- в игре участвуют обе команды, получая одинаковое количество заданий;- члены жюри определяют победителя, поднимают сигнальную карточку со знаками «Х» или «О» и закрывают соответствующую клетку игрового поля заставками «Х» или «О». - следующий выбор клетки делает команда, проигравшая в предыдущем туре игры. - в итоге побеждают те, кому удастся своими знаками заполнить клетки игрового поля по горизонтали, вертикали или диагонали.- если ни одна из команд не справилась с заданием, команды получают дополнительное время или дополнительное задание, тогда в игре побеждает та команда, которой удалось поставить больше своих знаков на табло.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент
II. Вступление
-Ребята, сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку:
Учитель: встретились два приятеля.
1-ый ученик: Привет!
2-ой ученик: Привет!
1-ый ученик: Все? Отстрелялся?
2-ой ученик: Сдал. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.
2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты.
- Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью.
-Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели.
Дети показывают портреты русских писателей и говорят их слова.
Писатель Александр Иванович Куприн говорил “Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками»
Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык.
Ребята, освоить русский язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
чтец. Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
2чтец. Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
Не составить телеграмму
И открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить.
3 чтец. Люблю тебя , грамматика!
Ты умная и строгая,
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. Мы проведём игру «Крестики- нолики», в котором примут у участие 2 команды. 1 команда (дети хором) «Крестики» 2 команда (дети хором) «Нолики». Вы по очереди будете выбирать сектора. Та команда, которая правильно выполнит задание, поставит свой значок: крестик или нолик в соответствующий сектор. Победителем игры станет та команда, которая заполнит своими значками строчку по вертикали, горизонтали или диагонали, или 5 секторов игрового поля.
III. Основная часть.
- Начинаем игру. Первый сектор выберу вам я. Это – разминка. Вы должны постараться ответить на все вопросы. 5-ый сектор
КРЕСТИКАМ:
Какие знаки ставятся в конце предложения.
Как пишутся имена и фамилии людей?
На какие две группы делятся все звуки и буквы?
Сколько гласных букв в русском языке?
Как узнать, сколько в слове слогов?
Что такое предложение?
Что такое подлежащее?
Из чего состоит предложение?
Как переносится слово?
Что стоит перед корнем?
Как иначе называются родственные слова?
Выделение голосом одного из слогов в слове.
Как называется общая часть родственных слов.?Как пишутся предлоги с другими словами?
Сколько гласных в слове «медведица»?
Сколько букв в слове «слива»?
НОЛИКАМ:
1. С какой буквы пишется первое слово в предложении.
Как обозначаются звуки на письме?
Сколько гласных звуков в русском языке?
Какой звук образует слог?
Сколько букв в русском языке?
Может ли слово состоять из одного слога?
Что такое алфавит?
Что такое сказуемое?
Из чего состоит наша речь?
Переносится ли слово из одного слога?
Что стоит после корня?
Проверочное слово к слову «ветвистый»?
Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Какие буквы могут обозначать два звука?
Сколько слогов в слове «машина»?
Подлежащее подчёркивается…
1-ый сектор: напишите диктант.
-Я буду диктовать текст, а вы на листе напишете слово и передадите лист следующему участнику, тот записывает ещё одно слово и передаёт дальше. И так до конца по одному слову.
Русский язык.
Русский язык звучный и красивый. В словах можно услышать вой вьюги. Жужжание пчелы. На этом языке писал стихи Пушкин. На русском языке Лев Толстой писал маленькие рассказы для детей.
2-ой сектор: расшифруйте слова, найдите лишнее.
Демевьд, исцали, цаукни, сукраб, оксло.(медведь, лисица, куница, барсук, сокол)
3-ий сектор: собери пословицы.
Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Кто любит трудиться, тому дома не сидится.
-Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает её очень выразительной, заостряет ум и развивает память.
-Объясните смысл пословицы.
4-ый сектор: среди букв спрятались слова, отыщите их.(Среди множества букв дети составляют как можно больше слов)
6-ой сектор:
отгадайте слова (осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка)
Шесть ос.
На этой осе в октябре позолота ОС- -А
А эта растёт на лугу у болота ОС- -А
Эта оса на Луну улетает - ОС- - -А- -
Эта на солнце худеет и тает -ОС- - - -А
С этою спит в колыбели малыш -ОС-А
Эта по классу крадётся как мышь –О-С- - - - А
7-ой сектор: к данным словам подберите различные прилагательные.
Дружба, здание, денёк, река, кино, яблоко.
8-ой сектор: в каких словах ель растёт?
«метель», «карамель», «кисель», «дельфин», «апельсин», «писатель», «водитель», «дельта», «учитель», «карусель», «пепельница», «мебель», «ущелье», «бездельник», «капель», «портфель», «мель», «цель», «панель», «рельс», «новоселье», «картофель», «мельница», «пельмень»,«понедельник»
9-ый сектор: третий лишний.
Желток, железо, жёлтый.
Носильщик, нос, носатый.
Часовщик, час, часть.
Печурка, печать, печка.
Циркуль, циркач, цирк.
Моряки, морской, моржи.
Учитель: вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать русский язык, правильно писать и говорить. «Мы не властны над речью других, но мы хозяева своей собственной речи; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным». Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете.
ХОЧУ ДОМОЙ.
Игра
Всем играющим завязывают глаза. В разнобой ставят на сцене. Ведущий просит всех выполнять его команды: "Кругом, шаг вперед, направо, два шага в левую сторону и т.п." Потом по сигналу ведущего включается музыка, а все играющие должны собраться в свои команды, взяться за руки, т.е. вернуться в "ДОМ"
IV. Итог мероприятия. Награждение.



Анализ мероприятия.
Ученики 3 класса с удовольствием приняли участие в игре «Крестики-нолики». Я подобрала интересный и увлекательный материал. Дети с азартом выполняли сложные, интересные задания, переходя от одного задания к другому.
Познавательный материал был подобран таким образом, чтобы дети могли не только слушать, но и логически мыслить, проявлять смекалку и находчивость. Большое значение придавалось знанию и применению правильных слов. На эту тему была исполнена учениками сценка. Мероприятие закончилось подведением итогов и награждением команд.
Во время мероприятия в классе царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи и дети свободно, расковано могли высказывать свои мысли и предположения. А вся работа основана на демократических принципах общения с учащимися, на развитие творческой активности детей. Считаю, что мероприятие несёт большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение, цель мероприятия достигнута. Учащиеся станут более уважительно относиться к литературному языку, будут стараться следить за своей речью, грамотно и правильно употреблять слова, работать в этом направлении.
22479027000202901315128270-241935128270
334010-1270