Урок Право быть ребенком

Каждый ребенок имеет право
Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации
Ход классного часа
Вводная беседа
Друзья мои! Я очень рада Слайд 1 Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю каждый в классе гений, Но без труда талант ничто, Приложим ум наш и уменье И вместе одолеем все.
Для того, чтобы начать наш классный час, вам предлагаю выбрать из данной таблицы буквы, повторяющиеся 2 раза и составить слово. (Право) Слайд 2
й
Р
в
о
ц

п
г
е
к
п

х
а
з
в
ш

ф
ы
л
д
э

а
ж
о
ч
р

Как только ответ будет готов, поднимите руку.

Тема сегодняшнего классного часа “Каждый ребенок имеет право” Слайд 3
- Почему в конце предложения стоит многоточие?
СЛАЙД 4
“Не важно, на чьей стороне сила;  Важно то, на чьей стороне право”. В.Гюго
А что такое право?
Давайте по толковому словарю уточним понятия:
Конвенция – Право – Декларация.
Право – совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения.
Декларация – официальное или программное заявление.
Конвенция – международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые подписали.
– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

Слайд 5
«ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению».
«около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
«120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»
Насилию в семье подвергается ежегодно около
2 млн. детей в возрасте до 14 лет.

Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60% сирот, достигших трех лет , попадают в спец интернаты.


– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

Слайд 6
- Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
Об этом документе мы сейчас и поговорим.
-Как вы думаете, какие же права имеют дети?
(Мнения детей)
Давайте все вместе послушаем песенку Смешариков.
(Просмотр видеоклипа. )
Учитель. - О каких правах вы услышали в песенке Смешариков?
(О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).

Учащиеся должны высказать свою точку зрения. Желательно, чтобы на этом этапе была организована мини-дискуссия. Ученикам предлагается фрагмент из книги А.Усачева “Всеобщая декларация для детей и взрослых”.
Приключения Маленького Человека Слайд 7
Большие люди удивительно безграмотны, - подумал Маленький Человек.
– Надо это исправить.
И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.
Вскоре вокруг плаката собрались горожане.
– Глупость какая-то написана, - заявил один Большой гражданин.
– Люди не могут рождаться равными. Я, например. Когда родился, весил 4кг 500г, а мой сосед всего 3кг 100г, а вы?..
– Послушайте! – сказал Маленький Человек.
Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.
Как вы понимаете смысл плаката? Что вы возразите Маленькому Человеку?


Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»
Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)
КОН-ВЕН-ЦИ-Я, конвенция о правах ребенка.
- Кто запомнил, когда был принят этот документ? (на слайде – принят в 1989 г.)
- Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.
СЛАЙД 8. Фотография детей разных национальностей.
- В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.
СЛАЙД 9. Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.
СЛАЙД 10 Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.
- А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.
СЛАЙД 11. Любой ребенок имеет право:
на жизнь со своими родителями;
на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

СЛАЙД 12. Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
СЛАЙД 13. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.
Слайд 14 Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.
- Вы пользуетесь этим правом?
СЛАЙД 15. Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.
СЛАЙД 16. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.
СЛАЙД 17. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.
СЛАЙД 18. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.
- Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?
СЛАЙД 19. Конвенция о правах ребенка.
- Ну что же, чтобы не нарушать ваше право на отдых мы проведём шумовую физминутку.
Ребенок и права – тема актуальная?!
- Поднимите руки, кто считает, что самое главное наше право – право на жизнь.
- Похлопайте в ладоши, кто уверен, что нам дано право на образование!
- Встаньте те, кто имеет право на охрану здоровья!
- Улыбнитесь, если имеете право на отдых.


Дискуссия. Обсуждение проблемы:
Какими правами вы пользуетесь?
Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
Приходилось ли вам нарушать права других людей?


 Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Это пример из рассказа А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.
Самостоятельная работа
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности»
Обсуждение. Какие права были нарушены?
(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)
Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.
Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа читает газету. Забегает сын Петя.  Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)  Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки!  Сын: - Это насилие над личностью!
Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся. Мать: - Помой посуду, сынок. Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка! Отец: Садись за уроки, иначе я тебя отлуплю! Сын: - Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились! - Скажите, прав ли сын в этой семье?
- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?
Найдите ошибки в поведении членов семьи.

Чтобы твои права не нарушались:
1) они не должны ущемлять права других людей;
2) заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных;
3) уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
К сожалению, бывают случаи когда наши права нарушаются, как правильно отстаивать их.
“Как отстаивать свои личные права”
1. Когда нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ привлечь на помощь взрослых (родителей или учителей).
2.Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, так как это проявление не слабости, а самоуважения.
3. Самый лучший способ отстаивать свои личные права – это уважать права других.

СЛАЙД 20
- Телефон доверия.

Ученик 1.
Мальчишки и девчонки,  И мы вместе с ними С рождения имеют право на имя. Имеем мы право сказать, как один:  “Я – полноправный страны гражданин!”
Ученик 2. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
Ученик 3.
Имею я право нормально питаться,  Учиться, лечиться и развлекаться. Расти в своём доме, в полной семье, А не на уличной мёрзнуть скамье.
Ученик 4.
Дети имеют право свободно выражать своё мнение. Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.  Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
Ученик 5.
К ребёнку нельзя относиться небрежно, А только с любовь, заботой и нежно. Ребёнка нельзя как товар продавать, И от учёбы его отрывать.
Ученик 6. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.
Ученик 7.
Терпимость и дружба – Всеобщее братство, Духовная близость –  Вот это богатство. А наши родители и педагоги Должны нас направить  На эти дороги.
Ученик 8. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
СЛАЙД 13.
Имеем право мы иметь права, Но ведь моралью люди связаны. Поэтому, чтобы достойно жить, Мы очень многое обязаны.

О чем говорится в этом четверостишье? ( Каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом, перед родителями). СЛАЙД 21.

.
“Декларация” школьников. Вы – школьники-обязаны: Слайд 22
уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей:
сверстников и взрослых;
- достойно вести себя в классе, школе и за её пределами;
- овладевать знаниями и практическими навыками;
- участвовать в общественно-полезном труде;
- беречь имущество класса, исправлять причинённый вред;
- ходить в форме и быть опрятным;
- дежурить в классе, школе, столовой;
- ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя
и актива класса;
- приходить в школу своевременно, не опаздывая на зарядку;
- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих
товарищей;
- своевременно заполнять дневник и выставлять оценки по предметам;
- аккуратно пользоваться библиотечным фондом школы

Несовершеннолетние при определенных условиях несут ответственность. 
Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах.
Административная ответственность  наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), Административная ответственность наступает за:
приобретение, хранение, употребление наркотических средств
жестокое обращение с животными
повреждение транспортных средств
повреждение гос.имущества
распитие спиртных напитков
нарушение правил дор.движения
нарушение устава школы
мелкое хулиганство и т.д.
Материальная ответственность  за причиненный вред наступает с 14 лет, имущественную ответственность несут родители.
Уголовная ответственность  наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся:
грабежи, разбои, хищение
умышленное убийство
действия сексуального характера
угон автотранспортных средств
ложное сообщение об акте терроризма и т.п.



Учитель.  Вывод по классному часу:
Каждый человек на свете должен знать свои права.
Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.

Права ребёнка надо знать, Слайд 23 Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить.
Заголовок 315