Конспект занятия по этике «Растем чуткими и внимательными» в подготовительной группе.
Конспект занятия по этике «Растем чуткими и внимательными» в подготовительной группе.
Интеграция областей:
Социализация – беседа о социальных нормах и правилах поведения между сверстниками.
Здоровье - пальчиковая гимнастика с изменением тембра голоса, Физминутка.
Художественное творчество- рисование мимики лиц людей в зависимости от характера( злое, доброе, равнодушное, испуганное)
Музыка – звуки леса.
Чтение художественного произведения – стихотворение «Кошка и мышка», Осеева «Навестила», А.Митта «Шар в окошке»
Коммуникация – коммуникативная игра «Я клест -ты клест», дидактическая игра «Назови доброе словечко», «Комплимент», «Подари сердечко»
Цель:
Формировать у детей социальные нормы и правила в отношениях между сверстниками.
Задачи:
Дать детям представления о чуткости, необходимости заботливого и чуткого отношения к своим товарищам.
Формировать у детей умение сравнивать положительные и отрицательные поступки, давать им оценку.
Помочь детям научиться сопереживать, совершать поступки по собственной воле, замечать боль и радость других людей.
Развивать умение по выражению лица, жесту, понимать состояние человека.
Развивать умение регулировать тембр голоса.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать у детей толерантное отношение к товарищам.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь новое слово «чуткость». Упражнять детей в использовании речевых этикетных выражений.
Обогащать и закреплять признаки к понятию «сердце».
Активизировать в речи слова и выражения: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «ДО встречи!»,»До завтра!»,»Всего доброго!» и т.д.
Предварительная работа:
Чтение произведений В.Осеевой «Волшебное слово», «Три товарища», «Синие листья».
Рассматривание картин и иллюстраций о дружных ребятах.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель.
Давайте ребята встанем в круг и возьмемся за руки с теми, с кем дружим, со своими лучшими друзьями. (Дети встают в круг)
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь всем присутствующим и давайте поздороваемся.
-Доброе утро Олег, Саид, Вика, Полина и т.д.
-Доброе утро, солнце!
- Доброе утро, небо!
- Доброе утро, гости!
- Доброе утро всем нам!
А сейчас поздороваемся с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте!» (с изменением тембра голоса)
Пять! Да пять!
Родные братцы.
Так все вместе и родятся
Встали пальчики с утра
Поздороваться пора.
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте!
1,2,3,4,5 – поздоровались опять.
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте! Показ правой и левой кисти рук и скрещивание их вместе в замочек.
Развести прямые пальцы кистей в стороны, не отрывая основания ладошки друг от друга.
Поочередное касание пальчиков друг с другом при этом изменяя тембр голоса от высокого к низкому.
Сжатие и разжатие кистей рук в кулачки.
Поочередное касание пальчиков друг с другом при этом изменяя тембр голоса от высокого к низкому.
Воспитатель.
Сегодня на занятии мы будем говорить о вежливых словах, о хороших и плохих поступках, о чуткости и заботливом отношении друг к другу.
А сейчас вспомните, пожалуйста, с какими добрыми словами вы сегодня обратились к своим близким?
-Какие слова произнесли, когда пришли в детский сад и встретились с друзьями и воспитателем?
-Как вы думаете, говорят ли эти слова друг другу животные?
- Вот послушайте, какая забавная история произошла с кошкой и мышкой.
Кошка у норы лежит,
Кошка мышку сторожит.
Ну а мышка не выходит,
К кошке в лапы не спешит.
Кошка целый день ждала,
Кошка мышку позвала:
-Здравствуй маленькая мышка,
Как здоровье? Как дела?
Мышка в спаленке не спит,
Хитро в щелочку глядит.
-Лучше «До свидания!» Мышка кошке говорит
Ну а та в ответ тогда:
-Ладно, мышка, не беда,
Подожду я до свиданья,
А свидание когда?
Воспитатель.
- Почему мышка вместо «Здравствуйте», сказала кошке «До свидания»?
- Как поняла эти слова кошка?
- Как вы думаете, состоится ли свидание кошки и мышки?
- Вот послушайте, что сказала хитрая мышка кошке.
Я не выйду, не мечтай!
Хоть сто лет тут ожидай!
Лучше вместо «До свиданья!»
Я скажу тебе «Прощай!»
Воспитатель.
-Почему мышка сказала кошке «Прощай!»
-В каких случаях мы говорим «До свидания», а когда «Прощай»
Сравните прощальные выражения «До свидания!», «До встречи!», «Всего хорошего!».
-Какие из них очень похожи?
- А что делают в третьем случае?
Молодцы, я довольна вашими рассуждениями.
А сейчас давайте отдохнем и прогуляемся по лесу.
ФизминуткаРаз,два, три, раз, два, три
По дорожке мы пошли.
Вот мы кочки увидали
Через них мы прыгать стали
Зимний лес мы увидали
И к нему все побежали.
Здравствуй лес, зимний лес!
Полон сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица? Ходьба обычным шагом друг за другом
Прыжки друг за другом
Бег на носочках друг за другом
Стоя на месте лицом в круг поднимают руки вверх и через стороны опускают вниз
Выполняют пальчиками упражнение «Заяц» и «Птичка»
Коммуникативная игра
Я – клест, ты – клест.
У меня – нос, у тебя – нос.
У меня – гладкие, у тебя – гладкие.
У меня сладкие, у тебя – сладкие.
Я – друг, ты – друг. Нам хорошо!
Воспитатель.
Сейчас ребятишки возьмите с подноса по одному сердечку и сядьте.
-Ребятк5и, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Петя, Алёша, Наташа?
Да бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»?
А еще как можно сказать? (злое, мягкое, большое, золотое, заботливое и т.д.)
Вывод.
Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце наш советник. А иногда и приказчик. Когда мы спокойны, оно бьется ровно. Когда вы сердитесь – учащенно и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости» - просит оно. Я знаю, что у вас всех добрые сердца.
Воспитатель:
Вот мы добрались до того момента, когда я хочу познакомить вам с ребятами, у которых были тоже добрые, заботливые, чуткие сердца, но может среди них, были и ребята с равнодушными, жестокими сердцами?
Послушайте и узнаете. Я вам сегодня прочитаю 2 рассказа. Первый называется «Шар в окошке». Написал А.Митта.
Чтение произведения.
- Как можно назвать детей, которые принесли Коле шарик?
Обобщение. Да их можно назвать добрыми, заботливыми, чуткими друзьями.
-Почему мы их так называем?
Обобщение. Они позаботились о товарище, принесли ему шарик, чтобы Коля развеселился, порадовался. Коля не просил их об этом. Они сами догадались порадовать его. Поэтому их можно назвать чуткими, заботливыми, добрыми товарищами. Приятно, что друзья не забыли его.
- Как об этом сказано в рассказе? (если дети затрудняются, читаю отрывок)
Детям и взрослым всегда приятно бывает, если к ним проявляют чуткость, доброту.
Вывод.
Чуткость – это такое поведение, когда дети и взрослые делают доброе другим людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их об этом попросят, а помогают сами.
Воспитатель.
А сейчас я вам прочитаю еще один рассказ, который написала писательница Осеева. Называется он «Навестила». Он о девочках Мусе и Вале.
Чтение произведения. После чтения спросит детей.
-Можно ли назвать Мусю заботливой, чуткой, хорошим товарищем?
-Почему?
- Как надо было поступить Мусе?
- А как бы поступили вы?
Вот перед вами изображение мальчика и девочки. Представьте, что это Миша и Муся.
-Кому бы вы подарили свои сердечки? Подарите! (Даю детям возможность выбора без навязывания своего мнения, без какой-либо морали).
Воспитатель.
А сейчас подойдите к столам. На них лежат рисунки с изображением детей. Нарисуйте им лица. Дети рисуют, в процессе подойти к каждому и спросить, какое выражение лица они рисуют, почему.
Воспитатель.
А сейчас подойдите ко мне и сядьте на коврик. У меня в руках волшебный клубочек, к кому он попадает в руки, тот может пожелать что-нибудь своим товарищам.
Начинает воспитатель.
-У меня сейчас радостно на душе, я довольна вами и желаю вам быть чуткими, заботливыми, приходить друг к другу на помощь. Скажтите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом. И вам мои милые дети я хочу сделать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь. Я вас люблю!
Дети (отвечают)
-Закройте глаза, подумайте о том, что нам хорошо вместе. Мы дружим, любим друг друга. Я думаю, что все ваши добрые пожелания сбудутся. Вы вырастите большими, построите сказочно красивые города, вот с такими высокими, светлыми домами(руки вверх), широкими просторными улицами (руки в стороны) и будут в них жить люди чуткие, добрые, заботливые, справедливые и это будите вы сами. А сейчас мы осторожно замотаем клубочек, чтобы все ваши желания не растерялись, не порвалась ниточка.
И на прощание мы почитаем стихи.
То жара на планете, то вьюга,
Только вместе нас не испугать.
Мы поближе узнаем друг друга.
И друг друга начнем уважать.
Сердце бьется то громче, то тише,
Но любому всегда и везде
Так приятно, «Спасибо» услышать.
И «Пожалуйста» молвить в ответ.
Всякой встрече грозит расставанье,
Но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать «До свиданья»
Чтобы «Здравствуйте» завтра сказать.
Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять
Мы окажем вниманье друг другу.
И друг друга сумеем понять…