Урок по литературному чтению по теме: Нравственная коллизия в рассказе Л.Н. Толстого Прыжок.
Урок по литературному чтению
2 класс
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4»
Кисутина Ирина Альбертовна
Тема: Нравственная коллизия в рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок».
Цели:
-Уметь выделить события, систему событий, составляющих основу произведения.
-Научить видеть жанровые особенности рассказа (реальность происшествия).
-Вырабатывать умение обнаруживать в тексте чувства и мотивы, которые движут поступками героев.
Оборудование: Портрет Л.Н. Толстого. Иллюстрации: Парусник. Обезьяна. Рисунки детей. Деформированный текст:
ПЛАН. СЛОВА. ЗАВЯЗКА. РАЗВЯЗКА. КУЛЬМИНАЦИЯ.
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ДОЛГОЖДАННЫЙ ДАН ЗВОНОК.
НАЧИНАЕТСЯ УРОК.
КАЖДЫЙ ДЕНЬ - ВСЕГДА, ВЕЗДЕ
НА ЗАНЯТИЯХ, В ИГРЕ
СМЕЛО, ЧЕТКО ГОВОРИМ,
И ТИХОНЕЧКО СИДИМ
2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
1 ГРУППА - ИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ СОСТАВИТЬ ДИАФИЛЬМ
2 ГРУППА - РАБОТА В ПАРАХ (ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ)
З ГРУППА - ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОБЫТИЙ
3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
4.КРАТКАЯ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
НА ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗОБРАЖЕН БОЛЬШОЙ КОРАБЛЬ -ПАРУСНИК СЛУЖИВШИЙ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ ДАЛЬНИХ МОРСКИХ ПЛАВАНИЙ, В ТО ВРЕМЯ ПАЛУБА ТАКОГО КОРАБЛЯ ДЕЛАЛАСЬ ИЗ ТВЕРДЫХ КАК КАМЕНЬ ПОРОД ДЕРЕВА, МАЧТЫ ВОЗВЫШАЛИСЬ НАД ПАЛУБОЙ НА 15-25 МЕТРОВ, Т.Е. ВЫСОТА 3-5 ЭТАЖНОГО ДОМА. НА МАЧТАХ - ПЕРЕКЛАДИНЫ, НА КОТОРЫХ ДЕРЖАТСЯ ПАРУСА. ОТ ПЕРЕКЛАДИНЫ К ПЕРЕКЛАДИНЕ ПРОТЯНУТО МНОЖЕСТВО КАНАТОВ ВЕРЕВОЧНЫХ ЛЕСЕНОК. СКОРОСТЬ ПАРУСНОГО КОРАБЛЯ БЫЛА ОЧЕНЬ НЕБОЛЬШОЙ В СРАВНЕНИИ С СОВРЕМЕННЫМИ КОРАБЛЯМИ. ПЛАВАНИЕ ПРОДОЛЖАЛОСЬ ДОЛГО И ЕСЛИ СЛУЧАЛОСЬ ПАРУСНИКУ ПОБЫВАТЬ В ЖАРКИХ СТРАНАХ КОМАНДА НЕРЕДКО ДОБЫВАЛА СЕБЕ ОБЕЗЬЯНКУ - ВЕСЕЛОГО И ШАЛОВЛИВОГО ЗВЕРЬКА, КОТОРЫЙ ПОТЕШАЛ ЛЮДЕЙ В СВОБОДНУЮ ОТ НЕЛЕГКОЙ МОРСКОЙ СЛУЖБЫ МИНУТУ.
5.РАБОТА НАД ТЕКСТОМ.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ РАССКАЗА.
-ПОЧЕМУ МАЛЫШ ЗАЛЕЗ НА МАЧТУ КОРАБЛЯ?
(ОБЕЗЬЯНА СОРВАЛА С ЕГО ГОЛОВЫ ШЛЯПУ НАДЕЛА И ЖИВО ВЗОБРАЛАСЬ НА МАЧТУ А ВСЕ СТАЛИ СМЕЯТЬСЯ).
-СЛУЧАЙНО ЛИ ЭТО БЫЛО ИЛИ ЗДЕСЬ СЫГРАЛИ РОЛЬ КАКИЕ-ТО ЧЕРТЫ ЕГО ХАРАКТЕРА: ГЕРОЙСТВО, СМЕЛОСТЬ, ХВАСТОВСТВО, ЖЕЛАНИЕ ИСПЫТАТЬ СЕБЯ ИЛИ ПОКРАСОВАТЬСЯ, СДЕЛАТЬ ВСЕ ПО- СВОЕМУ?
-КТО БЫЛ ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО МАЛЬЧИК ОКАЗАЛСЯ В ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ?
(ОБЕЗЬЯНА ЛИШЬ ПОВОД ДЛЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ МАТРОСАМИ И МАЛЬЧИКОМ, ВЕДЬ ОН БЫЛ СЫНОМ КАПИТАНА, А ЕГО ПОДЧИНЕННЫЕ НАД НИМ СМЕЯЛИСЬ).
-ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ К ПРОДЕЛКАМ ОБЕЗЬЯНЫ И ПОВЕДЕНИЮ МАЛЬЧИКА? В КАКОЙ МОМЕНТ ЭТО ПРОИЗОШЛО? ПОЧЕМУ?
(ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ ИЗМЕНИЛОСЬ КОГДА ВСЕ ПОНЯЛИ, ЧТО МАЛЬЧИКУ НАЗАД НЕ ВЕРНУТЬСЯ, ОН МОЖЕТ ПРОСТО РАЗБИТЬСЯ).
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ.
-КАК НАХОДЧИВОСТЬ КАПИТАНА СПАСЛА МАЛЬЧИКА? ПРОЧИТАЙТЕ.
-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ КАПИТАН ЗАПЛАКАЛ?
(ОН ПЕРЕЖИВАЛ СЛИШКОМ СИЛЬНОЕ ПОТРЯСЕНИЕ, ОЧЕНЬ ИСПУГАЛСЯ ЗА СЫНА).
РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ.
-КОГДА ВЫ ПЕРЕЖИВАЛИ ЗА МАЛЬЧИКА?
-ПРОСЛЕДИТЕ КАК МЕНЯЛИСЬ ЧУВСТВА МАЛЬЧИКА
-ЧТО РУКОВОДИЛО ЕГО ПОСТУПКАМИ?
(ГОРДОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО, СТЫД, ГЛУПОСТЬ, ДОСАДА, НЕОСТОРОЖНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, СТРАХ).
6.ДЕЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ЧАСТИ.
- СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ В РАССКАЗЕ?
- ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ К КАЖДОМУ КАДРУ ДИАФИЛЬМА
- ОДИНАКОВОЕ ЛИ НАСТРОЕНИЕ В ЭТИХ ЧАСТЯХ?
- НАЙДИТЕ В РАССКАЗЕ ЗАВЯЗКУ, КУЛЬМИНАЦИЮ, РАЗВЯЗКУ.
7. ОБОБЩЕНИЕ.
- ЧТО ПЕРЕЖИВАЛ КАПИТАН?
- КТО ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ РАССКАЗА?
- ПОЧЕМУ В КОНЦЕ РАССКАЗА НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТСЯ ОБ ОБЕЗЬЯНЕ?
(ОНА НЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ОНА ТОЛЬКО ПРИЧИНА СЛУЧИВШЕГОСЯ).
- КАКОВА РОЛЬ МАТРОСОВ?
- ПОЧЕМУ РАССКАЗ НАЗВАН ПРЫЖОК?
- ПОЧЕМУ АВТОР ВЫБРАЛ ДЛЯ РАССКАЗА ИМЕННО ЭТОТ ЭПИЗОД ДОЛГОГО КРУГОСВЕТНОГО ПЛАВАНЬЯ?
8.ДОМА: ПЕРЕСКАЗ ОТ ИМЕНИ МАЛЬЧИКА.
9. ИТОГ.
15