Игра Морской бой (5 класс)
Урок 1.
Игра-путешествие «По лесным тропинкам»
Цель: обобщить некоторые знания детей о жизни леса, развить речь, воспитать любовь ко всему живому.
Оборудование: большой рисунок ели (альбомный), большой рисунок берёзы, 2 конверта (в них задания капитанам), 2 карты разных животных разрезать на части для 5 конкурса. Принести из библиотеки «Красную книгу».
Ведущий: Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвой ночью тёмной, грозовой? Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи, ты же видишь, мы свои!
Перед нами две команды «Берёзка» и «Ёлочка». Они сейчас отправятся в путешествие «по лесным тропинкам».
Представление команд
Команда «Ёлочка».
Под широкой тёмной елью прошлогодней пахнет трелью, подойдёшь ты к ней – иголки под подошвами скользят ведь в обычае у ёлки круглый год менять наряд. Ель знакома нам всем с детства. Без нарядной ёлки и праздника нет. Круглый год ель зелёная. А почему? Да потому, что листок – иголка живёт 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Любят ель птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живёт ель до 1200 лет.
Команда «Берёзка»
Люблю берёзку русскую то светлую, то грустную. В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках, с красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов, сложено о ней. Берёзка – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол берёзы даже в жаркие дни остаётся холодным. До 40 литров берёзового сока даёт одно дерево до распускания почек. Из берёзы делают мебель, фанеру. И береста, кора берёзы – готовая пригодная бумага.
Разминка команд
Команда «Ёлочка»
Команда «Берёзка»
1.Назвать 5 пород лиственных деревьев (осина, берёза, дуб, ясень, тополь, клён).
1.назвать 5 пород хвойных деревьев (сосна, ель, кедр, пихта лиственная, спас.жив.).
2.Почему хвойное дерево лиственницей назвали? (каждый год опадают иголки все у остальных пород постепенно и мы не замечаем).
2.чем отличается ель от сосны? (длиной иглы у сосны иглы большие).
III.Конкурс «Грибная полянка»
Ведущий: Кто сидит на крепкой ноже в бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы – нет под шапкой головы. Что это?
Берём по лукошку. И скорее в путь – дорожку. Разбежались по полянке мухоморы и поганки, рыжики, боровики, чтобы сбить тебя с пути.
Задание командам:
Команда «Ёлочка»
Команда «Берёзка»
Съедобные грибы (груздь, боровик, белый, волнушка, подберёзовик, опята)
Мухомор, белая поганка, опята (ложные на пеньке)
Болельщикам:
Почему грибы так называются – лисичка, маслята, подберёзовик, подосиновик, волнушка, сыроежка, сморчок, мухомор.
VI. Конкурс капитанов «Лесные жалобы»
Команда «Ёлочка»
Команда «Берёзка»
Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто же я? (сова)
А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я? (летучая мышь).
V. Конкурс «Животный мир леса»
Ведущий: Все, все на свете. На свете нужны. И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудовищ нелепых. И даже без хищников., злых и свирепых. Нужны все на свете, нужны все подряд: кто делает мёд, и кто делает яд!
Задание командам:
Из отдельно разрезанных частей картинки собрать портрет животного (3-4 человека от команды). Остальные участники пытаются сочинить четверостишие про этого животного, пусть даже и не совсем в рифму. Учитель на ухо этим детям, должен сказать, какого животного собирают члены их команд.
VI. Конкурс «Птицы – наши друзья»
Ведущий: так весело в густом лесу. На ветках птицы распевают. Увидеть леса красоту пернатые нам помогают.
Команда «Ёлочка»
Команда «Берёзка»
Записать 5 зимующих птиц (вороны, синицы, галки, воробьи, голуби)
Записать 5 перелётных птиц (снегирь, дятел, ласточки, кукушки, пеночки)
VII. Конкурс «А знаете ли вы, что»
Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни животных заранее.
Команда «Ёлочка»
Команда «Берёзка»
1.Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка). Сам весом 14г, а может тащить груз в 1кг.580гр.
1.А знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц
2.А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1т хлеба.
2.А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100кг. Мёда, надо облететь 1000,000 цветков.
3.А знаете ли вы, что 1га леса за день поглощает 250кг. Углекислого газа и выделяет 200кг. Кислорода.
3.А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей.
VIII. Совместное выступление команд «Берегите природу!»
Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют защищаться. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живётся с нами рядом.
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в «Красную книгу». Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Международную «Красную книгу» создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё записаны растения и животные нашей страны.
В 1974 году создана «Красная книга» и у нас в стране. В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.
Охраняется «Красною книгой» столько редких животных и птиц, чтобы выжил простор многоликий. Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты, охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.
Если я сорву цветок, если ты соврёшь цветок, если все: и я, и ты. Если мы сорвём цветы, опустеют все поляны и не будет красоты.
И тревога за жизнь неустанна. Гибнут звери, птицы, цветы. И гибнут люди, беспрестанно унося с собой часть красоты.
Так, скорее, под звездною синью, чтобы жизнь не покинула нас, в эту книгу внесите человека всех наций и рас!
Предварительно учится песня по соответствующей теме и ею заканчивается игра – путешествие.
Домашнее задание:
Повторить материал о луге, водоёме и лесе.
Следующий урок начнётся с блиц опроса (повторение домашнего задания). Этот опросник отксерокопировать по количеству учащихся. Правильный ответ для учителя подчеркнуть.
15