Конспект занятия по валеологии в старшей группе Тема: Сердце семьи


Конспект занятия по валеологии в старшей группе
Тема: "Сердце семьи»
Программное содержание:
Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Закреплять умение работать в коллективе.
Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Материалы и оборудование: «Чудо-дерево» с семейными фотографиями детей; большое сердце – макет сердца семьи; набор сердец «Ценности семьи»; карточки для дидактических игр «Подари семье радость», «Хорошо-плохо»; набор предметов в чемодане для игры «Новоселье»; кувшин с водой для игры «Кувшин доброты»; музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми семейных фотографий, составление семейных альбомов.
Беседы «Золотая мама», «Бабушки-старушки», «Семейные ценности», «Что такое счастье?», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната».Чтение художественной литературы: «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Мама» Ю. Яковлев, «Заплатка» Н. Носов «Грипп», «Прививка» А. Барто, «О мальчиках и девочках» С. Маршак, «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский, «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский.Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Мама, почему» Г. Виеру, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина.
Загадки на темы: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
Рисование: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу».
Оформление выставок: «Моя семья», «Моя любимая игрушка».
Ход занятия
– Если в чудо веришь ты,Мы о нём расскажем.Если в чудо веришь ты,Мы его покажем.Чудеса повсюду есть – Их не перечесть,Но для вас особое Чудо из Чудес!
Открывается занавес, появляется Чудо-дерево
Его растила вся семьяНе месяц и не два,Ему шептали мы всегдаДобрые слова.И наше деревце рослоИ выросло большим,И стало крепкое оноИ мы его храним.В листочке каждом нежность тут И счастье для детей.В них вера и любовь живут,Надежда всех семей!
– Ребята, каждый найдите листочек со своей семьёй и встаньте рядом с ним. На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?
Семья должна учить любить,Жалеть и вежливыми быть.Когда семья такою станет,Другая сразу жизнь настанет!
– А кто ещё знает стихи о семье?
– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье. Модель «Радость» устанавливается на сердце.
Радость – это свет в окошке,Радость – ягоды в лукошке,Радость – тысяча улыбок,Радость – стая мелких рыбок.Радость в сердце жить должна.Очень нам она нужна.
– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».
– Радость в одиночку в семье не живёт, С ней всегда за ручку Доброта идёт.
Модель «Доброта» устанавливается на сердце.
– Чья доброта в семье нам помогает? Чтобы в нашей семье поселилось добро, оно должно быть в наших сердцах, мы сами должны быть добрыми. Кто помнит пословицу про добро? «Доброе дело, что дождь в засуху». Сейчас я превращу вас в дождинки, а себя в тучку. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам делать добрые дела. Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты». Под музыку дети танцуют, а когда музыка останавливается – собираются вокруг воспитателя. Воспитатель брызгает по очереди на детей из « кувшина доброты» и дети рассказывают, какие добрые дела они сделали, пока играла музыка. Например: «Я – была капелькой и напоила цветочки водой. Я был капелькой и помог цыплёнку напиться водички!»
– Пока мы играли,В наши двери стучали.
Воспитатель поёт под музыку:
– В доме слёзы, в доме драма.Заболела гриппом мама.Я в аптеку побегу, Маме бедной помогу.Я куплю таблеток кучу,Двадцать носовых платков,Десять штук больших шприцов,Просто так, на всякий случай.Если маме станет хуже,Ей укол от гриппа нужен.Я теперь за всё в ответе – Грипп лечить умеют дети.
– Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Модель «Заботливость» устанавливается на сердце.
Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Представьте, что у вас новоселье. Что это значит? Мы переехали в новую квартиру. Нужно помочь разобрать семейные вещи. Дидактическая игра «Новоселье». Из большого чемодана дети достают вещи, принадлежащие разным членам семьи и рассматривают их: очки, помада, газета, журналы, галстук и т.д.
– Сразу стал уютным дом,Нежность поселилась в нём.Она во всех наших делах,В глазах, улыбках и словах. Она звенит, она поёт,Она тепло и свет несёт.Растопит лёд она любой,
Чтоб нас порадовать с тобой. Модель «Нежность» устанавливается на сердце.
– Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата.
– Я от ваших слов согрелась, и даже ещё больше стала вас уважать! А Уважение в семье – это тоже очень важно! «И старость не страшна, коль молодые уважают». Про кого эта пословица? Модель «Уважение» устанавливается на сердце.
Рассмотрим картинки и попытаемся разобраться, за какие поступки детей надо уважать, а какие недостойны уважения. Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.
Кто всегда со всеми ладит,Шьёт, пирог готовит, гладит,Никогда не отдыхает,Ни о чём не забывает.Поцелует, приласкает,За плохое поругает,А потом сто раз простит.Когда болеет ты, не спит? МамочкаОн за меня готов сразитьсяС драконом огненным, большим.И если надо будет битьсяС морским чудовищем самим.Я так ценю его заботу,Я с ним как будто в ярком сне,Жаль, в понедельник на работуПора ему, и в садик мне. ПапаУ неё уже с утраОчень сложная пора:Внуков в садик разбудить,Завтрак приготовить,И прибраться не забыть,И не хмурить брови! БабушкаОн такой заводной,И совсем не старый.Он гуляет со мнойУтром по бульвару.Он приходит за мной В садик вечерами.Он такой озорнойС белыми усами. ДедушкаЭто что за девочка?С нею я играю.Перед сном ей сказочкуЯ всегда читаю.Я её на улицеЗорко охраняюЯ её братишка – Всем я объясняю! Сестрёнка
Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.
Мы сами можем сделать себя счастливыми!Хорошим поведением, заботой, уважениемМы радуем родителей и бабушек своих,За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!Семья наша огромная и очень-очень дружная,Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!
– Сердечко нашей семьи заполнилось. В нём собрались вместе Доброта, Радость, Счастье, Уважение, Заботливость, Нежность.
Но бывает, что и радость не в радость,И заботушка только в тягость,Да и нежность никому не нужна,Доброта совсем не важна.Уважать совершенно не хочется,Да и счастье на улицу просится.Ведь сердечко в семье охладело,Всех теплом согревать расхотело.А чтоб сердце забилось вновьНужно в нём поселить … Любовь!
Модель «Любовь» устанавливается на сердце.
Любви всегда в семье есть место!С ней никогда не будет тесно!Любовь людей соединяет,Руками нежно обнимаетИ молодых и стариков,Всем на земле даёт свой кров.
Сердце поднимается к потолку, с потолка летит дождь и воздушные шары