Доклад по теме: Формирование вычислительных навыков в основной школе

Доклад учителя математики Лисицыной С.А. на РМО учителей математики
по теме:
« Формирование вычислительных навыков в основной школе»
Вычислять быстро, подчас на ходу - это требование времени.
Многие навыки, сопутствующие вычислениям, неизбежно требуются и в быту, и в школьной практике.
Под навыком понимается: действие, выполняемое определенным способом и с определенным качеством. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Однако результаты проверки знаний учащихся, проводимых Центром оценки качества образования ИСМО РАО в различных регионах нашей страны, не радуют:
почти четверть детей, окончивших начальную школу, ошибаются при вычислении значений числовых выражений, например,
960 60, 5708 : 18, (120 + 24) : (4 3);
около 40% шестиклассников не могут округлять натуральные числа и десятичные дроби; около 20% не осиливают вычислений с дробями.
почти 30% семиклассников неправильно определяют наименьшую среди данных дробей, например, среди таких; , 0,7, , 0,8;
Наблюдения на уроках за работой учащихся 8-9-х классов показывают, что они испытывают трудности в преобразовании числовых выражений (свойства арифметических действий, основное свойство дроби и пр.). Учащиеся недостаточно уверенно владеют вычислительными стратегиями (сочетанием устных, письменных и инструментальных вычислений), пренебрегают промежуточным контролем и проверкой правдоподобия результата. Ошибки в расчетах сбивают с пути, намеченного для достижения результата, а внимание, сосредоточенное на осмыслении хода решения задачи, переносится на преодоление трудностей, связанных с вычислениями.
Все это говорит о том, как важно в процессе обучения математике в 5-6-х классах формировать, а в 7-9-х классах развивать у учащихся:
опыт и сноровку в простых вычислениях наряду с отработкой навыков письменных и инструментальных вычислений, умение выбрать наиболее подходящий способ получения результата;
умение пользоваться приемами проверки и интерпретации ответа;
предвидение возможностей использования математических знаний для рационализации вычислений.
Нельзя не заметить, что обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию речи, внимания, памяти.
Каждый год школа решает проблему преемственности между начальным и основным образованием. Такая проблема стоит практически перед каждым учителем математики, начинающим работать в 5 классе. Хорошо, если эта проблема только чисто психологическая. Хуже, когда обнаруживается недостаточная подготовленность учащихся к обучению математике в основной школе.
Каждый учитель, проводя проверку знаний и умений учащихся, сталкивается с ошибками, которые допускают ученики в домашних, самостоятельных и контрольных работах. Возникают закономерные вопросы: «Что лежит в основе ошибки? Просчет учителя, недоработка ученика или то и другое вместе? Почему возникают ошибки, можно ли их избежать и как их исправить?» Я думаю, над этими вопросами задумывались многие учителя, особенно работая в 5-6 классах.
Обобщив и проанализировав ошибки, можно выделить следующие причины их совершения:
1. Слабое развитие у учащихся познавательных процессов: памяти, внимания, мыслительной деятельности.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
3. Несовершенство методического обеспечения преподавания предмета.
Но выявить общую причину совершения ошибок это только половина дела.
А начинать свою работу в 5 классе необходимо с доведения до автоматизма вычислительных навыков. Без этого дальнейшее обучение математике становится бессмысленным.
Вычисления основа для формирования умений пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями.
Сформированные в 5-6-х классах знания и умения должны активно поддерживаться и развиваться в 7-9-х классах.
Развитие и закрепление вычислительных навыков невозможно без устной работы на уроках математики. Кажущейся лёгкостью эмоциональностью, устные упражнения действуют на учащихся мобилизующие, своей простотой увлекают и слабых учеников, создают в классе атмосферу соревновательности.
Остановимся на приемах обучения алгоритмам выполнения арифметических действий.
Особенностью изучения положительных и отрицательных чисел является то, что сложный материал становится доступным и интересным для шестиклассников благодаря его рассмотрению в два прохода. В начале изучения темы на простом материале с опорой на образ (выигрыш-проигрыш, или доход-расход, или какой-либо иной) познакомить учащихся практически со всеми основными понятиями темы, в том числе с правилами знаков при выполнении арифметических действий, уделить специальное внимание вычислению длинных сумм целых чисел. Последующее изучение рациональных чисел оказывается уже вторым проходом всех принципиальных вопросов, что облегчает восприятие материала и способствует прочности приобретаемых навыков.
Традиционно при изучении действия деления десятичных дробей особый акцент делается на деление «уголком», и соответствующим образом подбирается система упражнений. Ситуация отягощается еще и тем, что практически параллельно с этим ставится вопрос о бесконечной десятичной дроби. В результате учащиеся оказываются абсолютно дезориентированными.
И в тех случаях, когда им нужно, например, вычислить частное 6,5 : 0,3 или решить уравнение 3х = 2, приводят приближенный ответ.
Из опыта своей работы могу сказать, что если на данном этапе не заострить на этом внимание, то ученики будут эту ошибку повторять и более в старших классах.
Необходимо показать, что частное десятичных дробей часто нельзя записать в виде десятичной дроби, но его всегда можно найти, перейдя к обыкновенным дробям. Порой вычислять удобнее, если записать частное в виде обыкновенной дроби, и преобразовать эту дробь так, чтобы в числителе и знаменателе оказались натуральные числа.
Важным элементов вычислительной культуры является умение выполнять прикидку и оценку результата. В основе этого умения лежит умение округлять числа. Поэтому вопросу округления чисел в курсе необходимо уделять достаточное внимание.
Важный класс задач, способствующих развитию вычислительных умений учащихся, базируется на использовании идеи сравнения. Например, в ряде случаев используется оценка суммы с опорой на умение сравнивать компоненты действия с некоторыми «рубежными» числами.
Обратим внимание, что зачастую простой иллюстрации какого-либо вычислительного приема достаточно, чтобы он был воспринят учащимися, остался в памяти и использовался в более широком диапазоне применения.
В своей работе учителю необходимо придерживаться определенных принципов. Один из них, наиболее важный, можно сформулировать следующим образом: работа в классе на каждом уроке должна выполняться всем классом, а не учителем и группой успевающих учеников. То есть должна быть создана ситуация «успеха », при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания ученика, а во вселении веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него получается. Мы должны помочь ребенку поверить в собственные силы, мотивировать его на учебу.
Кроме этого развитие вычислительных умений учащихся зависит от содержания соответствующего материала в учебниках, от характера познавательной деятельности, используемых методов, форм, средств обучения, а также от используемых методических приемов:
1) игры, игровые моменты и занимательные задачи;
2) тесты «Проверь себя сам»;
3) математические диктанты;
4) исследовательские работы;
5) творческие задания и конкурсы и многие др.
Часть приемов может применяться при работе со всем классом, часть, направленная на развитие внимания, памяти и мышления, может индивидуально подбираться для групп учеников.

Наиболее распространена ситуация, когда учащиеся выполняют математические действия хоть и правильно, но очень медленно. Даже простейшие примеры ребята стремятся решать «в столбик». А в это время падает темп, урок утрачивает свою целостность, распадаясь на сугубо вычислительные фрагменты. Такая ситуация особенно недопустима в старших классах, так как она снижает роль математики как одной из основных дисциплин, формирующих целостное научное мировоззрение.
Следовательно, вычислительные навыки нужно тренировать. Делать это можно так. В начале урока учитель раздает всем учащимся длинные карточки-полоски, на которых записано 60 заданий на простейшие арифметические действия типа 25 х 3 = 126 : 2 = и т. д. Ученики прикладывают свои карточки к заранее заготовленным листам бумаги формата А4. По сигналу учителя ребята начинают выписывать ответы на свои листы. Через две минуты тренировка заканчивается. После занятий учитель или его добровольные помощники подсчитывают количество правильных ответов и заносят результаты в сводную таблицу, которая вывешивается в классе. И так на каждом уроке. Такая таблица позволяет каждому ученику следить за тем, как растут его результаты. Такие карточки полезны также и для отработки навыков быстрых вычислений при одновременных действиях с положительными и отрицательными числами, при извлечении корней, возведении в степень и т. п.
Если ученик, решая задачу у доски, не может прокомментировать свое решение, то математическую подготовку этого школьника нельзя признать удовлетворительной. Настоящее знание всегда может быть выражено словом.
Если школьник пытается объяснить решаемую задачу, то его речь часто неграмотна, путана, сбивчива. Учителю приходится направлять ученика большим числом вспомогательных вопросов. Как оказать в таких случаях эффективную, действенную помощь?
Это не так трудно, как кажется, но и наскоком проблему не решить. Требуется кропотливая работа, которая, в конечном счете, приведет к нужному результату. Прежде всего, нужно наполнить словарный запас учащихся. Ученики должны твердо знать название и свойства того математического объекта, с которым оперируют. Аудитория только тогда подготовлена к восприятию материала, когда она понимает термины, чертежи, схемы, знает предшествующий материал. Иначе полноценное восприятие невозможно.
Следовательно, на каждом уроке учитель должен добиваться точного и безусловного воспроизведения всеми учащимися новых терминов, формулировок определений, теорем, изученных на предыдущих уроках.
Словесная формулировка, произносимая по ходу решения задачи, это стимулирование мыслительной деятельности учащихся, формирование у них прочных навыков математически грамотной речи.
К сказанному следует добавить, что полноценное сотрудничество учителя и учеников без активного говорения невозможно. Если ученик все время только молчит и слушает, то не срабатывает принцип обратной связи, и учителю приходится прилагать немалые усилия, чтобы разобраться в проблемах ученика.

15