Урок по праву: на тему Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика — 11 класс


Тема: Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика
Цели урока:
познакомить учащихся с основными структурными элементами налогового права.
Задачи:
формирование у учащихся основ налоговой культуры;
формирование адекватного отношения школьников к налогам;
Ознакомить учащихся с правами и обязанностями налогоплательщиков
воспитание юридически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
развитие у учащихся аналитического и логического мышления;

План урока:
Общая характеристика налогового права
Система налогового законодательства
Элементы налогового правоотношения
права и обязанности налогоплательщика
Основные понятия: налог, субъекты налогового правоотношения (налогоплательщики, налоговые органы), объекты налогообложения (имущество, товары, работы, услуги, прибыль, доход).
Оборудование урока: мультимедийная презентация, конверты с заданиями, карточки-задания с упражнениями.
Ход урока
Ф а з а :
Организационный момент. Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих учащихся. – 1 мин.
Этап инициация. Учитель зачитывает для учащихся стихотворение. Далее учитель задает вопросы классу:
Как называется отрасль права, которая регулирует вопросы налогообложения (предполагаемый ответ учащихся налоговое право);
как называют тех, кто должен платить налоги государству (предполагаемый ответ учащихся налогоплательщики)
Законодательно субъект налогового права налогоплательщик наделяется (предполагаемый ответ учащихся правами и обязанностями)
Учащиеся по наводящим вопросам должны определить тему урока Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика – 2 мин.
Этап погружение в тему. Учащимся предлагается рассказать какая информация об изучаемой теме им известна. -1 мин
Определение ожиданий и опасений. Учащиеся графически (в виде схемы Дерево ожиданий) описывают какую информацию по данной теме, что они хотели бы узнать (можно ограничиться 3-4 позициями), и описывают, что вызывает их опасение (можно ограничиться 3-4 позициями). – 2 мин.
Ф а з а.
2247907620000Этап усвоения новых знаний. – 7 мин.
Учитель с использованием мультимедийной презентации объясняет учащимся новый изучаемый на уроке материал.
Налоговое право - это отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по уплате налогов и сборов, а также связанные с ними отношения.
Налоговое право, это единственная отрасль права, основной функцией которой является ограничение гражданских прав, изъятие части собственности в целях реализации конституционно значимых публичных интересов.
Отрасль права традиционно выделяется из всей совокупности норм права посредством определения предмета (регулируемые общественные отношения) и метода (способ воздействия на общественные отношения) правового регулирования.
Предметом налогового права являются налоговые правоотношения.
Методом данной отрасли права являются те средства и способы, при помощи которых осуществляется регулирование налоговых правоотношений. Основным методом регулирования является императивный метод. Данный метод является методом властных предписаний.
Нормы налогового права. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Этап самостоятельной проработки нового материала. На данном этапе обучения учащимся раздаются различные задания для самостоятельной проработки изучаемой темы:
-3810127000Учитель выдает учащимся задание № 1. На слайде № 6 дается схема системы налогового законодательства РФ, а также перечисляются нормативные акты, из которых учащиеся должны выбрать законы и подзаконные акты, которые являются источниками налогового права. К доске вызывается один из учеников и словесно заполняет кластер показанный на слайде На выполнение задания дается 5 минут
-32385381000Выполнив выше указанное задание учащиеся приступают к работе с учебником (задание № 2). Открыв стр. учебника учащиеся заполняют кластер элементы налогового правоотношения. На выполнение задания дается 5 минут
Следующее задание № 3 учащиеся выполняют объединившись в группы по 2 человека. Группам учащихся раздаются конверты (задание № 3), в которых содержатся карточки с правами и обязанностями налогоплательщиков. Учащиеся должны разделить карточки на 2 группы в 1 группу необходимо определить права налогоплательщика, во 2 группу войдут обязанности налогоплательщика. Карточки необходимо наклеить на заранее подготовленный лист бумаги. На выполнение задания дается 7 минут
Проверка выполненного задания. На интерактивной доске в виде таблицы дается информация права и обязанности налогоплательщика.
ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩАКА ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; Своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
Использовать налоговые льготы при наличии оснований; Вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности (если она осуществляется);
На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; Представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов информацию, документы и сведения;
Обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов; Выполнять требования налогового органа об установлении выполненных нарушений законодательства о налогах и др.;
Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; Выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.;
Представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; В течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; Налогоплательщики –организации и индивидуальные предприниматели должны письменно сообщать:
Об открытии или закрытии счетов;
О всех случаях участия в российских и иностранных организациях;
О всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ;
Об объявлении несостоятельности (банкротства), ликвидации или реорганизации;
Об изменении своего места нахождения или места жительства.
Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов; Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах; Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу (НК) РФ или иным федеральным законам; Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; Требовать соблюдения налоговой тайны; Требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или действиями (бездействиями) их должностных лиц. Учащимся выдаются задания для проверки знаний полученных на уроке.
Понятие Определение
А Налоговое право 1. Конституция РФ
Б Гражданское право 2. В Источники налогового права 3. Г 4. Д 5. Гражданский кодекс РФ
Ж 6. З 7. К 8. Закон об образовании в РФ
Л 9. М 10. Налоговый кодекс РФ
На выполнение задания отводится - 5 мин.
Работы выполненные учащимися собираются для проверки.
Ф а з а.
Этап эмоциональная разрядка (разминка) На слайде № 11 учащимся предлагается ознакомиться с высказываниями выдающихся исторических личностей о налогах.
Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. Оливер Уэнделл Холмс-старший
Дорога цивилизации вымощена квитанциями об уплате налогов.Автор неизвестен 
Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное.Вольтер
Французский экономист середины XIX в. Ф. Бастиа писал: в обществе существуют потребности до того общие, до того повсеместные, что члены общества для удовлетворения их прибегают к услугам правительства. Такова, например, потребность в безопасности. Люди соглашаются платить налоги, чтобы таким образом вознаграждать тех, кто оказывает услуги по обеспечению общей безопасности.
Обучающимся предлагается выразить свое личное отношение к налогам. - 3 мин.
Этап рефлексия. На стадии рефлексии работа учащихся завершится. Учитель озвучивает оценки учащихся активно работавших на уроке. Учащимся выдает домашнее задание по изученной теме. 2 мин.
Д/з & 46, самостоятельно рассмотреть вопрос аудит.
Тестовая работа
Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
декларировать свои доходы
бережно относиться к природным богатствам
платить законно установленные налоги
свидетельствовать в суде
определять свою национальную принадлежность
участвовать в общественно-политической деятельности
7. Выберите верные суждения о налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) пропорциональное налогообложение означает, что налог зависит от величины дохода.
2) при пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких.
3) при прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога.
4) при регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами
5) Как правило, при регрессивном налогообложении доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке.