Классный час Право быть ребёнком
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
город-курорт Анапа
Классный час
«Право быть ребёнком»
Провела
учитель начальных классов
Антоненко М.В.
2015 г.
Право быть ребенком
Детству следует оказывать величайшее уважение.
Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 г. для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами; предотвращать войны и вооруженные конфликты; защищать права и свободы человека; делать все для того, чтобы людям на земле жилось лучше. Штаб-квартира ООН находится в США, в Нью-Йорке. В настоящее время в ООН входит более 200 государств.
20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея - это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ Конвенцию о правах ребенка. Конвенция это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.
В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей.
Почему же был принят специальный документ, защищающий права ребенка? Очевидно, потому, что дети имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите. Наше государство также приняло на себя обязательства выполнять Конвенцию о правах ребенка.
Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах. К сожалению, в мире очень много проблем. Эти проблемы касаются и детей. Страшной бедой являются сиротство, инвалидность. Сегодня на планете немало детей-беженцев, страдающих от войн и вооруженных конфликтов.
Конвенция стоит на страже тех детей, которые нарушили закон и заслуживают наказания. К детям-правонарушителям запрещается применение смертной казни или пожизненного заключения.
В Конвенции говорится, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому мы с вами изучаем сегодня права ребенка, т.е. ваши права.
Учитель называет основные права детей и по ходу объяснения прикрепляет к доске таблички с названиями основных прав ребенка:
право на жизнь;
право на имя;
право на гражданство;
право на защиту жизни, чести, достоинства;
право свободно выражать свое мнение;
право на образование;
право на охрану здоровья;
право на свободу мысли, совести, религии;
право на защиту от всех форм эксплуатации насилия;
право на защиту своей индивидуальности.
Обсуждение проблемы
Учитель обращает внимание учащихся на то, что правильно пользоваться своими правами не менее важно, чем их просто знать.
Обмен мнениями учащихся по вопросам:
- Какими правами вы пользуетесь?
- Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
- А приходилось ли вам нарушать права других людей?
- Сегодня попытаемся ответить на вопрос
- Есть ли границы у свободы?
- Кто может ответить на этот вопрос?
Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим.
М. Клаудиус
Нет такого народа, который в своей истории не сражался бы за свободу свободу от порабощения, любого вида угнетения. Каждый из вас наверняка поскорее мечтает стать взрослым. Ведь взрослым можно делать все, что хочется, полная свобода!
Упражнение 1
- Представьте себе, что объявили праздник «День непослушания». Что бы вы стали делать?
- Учитель предлагает ребятам пофантазировать и высказать свое мнение.
- Каким человеком вы бы себя почувствовали? Свободным.
Есть разные мнения, что такое свобода. Я при веду лишь некоторые из них (учитель может зачитать вслух, написать на доске, а может раздать на каждую парту листок с высказываниями):
***Свобода это возможность делать все, что хочешь.
***Свобода это независимость от кого-то.
***Свобода - это отсутствие стеснений, ограничений.
***Свобода это не вседозволенность.
***Свобода это возможность выбора.
- Какое мнение вы поддерживаете?
Упражнение № 2 (работа в группах)
- Попробуйте дать свое определение слову «свобода».
Учитель организует обмен мнениями учащихся, фиксирует высказывания детей на доске.
«Приобретая жизненный опыт, вы будете все больше и больше убеждаться в том, что полной, абсолютной свободы не бывает. Что касается поведения людей, наших действий и поступков, то всегда имеются пределы».
Что же ограничивает нашу свободу? Известен такой остроумный ответ: «Моя свобода размахивать руками заканчивается на кончике твоего носа».
Человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же свободу другому человеку.
В истории человечества есть очень важный документ «Декларация прав человека и гражданина». Этот документ был принят во Франции в 1789 г. Он формулирует понятие «свобода» следующим образом: «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому». Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Принципы эти могут быть определены только законом.
Юристы, правоведы так говорят: «Разрешено все, что не запрещено законом». Как вы это понимаете?
В обществе существуют моральные нормы, правила этикета и поведения, здорового образа жизни. А любое правило, общественная норма это огра ничение.
- Как вы думаете, для чего люди в течение длительной истории человечества придумали эти ограничения?
Учитель подводит учащихся к важному выводу:
Нормы и правила создаются во благо каждого человека, они удерживают нас от поступков, наносящих кому-то другому вред, чтобы свобода стала реальностью всех членов общества.
Упражнение № 3 (работа в группах)
Учитель раздает карточки с заданиями. Уравновесь права и ограничения (чью свободу запреты ограничивают, чьи права защищают).
Запрет курить в общественных местах.
Запрет пропускать школу без уважительной причины.
Запрет купаться в неположенном месте.
Ограничение скорости движения автомобиля.
Запрет играть на проезжей части и т.д.
Учитель предлагает учащимся каждой группы придумать по одному своему примеру.
Право на свободу охватывает различные сферы жизни.
В главном законе нашей страны - Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина.
Учитель раздает каждой группе воздушный шарик, к ниточке которого привязан листочек с названием свобод.
Это шарики свободы.
Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22)
Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (статья 27)
Свобода совести, вероисповедания (статья 28)
Свобода участвовать в управлении делами государства (статья 32)
Свобода мысли и слова (статья 29)
Свобода участвовать в культурной жизни общества, пользоваться достижениями культуры (статья 44)
Свобода мирных собраний, митингов, демонстраций (статья 31)
Труд свободен. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию (статья 37)
Свобода важна для каждого человека и для страны в целом. Но свобода, как и шарик, нуждается в бережном отношении.
Возможные выводы классного часа:
Право на свободу - одно из важнейших прав человека, оно является великим достижением цивилизации.
Необходимо с детства учиться пользоваться свободой, помня, что моя свобода не должна нарушать свободу другого человека, приносить ему вред.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15