Рабочая программа Внеурочной деятельности Домисолька
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка,
ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: but-school@mail.ru
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ
___/Прядунова Л.В./ МБОУ Бутурлиновская СОШ Бутурлиновская СОШ
Протокол № 1 _____/ Кочура А.В. _________ Штельцер И.Е.
от «31» августа 2015г. «___»___________ 2015 г. Приказ № _175
от«03» сентября 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Домисолька»
Класс : 1 «Б»
Учитель: Гаран Вера Ивановна
Количество часов: всего 16 часов; в неделю 1 час;
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Домисолька» составлена на основании нормативных документов:
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2002г. №30-51-433/16)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ №373 от 6 октября 2009г.), Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального и общего образования.
Устав школы.
Рабочая программа разработана на основе учебно-методического пособия с элементами ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) для музыкальных руководителей / М.А. Сычева «Первые уроки музыки», Ростов н/Д: Феликс, 2009. (Сердце отдаю детям). При работе по данной программе предполагается использование сборников песен и хоров, детских музыкальных инструментов, аудиозаписи, мультимедиа. При отборе и выстраивании музыкального репертуара в программе предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через её интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ. В программе представлены методические разработки тематических модулей по музыкальному воспитанию и развитию творческого воображения младших школьников. Занятия по предлагаемой тематике построены на основе теории развития творческой личности (ОТРЛ) и содержат анализ классических музыкальных и художественных произведений, обучение нотной грамоте, рассказ о классических инструментах и использование детских музыкальных инструментов, описание танцевальных движений и игровые импровизации, сочинение и исполнение стихов, музыкальных попевок и песен.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 - 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Изучение музыки на занятиях направлено на достижение следующей цели: создание условий для формирования основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического развития личности.
Задачи:
прививать интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
прививать основы художественного вкуса;
научить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства;
научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;
сформировать потребность в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышление о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ Бутурлиновская СОШ на внеурочную деятельность кружка «Домисолька»» в 1 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 16 час в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Идея развития творческого воображения средствами музыки и других видов искусства в реализации непроста. Это не простое рисование, музицирование или пение. Это творчество более высокого уровня. Это интеграция всех видов искусства, это поиск собственных возможностей и талантов личности, рождение потребности заниматься им не только в рамках музыкальных занятий.
Предложенная тематика занятий – это идея, выраженная в игровой форме. Игра – это эффективный способ обучения детей младшего школьного возраста.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
знать:
элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
нотную грамоту;
правильную певческую установку;
особенности музыкального языка.
уметь:
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
выражать образное содержание музыки через пластику;
создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
исполнять вокально-хоровые произведения.
Формы контроля
Формами контроля работы педагога по реализации данной программы являются:
сольные выступления,
хоровые конкурсы,
полугодовые отчетные концерты.
Материально-техническое обеспечение курса.
М.А. Сычева «Первые уроки музыки», Ростов н/Д: Феликс, 2009. (Сердце отдаю детям),учебно-методического пособие с элементами ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) для музыкальных руководителей.
Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
Интернет-ресурсы:
Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/Искусство слышать– http://iskusstvo.my1.ru/Классическая музыка– http://classic.ruМузыка и я - http://musicandi.ru/Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса:
Печатные пособия:
Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990.
Технические средства обучения:
Компьютер
Акустические колонки
музыкальный центр
микрофоны
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Календарно-тематическое планирование занятий.
№п/п Раздел Тема занятия дата Планируемые результаты Основные виды учебной деятельности Материально-техническая база, ЭОРы Формы организации образовательного процесса
план факт Личностные Метапредметные (УУД, работа с текстом) Предметные 1 Первое знакомство с музыкальными инструментами. 04.
09 формирование эмоционального отношения к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
Слушание музыки, обсуждение. Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/Искусство слышать– http://iskusstvo.my1.ru/Классическая музыка– http://classic.ruМузыка и я - http://musicandi.ru/Занятие-игра
2 Поющие музыкальные инструменты. 11.
09 формирование эмоционального отношения к искусству;
формирование интереса к новому способу познания.
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятель
ный творческий маршрут общения с искусством.
Понимать особенности музыкального языка.
Слушание музыки, рассматри
вание картинок Занятие-путешествие
3 Самые громкие - самые тихие звуки. 18.
09 реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
выражать образное содержание музыки через пластику;
Слушание музыки, выполнение ритмического рисунка посредством жестов и пластики. Занятие творчества
4 Музыкальное настроение. 25.
09 реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
выражать образное содержание музыки через пластику;
Слушание музыки, выполнение ритмического рисунка посредством жестов и пластики. Занятие творчества
5 Здравствуйте, нотки! 02.
10 формирование эмоционального отношения к искусству;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
Понимать особенности музыкального языка.
Слушание музыки, выполнение ритмического рисунка посредством жестов и пластики. Занятие-игра
6 Нотки шагают и поют. 09. 10 формирование эмоционального отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Слушание музыки, выполнение ритмического рисунка посредством жестов и пластики. Занятие-игра
7. Матрёшки-сказочницы 16. 10 формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
выражать образное содержание музыки через пластику;
Слушание музыки, выполнение ритмического рисунка посредством жестов и пластики. Занятие-игра
8. Русская музыка 23.
10 формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
выражать образное содержание музыки через пластику;
Слушание музыки, выполнение ритмического рисунка посредством жестов и пластики. Занятие-путешествие
9. Музыка танцует на детском празднике 30.
10 формирование эмоционального отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
выражать образное содержание музыки через пластику;
Пение, хореография Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/Искусство слышать– http://iskusstvo.my1.ru/Классическая музыка– http://classic.ruМузыка и я - http://musicandi.ru/Занятие-Праздник
10. Музыка далеких стран 13.
11 формирование эмоционального отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
выражать образное содержание музыки через пластику;
Слушание, умение составлять монолог, знакомство с музыкой других стран. Занятие- открытие новых знаний
11. Музыкальный
зоопарк 20.
11 формирование эмоционального отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Знать особенности музыкального языка.
Пение, хореография Занятие-игра
12. Музыка и мультик 27.
11 формирование эмоционального отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
Знать особенности музыкального языка.
Пение, хореография, просмотр фрагментов мульт
фильмов Занятие-игра
13. Зимние забавы 04.
12 выражать образное содержание музыки через пластику;
Занятие- творчество
14. Скоро, скоро Новый год! 11.
12 формирование эмоционального отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
выражать образное содержание музыки через пластику;
Разучивание хороводных движений Занятие-игра
15. Моя любимая музыка 18.
12 Занятие-викторина
16. Музыка танцует и поет! 25.
12 формирование эмоционального отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
выражать образное содержание музыки через пластику;
Пение, хореография Занятие - праздник