Рабочая программа музыкального кружка ДоМиСолька
Рабочая программа музыкального кружка "ДоМиСолька"
На 2015 – 2016 учебный год. Воспитатель Яковлева А.В.
Пояснительная запискаМузыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие воспитанников должны идти взаимосвязано и неразрывно с воспитанников в школе- интернате, и большое место в этом принадлежит музыкальному кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения детей к музыкальному искусству. В кружке органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на воспитанников, индивидуальный подход, влияние на каждого воспитанника коллектива, и каждый обучающийся пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у воспитанников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений воспитанника и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает учащихся и усиливает их самооценку. Приобщение воспитанников с особыми образовательными возможностями к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир звуков. Практически каждый воспитанник нуждается в развитии речевых (музыкальных) коммуникативных навыков. В решении этих проблем особое значение имеет занятие в музыкальном кружке. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал , способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Актуальность программы связана с необходимостью развития самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение воспитанников формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Цель программыФормирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения воспитанников.Общие коррекционные задачи:Образовательные:
Углубить знания обучающихся в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить воспитанников вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности воспитанников.
Коррекционные
Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.
Программа рассчитана на реализацию музыкально- творческой деятельности воспитанников. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности голоса.
Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов: музыкально- теоретическая подготовка; вокально- хоровая работа; концертно- исполнительская деятельность.
Методы и приемы работы:Методы формирования сознания воспитанника:
Показ;
Объяснение;
Разъяснение; Методы формирования деятельности и поведения воспитанника:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация; Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение;
Контроль;
Самоконтроль;
Оценка;
Самооценка;
Вручение подарка;
Одобрение словом; Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение. Коррекционные методы:
Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
Работа над дикцией, ударением.
Все занятия музыкального кружка строятся по схеме: прослушивание музыкального произведения; разбор текста песни; работа с труднопроизносимыми словами; разучивание музыкального произведения; работа над выразительностью исполнения. Формы проведения занятийЗанятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.Практические занятия, на которых воспитанники осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности воспитанников.Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. В основном это выступления на школьных вечерах, различных мероприятиях, школьных линеек, конкурсов и также на мероприятиях районного уровня.
Обеспечение программы
музыкальные произведения в СД записи;
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Воспитанники должны знать: музыку разного эмоционального содержания; музыкальные жанры (песня, танец, марш); одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм; музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор; знать и применять правила сценической культуры; правила пения и охраны голоса. Воспитанники должны уметь: верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты; петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; соблюдать при пении певческую установку; использовать в пении приобретенные певческие навыки; слитно произносить песенный текст; исполнять песни и вокально-хоровые упражнения применять на практике варианты музыкально - пластических движений и элементы драматизации
исполняемых движений чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые: петь с музыкальным сопровождением и без него; общаться в социуме в процессе концертной деятельности.
Календарно-тематическое планированиеУчебный план рассчитан на 1год обучения, занятия 1 раз в неделю. Количество обучающихся в группе 8 человек. Всего (В) количество часов в год. Часы теории (Т) , практики (П).
Список литературы
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.
6. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.
Заголовок 115