Выступление на защите Стендового доклада
Гринько Людмила Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6
им. А.И.Гордиенко
Участие в муниципальном конкурсе «Лучший стендовый доклад»
в тематическом направлении
«Инновационная деятельность образовательной организации»
Текст выступления на защите Стендового докладаВ соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 31.03.2015 года № 344 «О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество» наша школа является пилотной площадкой с 1 сентября 2015 года и осуществляет реализацию данного направления.
Плакат не есть длинное чтиво,
Отнесись к зрителю бережно, учтиво...
Взглянул зритель и мыслью объят,
Вот это и есть СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД.
Наш стендовый доклад мы представляем в форме «Древа жизни». Дерево жизни - мифологический образ во многих культурах. Оно символизирует бессмертие и плодородие, обозначает взаимосвязь всей жизни на нашей планете Каждый знает, что дерево, даже травинка, без корней умирает. А человек? Откуда “я”, откуда все мы, кто были наши предки, где жили, чем занимались? Где корни наши?
Откуда начинается Россия?С Курил? С Камчатки? Или с Командор?Россия начинается с пристрастьяК труду, к терпенью, к доброте.Вот в чём её звезда. Она прекрасна!Она горит и светит в темноте.Отсюда все дела её большие, Её неповторимая судьба.И если ты причастен к ней, – РоссияНе с гор берёт начало, а с тебя.
( Виктор Боков “Откуда начинается Россия?”)
СЛОГАН «Я ЖИВУ В РОССИИ»
Каждое новое дело начинается с вопросов, на которые мы пытаемся ответить.
Итак, первый вопрос ЗАЧЕМ?
Авторская позиция
Ценность каждой культуры заключается в сохранении народом своего исторического наследия, в сохранении корней и истоков своего существования. На наш взгляд, в настоящее время Россия переживает духовный кризис, вызванный тотальной зависимостью от западной цивилизации. Жизнь современного русского общества в своих мировоззрениях все больше отдаляется от истоков русской культуры. В связи с этим, мы считаем своевременным введение во внеурочную деятельность нашей школы курса «Народное искусство и художественное творчество». В данном курсе учитываются требования нового ФГОС, Президентская инициатива «Наша новая школа». В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и безусловно актуальным.
Новизна
«Если ты не знаешь куда идти, остановись и подумай: откуда ты пришел» (пословица). Любая народная традиция является истоком и вершиной общечеловеческой культуры. Она формирует все важнейшие черты личности. Народное творчество обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых, то есть выполняет все функции, которые присущи дополнительному образованию. Всем этим позициям в полной мере соответствует авторская программа В. Н. Банникова «Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в школе».
ЦЕЛЬ
Целью введения данного пособия является
создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
изучение фольклора, игровой и экспедиционно-проектной деятельности, более глубокого погружения в «Истоки» традиционной художественной культуры.
ЗАДАЧИ
Расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства
Формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства.
Развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.
ПОЧЕМУ?
С сентября в пилотном режиме по апробации пособия обучаются 1в и 5б классы (52 ученика -100% от состава пилотных классов). В начале учебного года было проведено родительское собрание и анкетирование обучающихся и их родителей, что позволило выявить определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции в семьях обучающихся.
Анкетирование и беседы с обучающимися:
- 68% - детей не знают, что такое традиции;
- 74% - не знают традиций своего народа;
- 89% - не знают своей национальности;
- 79% - не знают, что такое устное народное творчество;
- 90% - не понимают значение понятия «народный;
- 74% - не умеют совсем шить, вышивать, плести из бисера;
- 84% - интересна традиционная художественная культура;
- 90% - хотели бы познакомиться с музыкой и танцами своего народа.
Анкетирование и беседы с родителями:
- 65% - очень редко читают своим детям народные сказки и былины;
- 45% - не имеют фотоальбома своего рода;
- 85% - ребенок не знает генеалогическое древо своей семьи;
- 65% - не знают народные художественные промыслы;
- 75% - не обсуждают в семье тему своей национальной принадлежности;
- 75% - не знакомят ребенка с традициями, культурой, фольклором своего рода;
- 85% - хотели бы, чтобы их ребенок занимался изучением народного искусства;
- 80% - готовы оказывать помощь в работе кружков, где занимается их ребенок.
Радует, что родители хотят, чтобы их дети занимались изучением народного искусства. Дети, в свою очередь, хотят знать язык, на котором говорили их бабушки, дедушки и далёкие предки, хотят познакомиться с музыкой и танцами своего народа.
КАК?
ПУТИ апробации
За период апробации в этом учебном году создана нормативно-правовая база по данному курсу:
изданы приказы по школе;
разработан план-график (дорожная карта) по реализации апробации пособия;
заключено соглашение с автономным учреждением дополнительного профессионального образования «ИРО»;
составлены локальные акты;
-на основании учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество» (автор В. Н. Банников) составлена Программа для 1-4, 5-8 классов.
Для целенаправленной и эффективной деятельности по реализации программы создана творческая группа педагогов школы, которая в течении учебного года:
- изучала теоретические основы курса;
- проходила повышение квалификации через очные и дистанционные курсы;
- откорректировала авторскую программу курса;
- составила в соответствии с программой календарно-тематическое планирование;
- реализовала апробацию пособия в учебном процессе.
осуществляла сотрудничество и сотворчество с:
- автономным учреждением дополнительного профессионального образования «ИРО»;
- автором программы В. Н. Банниковым,
- пилотными площадками школ г.Нягани и округа;
- учреждениями культуры г. Нягани;
- общественными организациями города;
- родителями обучающихся.
В период апробации педагогами ведение разделов программы осуществлялось модульно: разделы «Фольклор», «Игра» в 1в и в 5б классах вела учитель музыки Косолапова А.В. Разделы «Художественное творчество», «Экспедиция. Проект» в 1в классе Колпакова Л.К., в 5б классе Нагорняк А.Ф. Специфика педагогической деятельности педагогов по предмету способствовала максимально эффективно вести занятия по апробации курса.
При проведении занятий педагоги активно применяли личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, проектную, технологию игровой учебной деятельности, здоровьесберегающие технологии, технологии организации группового взаимодействия.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Формы Методы
- мозговой штурм творческих групп;
- практикумы;
-мастер-классы и творческие встречи;
-научные, исследовательские и образовательно-выставочные проекты;
- праздники-реконструкции. -проектов;
- реконструкции;
- погружения;
- проблемного исследования;
-художественно-педагогической драматургии;
- творческой дискуссии;
- творческой лаборатории.
Занятия ««Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс» являются логическим продолжением уроков изобразительного искусства, которые ведутся по учебно-методическим комплекту «Изобразительное искусство. 1-4 класс, 5-8 класс», авторского коллектива под научной редакцией Т. Я. Шпикаловой. Таким образом, осуществляются преемственные связи системы урочной и внеурочной деятельности, направленные на достижение планируемых результатов.
ЧТО?
УРОВНИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Решая поставленные задачи и объединяя разные виды внеурочной деятельности, педагоги на своих занятиях формируют личностные, метапредметные и предметные результаты, которые собой представляют единство трех уровней результатов.
Социальный опыт – опыт нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества. Достигается на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья-Педагог-Обучающийся.
Ценностный (творческий) опыт – опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: Человек-Природа-Дом-Отечество-Труд-Творчество. Достигается на основе ценностных ориентиров: Дом-Школа-Родина.
Коллективный (народный) опыт – опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского». Достигается только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я», как части «Мы».
В 1в классе педагоги поставили перед собой задачу достижения в основном результатов 1 уровня.
В 5б классе, кроме результатов 1 уровня, поставлена задача достижения результатов 2 уровня.
РЕЗУЛЬТАТ
Наблюдения, показывают, что результаты освоения внеурочной деятельности по данному направлению достигаются и находятся на первоначальном уровне – уровне приобретения социального опыта - опыта нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества
2. Хорошим показателем успешности реализации курса является то, что 1в класс стал призером (II место) в городском конкурсе «Класс высокой культуры».
3. Творческая группа учащихся школы в городском Фестивале национальных культур «В семье единой» стала победителем.
Диск
В критериях указано, что мы должны предоставить результаты за 3 года, но … мы только в самом начале пути Конечно, не все ещё получается. Где-то недостаточно материальной базы, где-то приходится увеличивать часы, где-то сокращать.Но педагоги нашей школы, ведущие занятия по апробации пособия, считают, что данная программа должна стать приоритетной программой действия сохранения национальной духовной культуры нашего народа.
Пособие полезно всем учителям начального звена школы, педагогам дополнительного образования и родителям в системе этнокультурного образования и воспитания
Выражаем слова признательности за сотрудничество и сотворчество:
- ученикам и родителям 1в и 5б классов;
- педагогам-участникам творческой группы, реализующим апробацию курса;
- автору курса Банникову В.Н.;
- коллегам школ МБОУ «НОШ №11» и МБОУ «СОШ №14»;
- коллегам пилотных площадок округа, участвующим в апробации курса.