Конспект урока по русскому языку на тему Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи (9 класс)


9 класс
26.04
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
ЦЕЛИ: продолжить знакомство с многочленными предложениями; формировать умение определять виды синтаксической связи между частями многочленного предложения, развивать грамотность; воспитывать внимательность; готовить к ГИА.
ХОД УРОКА
Постановка целей и задач.
Проверка домашнего задания.
Словарно-орфографическая работа.
Свежемороженые овощи, фаршированный перец, смышленый малыш, варенный в кастрюле, убранные вещи, брошенный камень, огни потушены, сушеные ягоды, искусанный комарами, купленный товар; песчаный берег, гуманный поступок, картинная галерея, серебряный иней, подлинное искусство.-Расскажите о правилах правописания -н- и -нн- в суффиксах отыменных прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных.(учащиеся по цепочке зачитывают словосочетания, определяют части речи и объясняют правописание –н- и –нн- в суффиксах)
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1.
Какие слова образованы суффиксальным способом?
Подоконник, учительница, приглядываясь, по-летнему.
Какое из подчеркнутых слов употреблено в прямом значении? Составьте с этим словом словосочетание , употребив его в переносном значении.
Часы идут, холодное сердце, золотой браслет, нос корабля.
В каких словах пропущена безударная гласная, проверяемая
ударением? Подберите к ним проверочные слова.
Кав_лерия, л_гический, п_лисадник, пок_залось, распол_жение.
Изучение нового материала
Прочитайте теоретический материал § и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?
2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?
3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.
4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.
Закрепление полученных знаний.
1. Выполнение заданий.
Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы.
1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)
2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. (В. Шукшин.)
3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)
4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался глубокой кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью. (В. Дудинцев.)
Задание 2.
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку.
– (5)Как тебя зовут, девочка? — спросил Григ.
– (6)Дагни, — вполголоса ответила девочка.
Перед вами отрывок из текста КИМов по русскому языку. Давайте выполним задания по синтаксису, которые встретятся вам на экзаменах. (Задания выполняются на бланках ответов)
Сколько грамматических основ в предложении 3?
Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Замените словосочетание «еловые шишки» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Самостоятельная работа.
Выполняется учащимися в обучающей системе «Сдам ГИА». Работа ведется со смартфонов и планшетов учащихся.
Вариант № 1037203
Итог урока.
– В чем отличие многочленного предложения от других сложных П?
– Как сочетаются различные виды синтаксической связи в рамках многочленного предложения?
Домашнее задание:
группа 1. 1037204 (задание 14)
Группа 2. 1037205 (задания 5, 6, 14)