Консультация для педагогов особенности развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
«Детский сад № 81 ОАО «РЖД»
Консультация на тему
«Особенности развития словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила и провела – Дедюрина Ирина Валерьевна
Воспитатель
Высшая квалификационная категория
Вологда, 2016.
«Особенности развития словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
«Все в мире мы узнаем не иначе, чем через сравнение»
К.Д. Ушинский.
В дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: речь, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления и речи. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
Давая определение словесно – логического мышления, давайте заглянем в психологический словарь Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского: «Мышление словесно – логическое- один из видов, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап ……развития мышления» - конец цитаты.
Учитывая реалии современного общества – мы наблюдаем, что современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Человек, способный предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме, намного привлекательнее для современного работодателя, чем инертный, но исполнительный работник. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления. Эти объективные факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда. На протяжении ряда лет основные усилия учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение проблемы развития мышления дошкольников. Важные материалы по этому вопросу содержатся в работах Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Г.И. Минской и др.
В условиях современной системы образования проблема развития мышления приобретает особую актуальность. Это подтверждает анализ современных образовательных Программ дошкольного образования, среди которых программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой определены целевые.Как указывает известный детский психолог Анна Александровна Люблинская: «Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии». Они нам как педагогам хорошо известны, давайте вспомним вместе:
- наглядно – дейсвенное- наглядно – образное
- словестно - логическое
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, Н. Н. Поддьякова подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. И так, какие же мыслительные операции мы развиваем, когда речь идет о словесно – логическом мышлении
Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников
Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.
Сравнение
Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, мы учим малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.
Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяем горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.
Обобщение
Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если мы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.
Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.
Анализ
Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.
Если мы попросим ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.
Синтез
Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.
Классификация
Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.
Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.
Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации
«Что лишнее?»
Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.
Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.
«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)
Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с 4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.
«Подбери пару» (тренируем анализ, сравнение)
Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано. Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок. Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.
«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)
Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.
стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/;
кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.
Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).
Развивает словесно – логическое мышление у дошкольника сочинение сказок, отгадывание и придумывание загадок, эффективны и игры логико – математического содержания:
ГРАММАТИЧЕСКАЯ АРИФМЕТИКА.
Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?
Миша бегает быстрее Коли. Коля бегает быстрее, чем Игорь. Кто бегает быстрее всех?
Даша и Лена собирали ягоды. Одна из девочек собирала клубнику, другая – малину. Какие ягоды собирала Лена, если Даша собирала малину?
ЗАДАЧИ НА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАВИСИМОСТИ
Найди правильное утверждение
Взошло солнце, потому что стало тепло.
Стало тепло, потому что взошло солнце.
У Кати был день рождения, потому что ей подарили куклу.
Кате подарили куклу, потому что у нее был день рождения.
ЗАДАЧИ НА СООТНЕСЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ПРЕДМЕТОВ.
Леша и Андрюша завтракали. Леша выбрал молочные продукты, а Андрюша- фрукты .Кто из ребят ел творог, а кто – сливу?
Вася и Витя очень любят животных. У Васи есть дома попугай и снегирь, а у Вити живут собака и кошка. Кто из ребят держит дома птиц?
Вика и Галя помогали маме. Вика мыла овощи, Галя- фрукты. Какая девочка мыла груши.
ЛОГИКО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ.
Собака догоняет кошку, а кошка мышку. Кто бежит впереди?
Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны. А ствол у сосны толще,чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?
ДОСКАЖИТЕ СЛОВЕЧКО.
У маленького Паши Митя был молодцом
Ботинки просят…(каши) Не ударил в грязь…(лицом)
НАЙДИТЕ СЛОВО В СЛОВЕ.
Зубр, гроза, кочки, кисель, краны, крот.
ОТВЕТЬТЕ НА УТВЕРЖДЕНИЕ СЛОВАМИ «ДА» - «НЕТ»
Заяц бывает и беляк, и русак. (Да)
Медведь зимует в норе. (Нет)
Медведь бывает и бурый, и белый. (Да)
Отчество человека дают по имени папы.(Да)
Мама вашей мамы вам приходится бабушкой. (Да)
Любой город является столицей. (Нет)
Корова – хищное животное. (Нет)
ПОДБЕРИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ.
Апельсиновый - … Телефонный…
Настольная … Чайная …
Бисквитный … Книжный …
ПОДБЕРИТЕ СЛОВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЯМ.
Голубые, карие, грустные … (глаза)
Молочные, больные, коренные …(зубы)
Шариковая, чернильная, перьевая …(ручка)
Бурый, белый, косолапый … (медведь)
РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА ПО ЛОГИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ.
Май, март, апрель.
Ночь, утро, вечер, день.
Бабушка, дочь, мама.
Среда, пятница, вторник.
НАЙДИТЕ И ПОДРОБНО ОПИШИТЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ДВУХ СХОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Самолет и птица. Кукла и девочка.
Я использую в работе с детьми игровые упражнения по методике Бураковой, развивиющие словесно – логическое мышление. Печатные материалы есть в группе для самостоятельной деятельности детей и представлены в папке «Думай, решай, отгадывай». Игровые уголки насыщены играми на развитие познавательных процессов.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями
И так, словесно - логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Развитое логическое мышление у взрослого человека говорит о его наблюдательности. Наблюдательный человек по внешним признакам много может сказать о людях. Генеальной наблюдательностью обладал. Шерлок Холмс.Человека, который умеет наблюдать очень сложно обмануть. Насколько вы наблюдательны…и владеете этим искусством расскажет такое игровое упражнение «исключение понятий». Спасибо за работу!