Методическая разработка урока- деловой игры по темеМагнитное поле катушки с током

Урок по теме « Магнитное поле
катушки с током»

Цель урока: экспериментальным путем изучить магнитные свойства поля катушки с током, совершенствовать практические навыки работ с лабораторным оборудованием, формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ход урока
I. Актуализация знаний.
Взаимоопрос
Учащиеся одного ряда задают вопрос и называют имя ученика другого ряда, который отвечает на заданный вопрос. Учащиеся сами оценивают ответы, учитель вмешивается лишь в том случае, когда на вопрос был дан неверный ответ и ошибка не была замечена.

I. Изучение нового материала.
Урок проводится в игровой форме.
В дирекцию НИИ поступили заявления от ряда лабораторий о том, что сотрудниками этих лабораторий сделаны важные научные открытия. Ученики играют роль сотрудников лаборатории, учитель – старший научный сотрудник, который вручает задания с темой исследования. По предложенной теме каждая группа должна сделать научное открытие и запатентовать его, представив отчёт в следующей форме:

1. Идея открытия.
2. Рисунок или схема экспериментальной установки.
3. Результаты исследований.
4. Перечень возможных применений.
Задания:
1 группа
1. Составьте электрическую цепь из источника тока, реостата, включателя, катушки, соединив последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите полюса у катушки.
2. Измените направление тока в катушке на противоположное и снова определите полюса катушки.
3. Установите магнитную стрелку компаса на такое расстояние от катушки, на котором действие магнитного поля катушки будет едва заметным. Увеличивая силу тока в цепи с помощью реостата, наблюдайте за интенсивностью магнитных взаимодействий стрелки и катушки с током.
4. Изобразите схему электрической цепи.
5. Сделайте вывод и обоснуйте его.
6. Ответьте на вопрос: «Как зависит магнитное действие катушки с током от силы тока?»

2 группа
1. Изучите магнитное поле катушки с током, установленной в оргстекле. На пластинку из оргстекла насыпьте железные опилки и подключите катушку к источнику тока. Слегка постучите пальцем по стеклу.


2. Зарисуйте получившуюся картинку силовых линий магнитного поля катушки с током.
3. Обратите внимание на магнитные линии поля внутри катушки. Чем они отличаются от обычных замкнутых линий магнитного поля тока? Почему это поле называют однородным?
4. Воспользуйтесь дополнительной литературой (А.А. Пинский. Учебник «Физика и астрономия. 8 кл.»; § 9.3, стр. 218 и др.) и найдите другое название катушки с током.
5. Сделайте вывод о форме силовых линий магнитного поля.

3 группа
1. Возьмите катушку небольшого размера с небольшим числом витков медного провода малого сечения и подвесьте на изолирующем стержне с помощью специального гибкого шнура, в лапке штатива установите полосовой магнит.
2. Подключите катушку к источнику тока, наблюдайте за поведение катушки.
3. Измените направление тока в катушке, обратите внимание, как переворачивается и опять надевается на магнит катушка.
4. Сделайте вывод о силовом действии магнита на магнитное поле тока, дайте объяснение наблюдаемым явлениям.

4 группа
1. Соберите электрическую цепь, соединив последовательно катушку, амперметр, источник тока, электрический ключ.
2. Установите магнитную стрелку вблизи катушки с током, включите ток и наблюдайте за процессом взаимодействия катушки с током и магнитной стрелки. Отодвиньте стрелку на определенное расстояние от катушки. Снова замкните цепь и сравните полученный результат с предыдущим опытом.
3. Не меняя положения стрелки, вставьте в катушку железный сердечник. Как притягивается стрелка?
4. Замените магнитную стрелку на железные гвозди и докажите, что катушка с током без сердечника слабо притягивает гвозди, а при наличии сердечника притяжение увеличивается.
5. Сделайте вывод о свойствах катушки в зависимости от наличия сердечника в катушке.

III. Итоги урока. Выдаются патенты на изобретение(переоткрытие физического явления, закона)

IV. Задание на дом: § 58, стр. 133-134:
Приготовьте сообщения по темам:
1) История создания телеграфа.
2) Истории создания телефона.





Патент на изобретение


Выдан ученику(це) 8 класса ГБОУ _________________________________________________







Москва
2016



Рисунок 215