Формирование коммуникативных УУД при изучении биологии с учётом требований ФГОС (из опыта работы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №12 станицы Новониколаевской Калининского района
Формирование коммуникативныхУУД при изучении биологии
с учётом требований ФГОС
(из опыта работы)
учитель биологии МБОУ – СОШ №12
Отмахова Ольга Дмитриевна
2014
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Образовательный процесс в современной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Правительственная стратегия модернизации образования, региональная концепция компетентностно – ориентированного образования предполагают, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены ключевые компетентности, в том числе коммуникативная компетентность, которую можно развивать на уроках биологии.
Коммуникативная деятельность – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Большое значение в развитии коммуникативной деятельности у учащихся играет формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции другого.
В коммуникативной деятельности можно выделить несколько базовых компонентов:
Коммуникативная деятельность
1.     Познавательный:
- восприятие;
- понимание;
- «свобода от стереотипов в оценке других людей»
2.     Эмоциональный:
- способность сопереживать;
- особенности эмоциональной сферы.
3.     Поведенческий:
- речь и тактика поведения в различных ситуациях.
4.     Личностный:
- нравственные установки в отношении других людей.
Дети и подростки на протяжении периода школьного обучения осваивают следующие коммуникативные действия:
1.  Общение и взаимодействие  с партнерами по совместной деятельности
опирается на
•      Умение слышать и слушать друг друга
•      Умение точно и полно выражать свои мысли
•      Умение адекватно использовать речь для дискуссии
•      Готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
•      Умение вступать в диалог
•      умение оппонировать
2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:•      Понимание возможности различных точек зрения, несовпадающих с собственной
•      Готовность обсуждать разные точки зрения
•      Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаиватьсвою позицию не враждебным образом
3.  Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и 
сверстниками:
•    Планирование общих способов работы
•      Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений
•      Способность брать на себя инициативу
•      Разрешение конфликтов
•      Управление поведением партнера (контроль, оценка действий, умение  убеждать)
4.  Работа в группе (ситуация учебного сотрудничества и проектные  формы работы).  
• Умение устанавливать рабочие отношения
•      Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе
•      Способность переводить конфликтную ситуацию в мирную и разрешать ее
5.  Следование морально этическим и психологическим принципам 
общения и сотрудничества:
•      Уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого•      Адекватное межличностное восприятие
•      Готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе 
достижения общей цели
•      Стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания
Основные формы учебной коммуникации
Монологические Диалогические
Выступать с готовой заранее речью
Пересказывать материал
Спрашивать и задавать вопросы
Обобщать
Докладывать
Отвечать на вопросы
Аргументировать
Ассоциировать
Критиковать
Доказывать и опровергать
Защищать своё мнение
Учебная беседа учителя и ученика
Учебная беседа в парах
Учебная беседа в группах
Дискуссии
Дебаты
Переговоры
Ролевые игры
Защита проекта
Театрализация
В процессе учебной работы на уроках биологии коммуникативные
учебные действия можно формировать следующим образом:
1. Работа в команде:
      Подготовить рекламу на тему...
     Подготовить проект
Подготовить презентацию
Пресс-конференция
КВН
 брейн-ринг   кейс-технологии ролевые игры
прием «Синквейна»
семинар
творческое задание группе
2. Развитие диалоговой речи:
 Работа в парах *
Игра - «вопрос - ответ»
Конкурс на самый красивый вопрос (придумать «толстые» и «тонкие» вопросы, т. е. вопросы разного уровня сложности
Дебаты
Докажите, что...
Опровергните...
 3. Развитие монологической речи:
Устный ответ
Творческое задание ученику
Семинар
Прием «Синквейна»
Составить шпаргалку по тексту
Продолжить фразу
Задайте вопрос выступающему Подготовьте и выступите с сообщением.
Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе.
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.