Урок литературы в 4 классе по теме: О. Пройслер Маленькая Баба-яга (глава Неприятности)
Тема: О. Пройслер «Маленькая Баба-яга» (Глава «Неприятности»)
Цель: формирование представления о творчестве О. Пройслер.
Задачи:
1. Совершенствовать навык беглого осознанного чтения;
2. Развивать речь, образное и ассоциативное мышление, внимание, память;
3. Воспитывать интерес к чтению и ответственное отношение к учебному труду.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
2. Проверка домашнего задания.
3. Работа по теме урока
1) Слово об авторе
Отфрид Пройслер Биография
Немецкий детский писатель Отфрид Пройслер родился в городе Рейхенберг (Северная Богемия) 20 октября 1923 года. Отец будущего писателя увлекался историей родной земли и привил эту свою любовь сыну Отфриду. После того, как Пройслер окончил школу, он был отправлен воевать на Восточный Фронт. В 1944 году Пройслер в звании лейтенанта попал в советский плен, из которого вернулся в 1949 году из плена.
После возвращения из плена он с большим трудом нашел своих родных и невесту, на которой женился в том же году. Более 20-ти лет будущий писатель работал учителем и директором в одной из школ в Баварии. В это же время он начал писать свои первые сказки, среди которых были такие произведения, как «Маленький водяной», «Маленькое привидение», «Маленькая Баба-Яга» и др.
В его сказках злые герои по определению выступают в ролях положительных, что весьма нетрадиционно для немецкой детской литературы.
Вершиной писательского мастерства для сказочника стала сказка «Крабат, или Легенды старой мельницы», которую он создал по мотивам легенд лужицких сербов, западнославянской народности, которые жили по берегам Шпрее на востоке Германии.
Всего писатель создал 32 книги, которые были переведены 275 раз на 55 разных языков мира и получили престижные премии, которых уже более 30-ти. Многие произведения писателя были экранизированы. Суммарный тираж книг Отфрида Пройслера составляет 55 млн. экземпляров.
Пройслер жил и сочинял сказки недалеко от Розенхайма - в Гайденголзене. После того, как он отошел от написания сказок, Пройслер стал писать о днях, пережитых в советском плену. Но воспоминания писателя, согласно завещанию, должны были быть опубликованы лишь после его смерти.
2) Фаза вызова интереса
- Ребята, запишите в тетради слово Баба – яга. Что вы представляете себе, когда слышите это слово? Запишите ассоциации.
* Чтение ассоциаций.
Эти ассоциации возникли у вас после чтения сказок. Вспомните сказки, в которых есть Баба-яга. Читали ли вы сказки, в которых Баба-яга добрая?
3) Целевая установка.
- Сегодня мы будем читать сказку Отфрида Пройслер «Маленькая Баба-яга» (Глава «Неприятности»). Обратите внимание на то, какой образ Бабы-яги получился у писателя.
4) Работа над произведением.
* Словарная работа.
- Как вы понимаете значение слова «неприятности»?
5) Чтение текста учителем.
6) Проверка восприятия.
- Ребята, какое впечатление произвела на вас сказка?
- Какой вы представляете себе Бабу-ягу? Похожа она на других?
7) Повторное чтение учащимися по-цепочке. Анализ.
- Сколько лет было Бабе-яге?
- Где она жила? Найдите и прочитайте описание избушки Маленькой Бабы-яги.
- Почему без огромной печи избушка не была бы настоящим домом Бабы-яги?
- Кто жил вместе с ней? Что вы о нём узнали?
- Как Маленькая Баба-яга готовилась стать настоящей ведьмой? Расскажите о её занятиях.
- Какое упражнение она пыталась выполнить? Почему ворон Абрахас был мрачен?
8) Самостоятельное упражнение.
- У маленькой Бабы-яги никак не получалось вызвать дождь. И ей необходимо было снова и снова повторять урок.
- Прочитайте текст от слов «Должен быть дождь!» и до конца главы. Подумайте над следующими вопросами:
- Почему Маленькая Баба-яга не смогла вызвать дождь?
- Как в словах Бабы-яги и ворона Абрахаса раскрываются их характеры?
9) Ролевое чтение.
Своё понимание характеров, чувств, настроения героев нужно уметь выразить в чтении. Именно такому чтению – выразительному, то есть чтению с пониманием, мы и учимся на наших уроках.
Учащиеся работают в паре, они распределяют роли, отмечают реплики персонажей, изучают авторские ремарки, подбирают верную интонацию.
4. Рефлексия.
- Из какого произведения вы читали отрывок?
- Кто его автор?
- Как называется прочитанная глава?
- Какую мысль хотел донести до вас автор?
5. Домашнее задание.
Пересказ по опорным словам первых пяти абзацев.
Подготовка к выразительному ролевому чтению остальной части главы.
6. Взаимооценивание по критериям:
Фамилия Имя
Правильно отвечал(а) на вопросы
Умеет работать с текстом
Хорошо читал текст
Оценка
учащегося
Оценка учителя