Статья Логико – математические игры и логическое мышление детей
Статья
«Логико – математические игры и логическое мышление детей»
Очень важно развивать логическое мышление ребёнка с самого детства. Умение логически мыслить включает в себя несколько компонентов, важнейшие из которых – способность к анализу и синтезу, сравнению и обобщению, классификации и систематизации. Развивать его можно, начиная с 2-3 лет – в этом возрасте ребенка учат пониманию простейших причинно-следственных связей. Ребенку, овладевшему приемами логического мышления, учеба будет даваться легко – решение задач, выполнение упражнений не потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Логико – математические игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, они активизируют психические процессы, вызывают у воспитанников живой интерес к процессу познания. В них дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения
Логико – математические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
Работа с плоскостными мозаиками, играми типа «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» учит детей соотносить плоскостное изображение с объемными формами. Дети в процессе игр комбинируют разные детали, получают более сложные изображения.
Дидактический материал палочки Кюизенера разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовке детей к школе, как одно из современных технологий обучения. Используя палочки, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности.
Игры, разработкой и производством которых занимается Вячеслав Вадимович Воскобович, совершенствуют память, воображение, восприятие, внимание, логическое и творческое мышление, речь. Игры систематизированы и на основе их создана технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3 – 7 лет, которая называется «Сказочные лабиринты игры».
Пособие логические блоки Дьенеша, разработанны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней логической пропедевтики и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными, как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования. А так же логические операции: "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие
С целью развития мышления детей рекомендуется использовать различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, недостающих в ряду фигур и т.д. Занимательные задачи способствуют развитию у детей умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такое занимательная задачка содержит в себе некоторый «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Детям очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения, а также способность создавать образ предмета по его словесному описанию.
Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая его логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его занятиями, учите – играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.
Автор: Галимова Г.И., воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС № 83 «Жемчужина»