Конспект внеурочного занятия по логике

Конспект внеурочного занятия по логике в 4 «А» классе.
Учитель Грохотова Л.Н.
Тема занятия: Развитие логического мышления и творческого воображения.
Цель занятия: Развитие логического мышления, памяти, внимания и творческого воображения.
Задачи занятия:
Образовательные:
- формировать общие способности искать и находить решения, необычные
способы достижения требуемого результата, подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающие:
-развивать творческие способности учащихся
- развивать мышление в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, делать выводы;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать систему нравственных межличностных отношений;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Тип занятия: игровое.
Технологии обучения: игровая, обучение в сотрудничестве, здоровье – сберегающая.
Методы и формы обучения:
Частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы и работы в группах.
Оборудование: М /проектор, интерактивная доска, компьютер, ручки, карандаши, маркеры, карточки с заданиями, таблицы, смайлики, стикеры,
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Ребята, возьмитесь за руки, улыбнулись. А теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье. Вот и солнце засияло. (Слайд №2)
- Садитесь, пожалуйста.
2.Определим тему занятия. (Слайд№3)
Наше занятие называется (логика)
- Как вы уже знаете логика - это наука о рассуждении или правильном мышлении.
- Тогда, чем мы будем заниматься на уроке? (рассуждать)
- А целью нашего занятия будет развитие
- Посмотрите на слайд, там подсказка (1 мышление, внимание, воображение, память) верно, логическое мышление. Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы.
-Как вы думаете для чего вам нужно развивать память, внимание, мышление и творческое воображение?
-А это важно? (да) Значит, будем развивать эти процессы? (да)
- А развиваем мы это с помощью различных упражнений.
Для нашего занятия мы разделимся на 3 команды. Устроим игру – соревнование! За правильно выполненное задание команда получает смайлик. Команда набравшая, больше смайликов – победила.

Но прежде чем приступить, к работе выполним упражнения, чтобы наш головной мозг лучше работал.
3.Мозговая гимнастика. (2 мин.)
1) «Качание головой» - (30 сек).
Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность.
Расслабьтесь, дышите глубоко, уроните голову на плечи. Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
2) «Ленивые восьмерки». (30 сек)
Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3) «Шапка для размышлений».
Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.
4) «Гимнастика для глаз».
Цель: Профилактика нарушения зрения.
«Плавно глазками моргаем,
А потом их закрываем.
Чтобы было больше силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять!
Глазки можно открывать».
- Молодцы ребята, мы активизировали работу головного мозга. Проверим, как он стал работать!
Слайд 4.
Блез Паскаль – французский математик, механик, физик, литератор и философ говорил: «Величие человека в его способности мыслить»

4. Работа по теме занятия.
1.Разминка. (слайды № 5 – 13)
-Внимание на слайд.
- Ребята, вам нужно быстро отвечать на вопросы всей командой.

-Разминка окончена, вы молодцы! Заслужили смайлики.

5.Логически – поисковые задания.
1) задание.
-Внимание на слайд (слайд № 14- нам предлагают докончить фразу. Команды по очереди читают фразеологизм и продолжают его. Если команда не справляется – ход переходит к другой команде. А что такое фразеологизм, думаю, вы знаете?!
Зарубить на . .. на постном масле
Заварить. Два сапога .
Держи шире . из глаз посыпались
. не обидит дело
Днём . на губах не обсохло
. по коже дерёт . гороховый

6.Следующее задание. Оно называется «Чёрный кот»
Звучит музыка. « Вынос чёрного ящика» игр «Что? где? Когда?»
-Вам нужно не заглядывая в черный пакет назвать предмет, и к этому существительному подобрать подходящие имена прилагательные. Ощупывать можно. (В чёрные пакеты положены мячи: футбольный, детский, теннисный)
Итак со слайда № 15
1.Что это?
2.по форме
3.по весу
4.по цвету
5.по материалу, из которого сделано
6.назначению
Учащиеся рассуждают и высказываю своё мнение.
7.Весёлая переменка. (слайд № 16) бережное отношение к своему здоровью, выполнение инструкций.
1. Одной рукой, погладьте живот круговыми движениями, а другой рукой в это же время погладьте себя по голове. А теперь поменяйте руки.
2. Упражнения на координацию движения.
Дотроньтесь левой рукой до правого уха, а правой рукой до кончика носа, а теперь поменяем руки - правой рукой до левого уха, левой рукой до кончика носа. (5-6 раз)
8.-Какие занимательные головоломки вы любите разгадывать?
- Кроссворды, шарады, загадки, ребусы, друдлы.
- Чтобы вы хотели сейчас поразгадывать?
- Друдлы
Вспомним что такое друдл?
1). Друдлы. Слайд (слайд №17)
Друдл – это черно-белые графические головоломки, которые имеют множество вариантов. Самый лучший ответ – тот, который мало кому придет в голову, но услышав его рисунок, кажется очевидным.

Основное правило – НИКАКИХ правил. (слайд №18)
Единственно правильного ответа нет!
Данный друдл может быть всем, что Вы ему припишите.
Самый лучший ответ тот, который мало кому придет в голову, но услышав его, рисунок кажется очевидны
Возьмём такой вот очень известный друдл: (слайд 19)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Как вы думаете, что изображено на этом рисунке?
м.


Думаете, шляпа? А вот и нет! Вспомните произведение Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц».
(Слайд 20)
Когда автору было 6 лет, увидел в книге «Правдивые истории», как огромная змея удав глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Его удивило, что удав проглатывает свою пищу целиком, а потом довольно долго лежит неподвижно, чтобы пища переварилась.
Мальчик долго думал, а потом нарисовал такой рисунок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мальчик решил показать свой рисунок взрослым и спросил, не страшно ли им. Взрослые удивились, как шляпа может быть страшной. Тогда мальчик нарисовал удава изнутри. Взрослые посоветовали ему больше не рисовать, а боле интересоваться географией, историей, арифметикой и т.д.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Так писатель сказал об этом: «Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника»
Антуан де Сент-Экзюпери

Друзья, отгадывать друдлы очень увлекательно. Предлагаю вам определить, что это? Дети работают 3-4 минуты в группых. Капитан зачитывает ответы.
По принятым ответам – смайлики.
(слайд 21)


Ответ (слайд 22)
Цветок на поляне
Бантик на коробке
Любопытный Карлсон залез в коробку, створки закрылись, пропеллер остался на поверхности и т.д.
( Слайд №23)

Ответ (слайд 24)
два жирафа стоят рядом
машины мчатся по пересекающимся мостам
берёзы наклонились
гепард положил лапу на лапу т.д.
(Слайд №25)



жаба
гамбургер
полянка и два куста, река
шляпка мухомора
пирожное и т.д.
Ответ ( слайд №26)
Раздаются смайлы по правильным ответам.

9. Веселая переменка. (слайд №27)
Упражнения для глаз.
1.Напиши свое имя носом.
2.Стрельба глазами. Посмотрите вправо, влево, как можно дальше, а теперь вверх, вниз. Повторяем 5-6 раз.



Как вы думаете, в чем основные направления использования друдлов в повседневной жизни?
для приятного время препровождения
для тестирования познавательных способностей человека
для развития творческих способностей, гибкости мышления и умения подойти к ситуации с разных сторон



10.- На наших занятиях мы с вами разгадываем загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, сканворды, и друдлы.
- Хотели бы вы еще пополнить свои знания по данному вопросу.
- Да
- Вам необходимо отгадать загадки и заполнить кроссворд.
-Чтобы раскрыть тайну и узнать название новой занимательной головоломки, предлагаю вам отгадать загадки и заполнить кроссворд. Слайд №28)
1.Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.( книга)
слайд 2)- по щелчку
-Обратите внимание, на экране будут появляться слова отгадки.
2.Крашенное коромысло над рекой повисло.
(радуга)-по щелчку
3. Пусты поля, мокнет земля,
    Дождь поливает,когда это бывает?(осень)
4.Серая птаха в лесу живёт, повсюду чудесным певцом слывёт. (соловей)
5.Не солнце, не огонь,а светит. (светлячок)
6.Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка,
Куст в комочках, будто ёж,
Вот и назван ( ежевика)
7. Два кольца, два конца, посредине гвоздик.( ножницы)
8. Днём спит, а ночью летает. ( сова)
Итак, получилось слово КРОССЕНС.
(Слайд № 29)
Слово "кроссенс" означает  "пересечение смыслов" и придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд",  которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
Это еще одно увлекательное занятие.
Давайте сейчас попробуем объединить
-Что значит пересечение смыслов?- Давайте рассмотрим на упрощённом варианте небольшой цепочки ассоциаций.
Коллективная работа. Находят между рядом стоящими картинками что-то общее.
(Слайд № 30)
Баба-Яга и курица (баба Яга живет в доме на курьих ногах)
(Слайд №31)
Страшило – эскимо (оба на палочке)
(Слайд №32)
Чипполино – Индеец (лук – растение и оружие)
Задание на дом.
-У вас под кроссвордом слова, дома в свободное от уроков время, возьмите эти карточки, вчитайтесь в слова, представьте предметы, которые они обозначают и подумайте, что может объединять эти предметы. А на следующем уроке, мы разберемся в вопросе: Что такое кроссенс? Поразгадываем кроссенсы и даже сами составим их.
Часы
Ежедневник
Компакт-диск
Собака
Ролики
Гитара
11.Решение кроссенса.
1-2 (часы – ежедневник): и то и другое помогает нам распоряжаться своим временем. 2-3 (ежедневник – компакт-диск): и то и другое выступает средством сохранения информации. 3-4 (компакт-диск – гитара): могут использоваться для воспроизведения музыки.
4-5 (гитара – ролики): помогают нам организовать свой досуг.
5-6 (ролики – собака): побуждают своих владельцев чаще бывать на улице.
1-6 (часы – собака): и то и другое может ходить.
2-5 (ежедневник – ролики): кто умеет планировать свои дела, у того найдется время и отдохнуть, покатавшись на роликах и т.д.
12. Итог занятия (рефлексия):
Кто помнит цель нашего занятия? Нужно ли вам продолжать развивать внимание, память, мышление?
- А теперь подведём итоги. Проверим наши результаты.
-Внимание на слайд (слайд № 33) Посмотрите, что здесь написано? (10 смайликов - Вы молодцы! 11 и более смайликов – Вы победители!)
- Давайте посчитаем ваши смайлики! Сколько их у вас? (дети считают)
- Что мы видим? Значит, вы все победили! Давайте поаплодируем друг другу! Молодцы! Всем спасибо за отличную работу на уроке.
- Урок у нас заканчивается.
13. За время урока выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
-Если урок прошел плодотворно, и вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды – яблоки.
-Если урок прошел хорошо, но вы ожидали большего – прикрепите цветы.
-Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зелёные листочки.

Использованная литература:


Холодова О.А. Методическое пособие «Юным умникам и умницам»
Информатика, логика, математика
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Занимательные задачи и головоломки для детей 7 - 12 лет»
Электронная версия журнала «Наука и жизнь» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6 советов для создания выдающихся идей. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Психологос. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Droodl играем в друдлы на iPad. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Антуан де Сент- Экзюпири «Маленький принц»
http://malenkiyprinc.narod.ru/princ.html










1.Зарубить на
2.Заварить
3. Держи шире.
4. не обидит.
5. Два сапога .
6. по коже дерёт.
7. на постном масле.
8. из глаз посыпались.
9. на губах не обсохло.














Рисунок 19Рисунок 1C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Downloads\D4.gif Заголовок 2Їђ Заголовок 315