Контрольно-оценочные средства по обществознанию

















Комплект контрольно-оценочных средств
для проведения процедуры дифференцированного зачета
по учебной дисциплине
ОДБ. 05. «Обществознание»
























Пояснительная записка

Тест по итогам учебной дисциплины «Обществознание» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) технического профиля:

150400.01 «Машинист машин металлургического производства»
140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
210801.01 «Оператор связи»
150709.02 «Сварщик»
220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

Организация разработчик: ГБОУ СПО СО «Горнозаводской политехникум»:
Разработчик:
Брылина И.Д.. преподаватель высшей квалификационной категории, ГБОУ СПО СО «Горнозаводской политехникум».
Согласован: заместителем директора по учебно-производственной работе Козловой И.В..
Рассмотрен на заседании методической комиссии, протокол №____________
«_________» ___________________2012г.
Председатель __________________


Цель аттестации:
Определение уровня сформированности компетенций у обучающихся по учебной дисциплине «Обществознание» на основании критериев, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования и государственным образовательным стандартом по обществознанию.
Задачи:
1. оценка состояния и уровня сформированности предметных и общих компетенций обучающихся по учебной дисциплине
отслеживание динамики развития качества образования по обществознанию
анализ факторов, влияющих на качество образования
формирование механизма коррекции и составление рекомендаций по развитию качества образования по учебной дисциплине.

Разделы учебной дисциплины:
Экономика
Социальные отношения
Политическая жизнь современного мира

Предмет промежуточной аттестации:
В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих предметных и общих компетенций:
Умения:
- перечислять изученные социальные объекты или их существенные свойства, то есть правильно обозначать их с помощью соответствующих слов и словосочетаний;

- определять понятия, входящие в обязательный минимум содержания, то есть высказывать верные суждения о наиболее общих существенных признаках социальных объектов или классов таких объектов;

- описывать изученные социальные объекты, то есть указывать признаки, дающие относительно полное представление об этих объектах;

- сравнивать указанные социальные объекты, то есть выявлять их отличия от всех иных и сходство определенного объекта с родственными;

- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи;

- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, то есть указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо отношении;

- приводить примеры, то есть иллюстрировать, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы;

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, то есть высказывать суждения об их ценности, уровне или значении.

Знания:
основных обществоведческих терминов, то есть распознавать и правильно употреблять их в различных контекстах

Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Требования к процедуре оценки
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
Инструментарий контроля:
фонд оценочных средств: оценочные материалы, инструкция для обучающихся по выполнению теста, инструкция для оценщика.
Формы оценки:
оценка правильности выполнения тестового задания, бланковое тестирование
Методы оценки:
сопоставление с эталоном, экспертная оценка по критериям
Требования к помещению: учебный кабинет должен быть оснащен рабочими местами.
Время выполнения: 1 час 20 минут

Критерии по уровням деятельности с учетом элементов формируемых компетенций


Уровни деятельности
Основные качественные показатели
Оцениваемые элементы
общих компетенций

задания
Баллы

Эмоционально-психологический
Знает основные обществоведческие термины
ОК 1
1
2
3
4
1
1
1
1

Регулятивный
Перечисляет признаки социальных явлений
ОК 2
5,6
1
1
1
1


Называет термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту

7,8


Социальный
Распознает признаки понятий, характерные черты социальных объектов, элементы их описания, сравнивает социальные объекты, выявляет их общие черты и различия
ОК 4
ОК 5
ОК 6
9
10
1
0-3


1
0-4
0-6


Соотносит обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими

11
12



Применяет знания, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка

13


Аналитический
Анализирует и классифицирует социальную информацию, представленную в различных знаковых системах
ОК 3
16
0-4


1
1

1
1


Распознает понятия и их составляющие, соотносит видовые понятия и исключает лишнее

14
15



Устанавливает соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими понятиями и терминами

17
18


Творческий
Формулирует на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы

19
0-6

0-6


1


Осуществляет комплексный поиск и интерпретацию социальной информации по определенной теме

20



Оригинальность выполнения задания




Самосовершен
ствования
Оценивает различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук
ОК 3
21
0-5

0-9



1


Применяет социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

22



Адекватно оценивает свою работу









Критерии оценивания тестового контроля знаний обучающихся

Оценка «отлично»
91 – 100 %
55 – 60 баллов

Оценка «хорошо»
81 – 90 %
48 – 54 балла

Оценка «удовлетворительно»
71 – 80 %
42 – 47 баллов

Оценка «неудовлетворительно»
70 % и менее
41 балл и менее



·
·










































Тест

1. Переход предприятия из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет сущность
национализации
инфляции
приватизации
4. разгосударствления

2. Есть несколько значений понятия «экономика». Какая позиция характеризует экономику как науку?
изучение функционирования рынка труда
оказание населению образовательных услуг
развитие сетей мобильной связи
4. производство большой партии новых автомобилей

3. Государственный бюджет – это
финансовый план доходов и расходов государства на год
стоимость валового продукта, созданного в стране
стоимость проданных в стране товаров
4. внутренний и внешний долг государства

4. Социальная стратификация – это
наличие в обществе различных сфер
разделение общества на социальные группы
поддержка малообеспеченных групп населения
4. повышение социального статуса

5. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, называется
парламентской республикой
абсолютной монархией
конституционной монархией
4. президентской республикой

6. Что из перечисленного является структурным компонентом политической системы?
политическая коммуникация
политическое управление
политика
4. политический режим

7. Какая из указанных функций относится к функциям государства?
защита интересов страны на международной арене
выдвижение кандидатов на выборах
3. регулирование деятельности частных предприятий

8. Любое государство характеризуется
разделением властей
наличием армии
осуществлением тотального контроля над личностью
4. многопартийностью

9. Что из указанного связано с понятием «власть»?
самопознание
авторитет
социализация
4. урбанизация

10. Найдите в приведенном списке признаки социального статуса
профессия
пол
цвет глаз
следование требованиям моды
уважение к родителям
6. семейное положение

11. Необходимым признаком рыночной экономики является
свободное ценообразование
использование ресурсосберегающих технологий
высокое качество продукции
4. внешнеэкономическая деятельность государства

12. Найдите в приведенном ниже списке характерные признаки рынка, выпишите номера, под которыми они указаны:
конкуренция
государственная собственность
свобода предпринимательства
централизованное планирование
стихийное регулирование экономики
стремление к достижению личной материальной выгоды

13. Распределите перечисленное ниже следующим способом: три первые позиции должны представлять административно-командную экономическую систему, три последующие – рыночную.
1. многообразие форм собственности
2. контроль за производством со стороны государства
3. свободное ценообразование
4. централизованное ценообразование
5. преобладание государственной собственности
6. экономическая самостоятельность товаропроизводителей.

14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рынок»
Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

15. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальный статус». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию:
Статусный набор, авторитет, социальные нормы, престиж, социальное положение.

16. Установите соответствие (социальные группы – критерии): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные группы
Критерии

А) мужчины
Б) племена
В) народности
Г) дети
1. демографический
2. этнический


17. Верны ли следующие суждения?

А. Отклонения от норм могут иметь полезные для общества последствия
Б. Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

18..Верны ли следующие суждения?

А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля
Б. Совесть является один из механизмов самоконтроля.

верно только А.
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

19. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова даны в именительном падеже. Каждое слово можно использовать только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.

«Проблемы ___ (1) отношений стоят сегодня достаточно остро во многих государствах мира. Наша страна не исключение. В последние годы в различных регионах России появилось немало ___ (2) и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным ___ (3) подчас носят напряженный характер. Проявление симптомов ___ (4) и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи. Так, в Подмосковье, в 2002 г. было официально зарегистрировано более тридцати ___ (5) молодежных группировок, из которых 35% имеют националистическую окраску. В связи с этим встает задача формирования у молодого поколения уважения к культурным достижениям, традициям, особенностям национального ___ (6) других народов.

А) беженец
Б) межнациональный
В) менталитет
Г) страна
Д) население
Е) гуменный
Ж) нетерпимость
З) толерантность
И) экстремистский

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.

«Одной из важнейших характеристик ___ (1) государства выступает ___ (2), то есть такой тип организации политической жизни, который предполагает многообразие государственных, политических и общественных организаций. Важной формой его проявления является ___ (3). Он также находит отражение в системе организации государственной власти, воплощен в принципе ___ (4), который впервые был сформулирован в работах Д.Локка и Ш.Монтескье. В Российской Федерации этот принцип закреплен в ___ (5). Он исключает ___ (6) какого-либо органа на всю полноту власти».

А) анархия
Б) разделение властей
В) Кодекс
Г) демократическое
Д) плюрализм
Е) Конституция
Ж) бюрократическое
З) многопартийность
И) монополия

21. Выберите одно из приведенных ниже высказываний. Изложите свои мысли ( свою точку зрения, отношение) относительно затронутой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и свой собственный жизненный опыт.

«Деньги – одно из величайших орудий обретения свободы, придуманных человеком» (Ф. фон Хайек)
«Кто ищет одних лишь верных прибылей, тот навряд ли станет очень богат» (Ф. Бэкон)
Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция» (А. Смит)
«Экономическая конкуренция ведет к тому, чтобы производство осуществлялось самым рациональным способом» (Л. фон Мизес)
Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» (А. Смит)
«Ни один человек не является ни полностью свободным, ни полностью рабом» (Б. Рассел)
«Неравенство прав увеличивает общественные раздоры, неравенство деяний поддерживает общественное согласие» (П. Буаст)
«Человек, ненавидящий другой народ, не любит свой собственный» (Н. Добролюбов)
«Слабый дрожит перед общественным мнением, глупец игнорирует его, мудрец оценивает, искусный – управляет им» (Ж. Ролан)
«Весь мир – театр,
И люди в нем актеры,
И каждый там свою
Играет роль» (У. Шекспир)

22. Прочитайте фрагмент из книги Н.Макиавелли «Государь» и ответьте на вопросы:

« Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества. Но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернуться. И худо будет тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше всего остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого, важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных»

О каких чувствах людей по отношению к государю говорит автор? Какому из этих чувств автор отдает предпочтение?
Какие качества подданных, по мнению Н.Макиавелли, представляют опасность для правителя? Какие качества автор им противопоставляет?
Приведите любые две рекомендации, даваемые автором мудрому правителю. Согласны ли вы с ним? Свой ответ объясните.

































Инструкция для обучающихся по выполнению дифференцированного зачета

Уважаемые обучающиеся!
Вам предлагается выполнить дифференцированный зачет в виде теста по разделу «Экономические, социальные и политические отношения в современном мире».
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
При выполнении заданий 21 и 22 изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) относительно затронутой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и свой собственный жизненный опыт.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Свои ответы записывайте в бланк ответов.

В процессе проверки вашей работы будут оцениваться:
Умения:
- перечислять изученные социальные объекты или их существенные свойства, то есть правильно обозначать их с помощью соответствующих слов и словосочетаний
- определять понятия, входящие в обязательный минимум содержания, то есть высказывать верные суждения о наиболее общих существенных признаках социальных объектов или классов таких объектов
- описывать изученные социальные объекты, то есть указывать признаки, дающие относительно полное представление об этих объектах
- сравнивать указанные социальные объекты, то есть выявлять их отличия от всех иных и сходство определенного объекта с родственными
- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи
- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, то есть указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо отношении
- приводить примеры, то есть иллюстрировать, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, то есть высказывать суждения об их ценности, уровне или значении.
Знания:
основных обществоведческих терминов, то есть распознавать и правильно употреблять их в различных контекстах

Критерии оценки:
Правильный ответ на задание оценивается следующим образом:
не выполнил – 0 баллов
выполнил – 1 балл

Ответ на задание 10 оценивается от 0 до 3 баллов
на задание 12, 16 – от 0 до 4 баллов
на задание 13, 19 и 20 – от 0 до 6 баллов
на задание 21 – от 0 до 5 баллов
на задание 22 – от 0 до 9 баллов.
Учитываться будут также:
Оригинальность выполнения заданий и уровень самостоятельности выполнения работы., адекватность самооценки., проявление каждого признака оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 60
Качество ответа:
«5» - 55 – 60 баллов
«4» - 48 - 54
«3» - 42 - 47
«2» - 41 и менее баллов

Желаем удачи!










































Инструкция для оценщика (преподавателя)
Вам предлагается оценить дифференцированный зачет в виде теста по разделам
«Экономическая, социальная и политическая жизнь современного общества».

В процессе проверки работы обучающегося необходимо оценить:
Умения:
- перечислять изученные социальные объекты или их существенные свойства, то есть правильно обозначать их с помощью соответствующих слов и словосочетаний
- определять понятия, входящие в обязательный минимум содержания, то есть высказывать верные суждения о наиболее общих существенных признаках социальных объектов или классов таких объектов
- описывать изученные социальные объекты, то есть указывать признаки, дающие относительно полное представление об этих объектах
- сравнивать указанные социальные объекты, то есть выявлять их отличия от всех иных и сходство определенного объекта с родственными
- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи
- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, то есть указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо отношении
- приводить примеры, то есть иллюстрировать, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, то есть высказывать суждения об их ценности, уровне или значении.
Знания:
основных обществоведческих терминов, то есть распознавать и правильно употреблять их в различных контекстах

Пользуясь ключом к тесту и требованиями к деятельности обучающегося по предметным и общим компетенциям, необходимо проверить правильность выполненной зачетной работы.

Критерии оценки:
Правильный ответ на задание оценивается следующим образом:
не выполнил – 0 баллов
выполнил – 1 балл
Ответ на задание 10 оценивается от 0 до 3 баллов
на задание 12, 16 – от 0 до 4 баллов
на задание 13, 19 и 20 – от 0 до 6 баллов
на задание 21 – от 0 до 5 баллов
на задание 22 – от 0 до 9 баллов.
Учитываться будут также:
Оригинальность выполнения заданий и уровень самостоятельности выполнения работы., адекватность самооценки., проявление каждого признака оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 60
Качество ответа:
Качество ответа:
«5» - 55 – 60 баллов
«4» - 48 - 54
«3» - 42 - 47
«2» - 41 и менее баллов




Бланк ответов

№ вопроса
Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16



А –
Б –
В –
Г -

17


18


19
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 -

20
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 -

21










22












Ключ к тесту

№ вопроса
Ответ

1
1

2
1

3
1

4
2

5
2

6
4

7
1

8
2

9
2

10
126

11
1

12
1356

13
245 136

14
Государственное распределение

15
Авторитет

16
А – 1, Б – 2, В – 2, Г – 1

17
3

18
3

19
1Б 2А 3Д 4Ж 5И 6В

20
1Г 2Д 3З 4Б 5Е 6И

21
Правильно определяет сферу общественной жизни -1 б
Правильно применяет термины и понятия – 2 б
Высказывает свою позицию по данной проблеме – 2б

22
Правильно отвечает на поставленные вопросы – 6 б
Высказывает свою точку зрения по данному вопросу – 3 б














































Уровень деятельности

Эмоционально-
психологический
уровень



Регулятивный уровень

Социальный
уровень

Аналитический
уровень

Творческий уровень


Самосовершенствова
ния


Номер задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22


ФИО учащегося
1
1
1
1
1

1
1
1
1
3
1
4
6
1
2
4
2
2
6
6
1
5
9

1

























2

























3

























4

























5

























6

























7

























8

























9

























10

























11

























12

























13

























14

























15

























16

























17

























18

























19

























20


























Сумма реальных
баллов

























Сумма реальных баллов по уровням








Сумма макс
баллов
4*20=80
4*20=80
15*20=300
11*20=220
13*20=260
16*20=320


% достижения









Уровни ФГОС
ознакомительный
репродуктивный
продуктивный


% достижения
(среднее значение)










Аналитическая записка по результатам тестовой (практической ) работы в ______группе по ___________________________за 20.. - .. учебный год.
Цель: установление уровня реализации Федерального государственного образовательного стандарта у обучающихся по дисциплине ____________________________________________________________________.
Тестовая (практическая) работа состояла из следующих заданий:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По результатам тестовой (практической ) работы получены следующие результаты:
1.Реализация Федерального государственного стандарта в части сформированности общих компетенций:
Обучащиеся показали владение ____________________________________
____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Реализация Федерального государственного стандарта в части сформированности профессиональных (предметных) знаний и умений:
Обучащиеся показали владение ______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Обучающиеся показали следующий уровень сформированности компетенций (%):

Эмоционально – психологических ______________________________
Регулятивных ______________________________
Социальных ______________________________
Учебно - познавательных ______________________________
Творческих ______________________________
Компетенций самосовершенствования ______________________________

Достижение ознакомительного уровня ФГОС - %, репродуктивного уровня - .%, продуктивного - .%.

Выводы по результатам тестовой ( практической) работы:

Учащиеся показали владение Федеральным государственным стандартом образования по ___________________________________________________ на
( недопустимом, допустимом, оптимальном)
_______________________ уровне.
Удалось достичь высокого уровня сформированности ________________________________________________________________________________________________________________________________________.
При дальнейшей работе следует обратить внимание на формирование ________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Дата: Педагог: __________________________

















13PAGE 15


13PAGE 141315




15