План-конспект занятия по валеологии. Тема: Нос. Органы дыхания. Лёгкие.
Тема: «Нос. Органы дыхания. Лёгкие.»Цель:- систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания;
-закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;
- воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Работа по теме занятия
- Ребята, мы сегодня с вами поговорим об органах дыхания и о том, как правильно дышать.
- Ребята, как вы считаете, для чего в нашей группе так много цветов? (Воздух чистый, полезный, свежий, и нам приятно дышать ).
- Правильно, цветы поглощают углекислый газ , который мы выдыхаем, а вырабатывают кислород, который нам так нужен для дыхания.
3.Игра "Части тела".
Я буду называть части тела человека и его органы, а вы будете показывать их.
Правая рука, рот, живот, левое ухо, правая нога, нос, волосы, шея, брови, глаза.- Молодцы, ошибок нет.
4.Основная часть
А теперь я вас приглашаю на беседу. Мы рассмотрим все органы дыхания по порядку.
- Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха? (Нет).
Правильно ребята:
Без дыханья жизни нет,Без дыханья меркнет свет.Дышат птицы и цветыДышим я, и он, и ты.
- Давайте проверим, так ли это.
Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.
- Что вы чувствуете?
- Почему не смогли долго быть без воздуха? ( Опрос детей).
- Так ответить мы сможем, может ли человек долго находиться без воздуха?
Правильно! Каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и просит, пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.
Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы Две глубокие норы, В этих норах воздух бродит,То заходит, то выходит.
- Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании. Для этого рты закрыли. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.
- Куда сначала попадает воздух?
- Скажите, а может ли воздух попасть в рот? Для этого сделайте вдох через нос, а выдохнете через рот.
- Может? (Ответы детей).
- И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так. Оказывается, нос нужен не только для красоты. Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему?
- Я вас приглашаю присесть и рассмотреть свой нос. Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос. Опишите, как он выглядит. (Ответы детей).
- Загляните внутрь. Поворачивайте головку так, чтобы внутри было светлее.
- Что вы там видите?
- В носу есть два канала, как они называются? (Ноздри).
- Какого цвета стенка носа внутри?(Розовая).
- Почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов).
- Что вы ещё заметили?(Волоски).
- Как думаете, зачем они нужны?( Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы).
- Стенка носа внутри сухая или влажная?
- Эта влага называется слизь. Она нам очень нужна. В слизи есть вещества, которые убивают микробы. Поэтому воздух, который попадает в лёгкие, уже не содержит микробов. Туда идёт только чистый воздух.
- А еще нос первым сообщит мозгу о загрязнённом для дыхания воздухе (газ, химические запахи). А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос!
5.Физминутка "Солнышко"
Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)Всех детишек приласкало Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди).Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам).Гладит ушки, (Растирать ладонями уши).Гладит ручки, (Растирать ладони).Вот. (Поднять руки вверх).
6.Работа по теме занятия
- А теперь поднесите ладонь ко рту. Тихо, медленно подышите через открытый рот на ладонь.
- Какой воздух вы чувствуете? (Ответы детей).
- Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла. Поэтому, чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать как?
- Ребята, а что может навредить нашему носу? Чего делать нельзя?
- Итак, воздух попал в нос и рот, а дальше он движется по дыхательной трубке (Педагог показывает на схеме и на себе дыхательную трубку). - Куда воздух бежит из дыхательной трубки?
Вначале давайте, обследуем, как устроена грудная клетка.
- Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая).
- Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.
А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.
- Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в грудь. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки.
- Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит. Работают легкие, как мешки-гармошки, в которых и содержится вдыхаемый воздух. Эти мешочки называются лёгкие. Повторите хором название.
- Когда воздух заходит?
- Когда выходит?
- Ребята, как вы думаете ,а что вредно для наших лёгких?(Ответы детей).
- Правильно, очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем они отличаются?
- Но вредно не только курить, но и находиться в одном помещении с курящими людьми и дышать этим воздухом. Здоровый человек начинает кашлять, если чувствует в воздухе запах дыма, пыли или газа.
Кашель очищает верхние дыхательные пути, даже если мы поперхнемся крошкой.
Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды или есть на ходу!
7.Итог занятия
Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята вам понравилось занятие?
Какие правила для сохранения здоровья мы вывели на занятии?