Презентация на тему: Особенности проектирования урока математики с учетом формирования УУД 
Особенности проектирования  урока с учетом  формирования УУДФандеева  О.Н.,учитель математикиМБОУ «СОШ №12»  г. Симферополя
Системно-деятельностный подход ИНСТРУМЕНТ - УУД способ обучения, при котором ученик не получает знание в готовом виде, а добывает его сам в процессе своей собственной учебной деятельности
ОСНОВНЫЕ ЭТАПА УРОКАЭтап 1.   МОТИВАЦИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЭтап 2.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ  И ФИКСИРОВАНИЕ СВОЕГО               ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИЭтап 3.  ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ                         Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ                 Этап 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА             Этап 6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО                           ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.            Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ.            Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.                           Этап 9. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
Этап  1. МОТИВАЦИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-2 мин)Деятельность учащихсяПример задания вхождение в познавательную деятельность на основе механизма                     «надо» – «хочу» – «могу» Получают проблемные задания, для выполнения которых недостаёт знаний; Наблюдают  за фактами, для объяснения которых нужны новые сведения;  и др.Задача1 Сколько  поместится коробок, длина каждой из которых 1 м, ширина 1 м, высота 1 м, на склад    длина которого 5 м,  ширина  3  м, а  высота 4  м?Задача 2: Сколько поместится коробок   длина каждой из которых 30 см, ширина 70 см, высота 50 см, на склад   длина которого 6 м,  ширина  4  м, а  высота 3  м?? ? ?
Этап  1. МОТИВАЦИЯ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-2 мин)Деятельность учащихсяФормируемые  УУДвхождение в познавательную деятельность на основе механизма                     «надо» – «хочу» – «могу» Получают проблемные задания, для выполнения которых недостаёт знаний; Наблюдают  за фактами, для объяснения которых нужны новые сведения;  и др.-  личностная значимость учения (Л);– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);-познавательные процессы (П).
      
        
      
    
Этап 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗУНС И ФИКСИРОВАНИЕ СВОЕГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ (5 - 6 минут)Деятельность учащихся Формируемые  УУД1) Актуализация знаний , которые нужны для открытия нового знания;2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия;3) фиксация детьми индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного действия. – познавательные процессы (П);– работа с текстами (П);– выполнение пробного учебного действия и фиксирование затруднения (Р);–волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Л).
      
        
      
    
Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ (2 - 3 мин)Деятельность учащихсяПример способа построения диалога между учителем и учащимисяучащиеся выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения исходной задачи.– Что нужно найти  в задаче, чтобы ответить на главный вопрос задачи? (Вместимость склада, вместимость коробки, …)-  Какой термин мы обычно в жизни используем для определения вместимости чего-либо? (Объём)Почему мы не смогли применить тот же способ, что и для решения первой задачи? ( Неудобные размеры коробки, склада, параллелепипеда, …) - Значит, в чем причина затруднения? ( Не знаем как найти объём параллелепипеда заданными рвзмерами размерами) 
Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ (2-3 мин)Деятельность учащихсяФормируемые УУДНа данном этапе учащиеся выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.– постановка и формулирование проблемы (П);- Осознанное построение речевого высказывания (П);– обоснование своего суждения (К);– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); 
      
        
      
    
Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА  ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ     (3-4 мин)           Деятельность учащихсяУчащиеся в коммуникативной форме проектируют будущие учебные действия:  самостоятельно определяют тему урока, ставят цель деятельности; строят план достижения цели; определяют средства.Тема урока: Объём прямоугольного  параллелепипеда.Цель: найти, узнать формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда,  научиться  его вычислять, чтобы  решить данную задачу и другие похожие на неёПлан:1) предложим свои варианты решения задачи.2) составим эталон; 3) проверим по учебнику; 4) потренируемся; 5) проверим себя в СР.
      
        
      
    
Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА  ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ   (3-4 мин)              Деятельность учащихсяФормируемые УУД Учащиеся в коммуникативной форме проектируют будущие учебные действия:  самостоятельно ставят цель УД;  выбирают способ,  строят план достижения цели; определяют средства.–  проектирование (постановка цели, выбор способов и средств, планирование)  (Р); –  аргументация своего мнения; учет разных мнений (К);–  осознанное построение речевого высказывания (П). 
      
        
      
    
Этап 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА  (5-6 мин)Деятельность учащихсяУчащиеся реализуют проект: – строят модели, выдвигают и обсуждают гипотезы;– выбирают оптимальный вариант, фиксируют его в знаках и речи;- сначала мы нашли площадь склада, а затем умножили на высоту- по рядам или «по слоям» заполним весь склад.- Умножили длину,  ширину и высоту Как можно заполнить склад ?  Сколько поместилась коробок в первом ряду? … Сколько таких рядов всего будет? … Сколько всего коробок помещается? … Предложите свой вариант формулы:
Сравните  свои варианты с общепринятым в учебнике.Запишите  формулы.- Решите данную задачу , применяя полученные формулы. Этап 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА  (5-6 мин)Деятельность учащихсяУчащиеся реализуют проект: –– сравнивают сой вариант  с учебником, если надо, корректируют;– строят эталон;– фиксируют преодоление затруднения.
Этап 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА (5-6 мин)Деятельность учащихсяФормируемые УУД Учащиеся реализуют проект: – строят модели, выдвигают и обсуждают гипотезы;– выбирают оптимальный вариант, фиксируют его в знаках и речи;– сравнивают его с учебником, если надо, корректируют;– строят эталон;– фиксируют преодоление затруднения.– самостоятельное решение проблем (П);– выдвижение и обоснование гипотез (П);– моделирование (П);– поиск информации, работа с текстами (П);– волевая саморегуляция (Л);– достижение договоренностей и разрешение конфликтов (К). 
      
        
      
    
Этап 6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.Деятельность учащихся Формируемые УУДУчащиеся  фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием  алгоритма решения вслух.-  Осознанное построение речевого высказывания (П);- Работа с учебными моделями, алгоритмами (П);Обмен знаниями (К);и др.
Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ.Деятельность учащихсяФормируемые УУДУчащиеся- самостоятельно выполняют задания нового типа - осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свои действия  с эталоном-организация своей самостоятельной деятельности (Р);- сличать способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживать отклонения от него (Р);- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);- познавательные процессы (П);-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); 
Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.Деятельность учащихсяФормируемые УУДУчащиеся  фронтально, в группах, в парах выполняют  задания, в которых выявляются границы применимости нового знания и в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.познавательные процессы (П);работа с текстами (П);-   Осознанное построение речевого высказывания (П); аргументация своего мнения (К);–  учет разных мнений (К); Задача. Для  комфортного обитания рыбок в аквариуме  необходимо 130 литров воды. Можно ли поместить рыбок в аквариум с длиной 70 см, шириной 40 см и высотой 60 см, если уровень воды должен быть ниже верхнего края  аквариума на 10 см?  (Подсказка: 1 литр = 1 дм3 )
Этап 9. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.Деятельность учащихсяФормируемые УУДФиксируют новое содержание, изученное на уроке;Проводят  рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.Соотносят  цель и результаты урока, намечают дальнейшие цели деятельности.- Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (Р);- Осознание качества и уровня усвоения (Р); - Самооценка результатов работы (Р); - Контроль, коррекция, оценка  действий партнера (К);- Смыслообразование (Л);
Основные особенности современного урока: субъективизация  2) метапредметность  3) деятельностный подход  4) рефлексивность   5) импровизационность 
 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»                                                                                                                                           (К. Д. Ушинский)