Презентация на тему: Особенности проектирования урока математики с учетом формирования УУД


Особенности проектирования урока с учетом формирования УУДФандеева О.Н.,учитель математикиМБОУ «СОШ №12» г. Симферополя Системно-деятельностный подход ИНСТРУМЕНТ - УУД способ обучения, при котором ученик не получает знание в готовом виде, а добывает его сам в процессе своей собственной учебной деятельности ОСНОВНЫЕ ЭТАПА УРОКАЭтап 1. МОТИВАЦИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЭтап 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И ФИКСИРОВАНИЕ СВОЕГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИЭтап 3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Этап 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА Этап 6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ. Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ. Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ. Этап 9. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ. Этап 1. МОТИВАЦИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-2 мин)Деятельность учащихсяПример задания вхождение в познавательную деятельность на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу» Получают проблемные задания, для выполнения которых недостаёт знаний; Наблюдают за фактами, для объяснения которых нужны новые сведения; и др.Задача1 Сколько поместится коробок, длина каждой из которых 1 м, ширина 1 м, высота 1 м, на склад длина которого 5 м, ширина 3 м, а высота 4 м?Задача 2: Сколько поместится коробок длина каждой из которых 30 см, ширина 70 см, высота 50 см, на склад длина которого 6 м, ширина 4 м, а высота 3 м?? ? ? Этап 1. МОТИВАЦИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-2 мин)Деятельность учащихсяФормируемые УУДвхождение в познавательную деятельность на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу» Получают проблемные задания, для выполнения которых недостаёт знаний; Наблюдают за фактами, для объяснения которых нужны новые сведения; и др.- личностная значимость учения (Л);– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);-познавательные процессы (П). Этап 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗУНС И ФИКСИРОВАНИЕ СВОЕГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ (5 - 6 минут)Деятельность учащихся Формируемые УУД1) Актуализация знаний , которые нужны для открытия нового знания;2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия;3) фиксация детьми индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного действия. – познавательные процессы (П);– работа с текстами (П);– выполнение пробного учебного действия и фиксирование затруднения (Р);–волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Л). Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ (2 - 3 мин)Деятельность учащихсяПример способа построения диалога между учителем и учащимисяучащиеся выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения исходной задачи.– Что нужно найти в задаче, чтобы ответить на главный вопрос задачи? (Вместимость склада, вместимость коробки, …)- Какой термин мы обычно в жизни используем для определения вместимости чего-либо? (Объём)Почему мы не смогли применить тот же способ, что и для решения первой задачи? ( Неудобные размеры коробки, склада, параллелепипеда, …) - Значит, в чем причина затруднения? ( Не знаем как найти объём параллелепипеда заданными рвзмерами размерами) Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ (2-3 мин)Деятельность учащихсяФормируемые УУДНа данном этапе учащиеся выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.– постановка и формулирование проблемы (П);- Осознанное построение речевого высказывания (П);– обоснование своего суждения (К);– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ (3-4 мин) Деятельность учащихсяУчащиеся в коммуникативной форме проектируют будущие учебные действия: самостоятельно определяют тему урока, ставят цель деятельности; строят план достижения цели; определяют средства.Тема урока: Объём прямоугольного параллелепипеда.Цель: найти, узнать формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда, научиться его вычислять, чтобы решить данную задачу и другие похожие на неёПлан:1) предложим свои варианты решения задачи.2) составим эталон; 3) проверим по учебнику; 4) потренируемся; 5) проверим себя в СР. Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ (3-4 мин) Деятельность учащихсяФормируемые УУД Учащиеся в коммуникативной форме проектируют будущие учебные действия: самостоятельно ставят цель УД; выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства.– проектирование (постановка цели, выбор способов и средств, планирование) (Р); – аргументация своего мнения; учет разных мнений (К);– осознанное построение речевого высказывания (П). Этап 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА (5-6 мин)Деятельность учащихсяУчащиеся реализуют проект: – строят модели, выдвигают и обсуждают гипотезы;– выбирают оптимальный вариант, фиксируют его в знаках и речи;- сначала мы нашли площадь склада, а затем умножили на высоту- по рядам или «по слоям» заполним весь склад.- Умножили длину, ширину и высоту Как можно заполнить склад ? Сколько поместилась коробок в первом ряду? … Сколько таких рядов всего будет? … Сколько всего коробок помещается? … Предложите свой вариант формулы: Сравните свои варианты с общепринятым в учебнике.Запишите формулы.- Решите данную задачу , применяя полученные формулы. Этап 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА (5-6 мин)Деятельность учащихсяУчащиеся реализуют проект: –– сравнивают сой вариант с учебником, если надо, корректируют;– строят эталон;– фиксируют преодоление затруднения. Этап 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА (5-6 мин)Деятельность учащихсяФормируемые УУД Учащиеся реализуют проект: – строят модели, выдвигают и обсуждают гипотезы;– выбирают оптимальный вариант, фиксируют его в знаках и речи;– сравнивают его с учебником, если надо, корректируют;– строят эталон;– фиксируют преодоление затруднения.– самостоятельное решение проблем (П);– выдвижение и обоснование гипотез (П);– моделирование (П);– поиск информации, работа с текстами (П);– волевая саморегуляция (Л);– достижение договоренностей и разрешение конфликтов (К). Этап 6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.Деятельность учащихся Формируемые УУДУчащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.- Осознанное построение речевого высказывания (П);- Работа с учебными моделями, алгоритмами (П);Обмен знаниями (К);и др. Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ.Деятельность учащихсяФормируемые УУДУчащиеся- самостоятельно выполняют задания нового типа - осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свои действия с эталоном-организация своей самостоятельной деятельности (Р);- сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения от него (Р);- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);- познавательные процессы (П);-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.Деятельность учащихсяФормируемые УУДУчащиеся фронтально, в группах, в парах выполняют задания, в которых выявляются границы применимости нового знания и в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.познавательные процессы (П);работа с текстами (П);- Осознанное построение речевого высказывания (П); аргументация своего мнения (К);– учет разных мнений (К); Задача. Для комфортного обитания рыбок в аквариуме необходимо 130 литров воды. Можно ли поместить рыбок в аквариум с длиной 70 см, шириной 40 см и высотой 60 см, если уровень воды должен быть ниже верхнего края аквариума на 10 см? (Подсказка: 1 литр = 1 дм3 ) Этап 9. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.Деятельность учащихсяФормируемые УУДФиксируют новое содержание, изученное на уроке;Проводят рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.Соотносят цель и результаты урока, намечают дальнейшие цели деятельности.- Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (Р);- Осознание качества и уровня усвоения (Р); - Самооценка результатов работы (Р); - Контроль, коррекция, оценка действий партнера (К);- Смыслообразование (Л); Основные особенности современного урока: субъективизация 2) метапредметность 3) деятельностный подход 4) рефлексивность 5) импровизационность «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» (К. Д. Ушинский)