Конспект воспитательного занятия Для чего руки нужны


Конспект воспитательного занятия
«Для чего руки нужны».
1класс
ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3» VIII вида
Воспитатель: Кудряшова Вера Викторовна
Форма: творческая мастерская
Задачи:
Коррекционно-образовательная–учить детей внимательно слушать рассказ и понимать его смысл, отвечать на вопросы педагога по содержанию текста; показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
Коррекционно-воспитательная- воспитывать уважение к труду, развивать желание участвовать в общем труде.
Коррекционно-развивающая - формировать умение действовать согласно инструкции, передавать заданный образ;
Оборудование:
- Плакат с названием темы занятия, рисунки с изображением людей разных профессий (повар, строитель, парикмахер, портниха);
- Предметы, сделанные из разного материала (стакан, варежка, книга, ручка, карандаш, носовой платок);- Мяч, листы бумаги, фломастеры.
Ход занятия.
1.Энергизатор.
Воспитатель: (Дети и воспитатель сидят в кругу).
Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, какое сегодня число и день недели?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, понедельник, 20 января. А чем мы занимаемся по понедельникам?
Ответы детей.
Воспитатель:
По понедельникам в нашей группе проводятся занятия по творческой мастерской. Вот и сегодня мы с вами проводим очередное занятие в творческой мастерской.
Как обычно, наше занятие начнем с энергизатора «Здравствуйте».
Энергизатор«Здравствуйте»:
Дети сидят в кругу. Педагог поочередно подходит к каждому ребенку, глядя ему в глаза, соединяет поднятые вверх ладони с ладонями ребенка, приговаривая: «Здравствуй, …(имя)». Ребенок отвечает: «Здравствуйте, …». Так педагог подходит ко всем детям. Потом дети проделывают тоже. Когда все поздороваются, снова образуется круг.
2.Индуктор.
Воспитатель:
Ребята, когда мы поздоровались друг с другом, все почувствовали тепло рук? Умеют наши руки здороваться?
Ответы детей.
А как еще умеют здороваться наши руки?
Предполагаемые ответы детей (пожать друг другу руки).
Воспитатель:
Таким образом, поздоровайтесь друг с другом по кругу.
Дети жмут друг другу руки (задание выполняется по кругу).
3.Объявление темы.
Молодцы, ребята, наши руки умеют хорошо здороваться. А теперь отгадайте загадку: « Любят труд, не терпят скуки, все умеют наши … (руки)».
А что же умеют делать наши руки? Для чего они нужны человеку? Хотите узнать ответы на эти и другие вопросы?
Ответы детей.
Воспитатель:
На нашем занятие сегодня мы постараемся найти ответы на эти и другие вопросы. И тема нашего занятия «Для чего руки нужны».
4.Поисковая деятельность.
Воспитатель:
Так что же умеют делать наши руки? Давайте поиграем в игру:«Что умеют наши руки?» и входе игры вы расскажете, что умеют делать наши руки. Я буду поочередно бросать каждому из вас мяч, а вы отвечаете, что умеют делать наши руки. Наши ответы я предлагаю начинать со слов «Мои руки умеют …».
Предполагаемые ответы детей: (мои руки умеютрисовать, писать, мыть, стирать, играть, махать, заправлять кровать, лепить и т.д.).Воспитатель:
Молодцы, ребята! Хорошо поиграли, хорошие у нас руки, многое умеют делать.
А сейчас, ребята, я хочу прочитать вам рассказ, который так и называется «Для чего руки нужны», также как и наше занятие. Написал этот рассказ Евгений Пермяк. Послушайте его внимательно и потом ответьте на ряд вопросов.
«Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- А еще для чего? – спросил дед.
- А чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы кошку гладить.
- А еще?
- Чтобы камешки в речку бросать …
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится».
Вопросы:
- Вам понравился рассказ?
- Кто главные герои рассказа? (Петя и дедушка.)
- Они были друзьями? (Да.)
- О чем спросил дедушка Петю? (Для чего руки нужны?)
- Как Петя ответил на вопрос дедушки? (Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)
- Правильно отвечал Петя? (Правильно.)
Воспитатель:
Конечно, правильно. Только Петя маленький был и говорил о своих маленьких руках.
И, когда мы играли, вы тоже рассказывали о своих маленьких руках.
-А о чьих еще руках нужно было сказать?
Предполагаемые ответы детей.(О руках взрослых людей.)
5.Социализация.
Воспитатель:
Правильно, нужно было сказать о руках всех взрослых людей. Послушайте еще раз, как в рассказе говорится: «На рабочих руках весь белый свет держится». Все, что нас окружает, - столы, книги, тетради, дома, посуда, одежда – все сделано руками человека, создано его трудом. И если бы руки всего не могли этого делать, у нас не было школы, не было игрушек, интересных книжек. Профессий у людей много. Посмотрите на эти картинки. Какие профессии людей изображены на них?
Ответы детей.
Воспитатель:
А вы знаете, что умеют делать руки каждого человека по своей профессии? Предлагаю сейчас выполнитьупражнение «Кто что делает?» (Работа по картинкам). Я буду задавать вопросы по картинка, а вы на них отвечать.
Вспомните, что могут делать руки повара?
Ответы детей.
Воспитатель:
А повар умеет приготовить капусту?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте представим, что мы повара и выполним упражнение «Капуста», и покажем, что умеют делать руки повара.
Упражнение «Капуста» (выполняя, упражнение дети все действия показывают руками см. «Приложение 1»).
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я капуста?
Мы капусту рубим, рубим!
Мы морковку трем, трем!
Мы капусту солим, солим!
Мы капусту жмем, жмем!
Воспитатель:
Молодцы, хорошо показали, что умеют делать руки повара, когда он готовит капусту. Скажите, а что могут делать руки портнихи?
Ответы детей.
Воспитатель:
Вся одежда на нас – это все дело рук портнихи. Что могут делать руки строителя?
Ответы детей.
Воспитатель:
А что могут делать руки парикмахера?
Ответы детей.
Воспитатель:
Вот какие замечательные руки у взрослых! А вы своими руками можете им помочь в своих бытовых делах?
Ответы детей.
Воспитатель:
Задание детям: Давайте, сейчас вы покажете, как вы можете помочь взрослым, что вы умеете делать своими руками. Одни дети будут показывать движения, что они умеют делать, а другие отгадывают, что им было показано.
Дети выполняют задание по очереди.
Предполагаемые действия детей, которые они могут показать: поливать цветы, забивать гвозди молотком, вышивать метку на одежде, варить кашу, работать пилой, топором.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, хорошо выполнили задание, каждый понятно для других показал движение. А сейчас мы рассмотрим предметы, которые сделаны из разного материала: стакан, варежка, книга, ручка ,карандаш, носовой платок. Все эти предметы сделали руки человека. Я предлагаю вам, выполнить упражнение «Что из чего?». Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
Упражнение «Что из чего»:
-Это что? (Стакан.) Из чего он сделан? (Из стекла.) Значит он какой? (Стеклянный).
-Это что? (Варежка.) Из чего она связана? (Из шерсти.) Значит она какая? (Шерстяная.)
-Это что? (Книга.) Из чего она сделана? (Из бумаги.) Значит книга, какая? (Бумажная.)
-Это что? (Карандаш.) Из чего он сделан? (Из дерева.) Значит карандаш, какой? (Деревянный.)
-Это что? (Ручка.) Из чего она сделана? (Из пластмассы.) Значит она какая? (Пластмассовая.)
-Это что? (Носовой платок.) Из чего он сделан? (Из материала.) Значит он какой? (Матерчатый.)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Правильно, определили, что из чего сделано.
Для выполнения следующего упражнения мы пересядем за стол. Для каждого из вас приготовлен листок бумаги и фломастеры. Упражнение называется «Послушай мое слово и нарисуй».
Дети садятся за стол.
Теперь посмотрите на свои руки-умельцы. Как мы выяснили на занятие, они тоже уже многое умеют делать. Умеют также рисовать. Возьмите в руки фломастеры. Я буду называть предмет, а вы его рисовать. Рисунки изображайте друг за другом. Выполняйте работу аккуратно и постарайтесь правильно изображать предмет, чтобы другие дети могли понять, что вы нарисовали.
Название предметов: мяч, книга, стакан, молоток, мыло, иголка, ручка.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
Посмотрите на свои рисунки и рисунки своих товарищей. Все правильно изобразили названные предметы?
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, каждый из вас постарался выполнить рисунки аккуратно и правильно изобразить предмет.
Возьмите каждый свой стул, и мы снова сядем в круг.
6.Рефлексия.
Воспитатель:
Еще раз посмотрите на свои руки-умельцы. Вот какие у нас у всех замечательные руки. Они помогают нам выполнять разную работу, и на этих руках «весь белый свет держится».
Воспитатель:
Давайте, ребята, вспомним, какой вопрос задал дедушка внуку Пете из нашего рассказа «Для чего руки нужны».
Предполагаемые ответы детей:А для чего, Петенька, людям руки нужны?
А как вы сейчас ответите на вопрос «Для чего людям руки нужны?»
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Все хорошо ответили на вопрос. А сейчас я буду читать начало пословиц, а вы их заканчивать:
Рабочие руки не знают (скуки).
Скучен день до вечера, коли (делать нечего).
Без труда не вытащишь и (рыбку из пруда).
Молодцы, ребята! Теперь я уверена, что для своих рук вы всегда найдете хорошее дело, чтобы они не знали скуки. Сегодня на занятие вы все хорошо поработали. Молодцы! И завершим наше занятие упражнением «Всем, всем, всем до свидания!».Дети ставят свои кулачки «столбиком», а затем громко кричат: «Всем, всем до свидания» и убирают кулачки.
Фотоматериалы к занятию.