Методическая разработка внеклассного занятия для 2 класса на тему: Рассказы Н. Носова о детях для детей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №11 г. Азова Ростовской бластиМетодическая разработка
внеклассного занятия для 2 класса
на тему: «Рассказы Н. Носова о детях для детей»
Составила учитель высшей категории
Бессчетнова Т. В.
Тема «Рассказы Н. Носова о детях для детей»
Цель: вызвать интерес к чтению книг; расширить знания детей о писателе Николае Носове и его произведениях; развивать читательские способности; совершенствовать диалогическое и монологическое говорение; воспитывать желание беречь и ценить дружбу.
Универсальные учебные действия:
Личностные: воспитание художественно-эстетического вкуса на основе чтения произведений художественной литературы; развитие умения сотрудничества со сверстниками; осмысливать поступки главного героя;
Регулятивные: осуществлять действия по заданию; овладение логическими действиями обобщения, построения рассуждения;
Познавательные: осознанно воспринимать содержание литературного произведения;Предварительная работа:
за 2 недели до занятия в Уголке чтения помещается задание: найти и прочитать рассказы Н. Носова.
Ход занятия.
1 Актуализация знаний
На доске: «Сочинять для детей – наилучшая работа» Н. Носов.
-Что бы вы сказали о человеке, который их произнес?
2 Слово учителя
Сегодня мы поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он — автор знаменитого Незнайки, а зовут его... (Ответы детей.) Правильно, Николай Николаевич Носов. (Слайд. Портрет писателя.)У Носова была большая голова, крупный нос, широкие плечи. Роста он был невысокого, имел тихий глуховатый голос. Николай Носов был молчаливым, замкнутым человеком. Но вы знаете, что он писал очень веселые, смешные рассказы, и с детства был большим выдумщиком и очень многим увлекался.
3 Выставка книг произведений Н. Носова из своих домашних книжек и книг из детской библиотеки.
Учитель: Рассмотрим выставку книг.
- Какие обложки? (красочные)
- Кто изображен на них? (дети)
- Что подсказывают названия? (В них приключения, фантазии, происшествия.)
-Для кого написаны эти книги? (Для маленьких читателей. Для школьников младшего возраста.) Выступление детей.
-Представить книгу.
-Перечислить наиболее понравившиеся и запомнившиеся рассказы по оглавлению.
4-Составить аннотацию к самому интересному, на твой взгляд, рассказу.
Самый интересный рассказ – это ________________________________
В какой книге он находится: _____________________________________
Действие рассказа происходит в ___________________________________
Главные герои: ____________________________________________________
Чем заняты герои:_________________________________________________
Возможны ли эти события в реальной жизни: _______________________
Твое отношение к героям:___________________________________________
Что ты взял бы для себя :___________________________________________
Что ты посоветовал бы героям:______________________________________
Составление рейтинга самых интересных рассказов.
5 Конкурс иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка».
-Показать свой рисунок, кратко пересказать, не указывая его названия.
6 Предварительный итог (обобщение)
-Что привлекает читателей в рассказах? (Необыкновенные приключения, выдуманные истории).
7 Проблемный вопрос
-Кто подсказывает сюжет рассказа автору?
Рассказ учителя о Н. Носове с показом презентации.
- Родился в Киеве, его папа был актером. Николаю очень нравились выступления отца.
- Когда Николай Носов был маленьким, он даже не мечтал стать писателем.
Он очень любил самые разные занятия. С друзьями прекрасно играл в шахматы и дрессировал собак. Пробовал играть на скрипке, представляя себя музыкантом. Но, оказалось, что это не так-то просто, и Коля забросил скрипку.
Читал много книг, играл в школьном театре и пел в детском школьном хоре.
Николай не боялся трудной работы. Когда потребовалось помочь семье, дробил щебень на бетонном заводе, работал на кирпичном заводе, косил траву для козы, торговал газетами, возил тяжелый бревна на станцию, обучал детей грамоте, и спокойно относился к работе за «кусок хлеба». Но — работая за кусок хлеба — он всегда мечтал найти свое призвание.
- Сначала Николай Носов хотел стать химиком, видел себя ученым в белом халате, делающим потрясающие открытия в области науки.
И даже сделал дома небольшую настоящую лабораторию, в которой проводил разные опыты и эксперименты. А потом он увлекся фотографией и решил учиться на фото и кинорежиссера. Он делал фильмы для взрослых.
- Писать рассказы Носов стал в 37 лет, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей — дошкольников. А через десять лет он был уже известным писателем и получил престижную государственную премию за свое творчество!
Он придумывал рассказы о тех смешных ситуациях, которые сам наблюдал в жизни. Например, однажды с его племянником случилась такая история. Мальчик гулял и увидел за овощной палаткой бочку с солеными огурцами. Он залез в нее, ухватил два огурца и довольный пришел к своей маме с этими огурцами. Что было дальше — Вы уже знаете из рассказа «Огурцы». В рассказе огурцы дети взяли чужие овощи не из бочки, а с чужого огорода, а всё остальное описано в нем так, как было в жизни.
- Первый рассказ Николая Носова, который он сочинил — это рассказ «Затейники». Его даже напечатали в известном журнале «Мурзилка».
Потом Николай Носов сочинил еще детские рассказы. И получилась детская книжка. Ее издали в детском издательстве. В нее вошли многие известные нам рассказы: «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.
- Сын Николая Носова рос, и вместе с этим появлялись новые рассказы для сына и даже повести. После того как Носов написал повесть «Витя Малеев в школе и дома» он решил, что сменит профессию и станет детским писателем. После этого он написал много детских книжек, в том числе и любимые всеми нами сказки про Незнайку.
7 Групповая литературная игра «Отгадать загадку. Назвать рассказ Н. Носова»
Поверну волшебный круг, И меня услышит друг. Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам — Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон. «Телефон».)На малину налетели, Поклевать ее хотели, Но увидели урода — И скорей из огорода! А урод стоит на палке, С бородою из мочалки. (Пугало. «Огородники».)На коровьем молоке Сварили мы ее в горшке. Она сытая, густая, Ох и вкусная какая! (Каша. «Мишкина каша».)Птичка-невеличка, Носик стальной, Хвостик льняной.(Иголка с ниткой. «Заплатка».)Не летает, не жужжит — Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль. «Автомобиль».)Вильнет хвостом туда-сюда — И нет ее, и нет следа. (Рыба. «Карасик».)С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, хвостик колечком.(Собака. «Дружок».)На грядке — длинный и зеленый, А в кадке — желтый и соленый. 8 «Какие это рассказы?» Соедини ( для проверки вынести на интерактивную доску).
живая каша
веселая задача
Мишкина семейка
бенгальские шляпа
Федина огни
Бобик Толи Клюквина
приключения в школе и дома
Витя Малеев в гостях у Барбоса
9 Кроссворд по рассказам.
По горизонтали: 3. Герой этого рассказа Федя Рыбкин насмешил весь класс. 5. Герой этого рассказа Бобка из-за порванных штанов научился сам пришивать пуговицы. 6. «Живая...». 7. «Федина...». 8. Как называется рассказ, герои которого, сидя на скамейке, соревновались «кто кого переврет»?
По вертикали: 1. Название этого рассказа произошло от названия предмета, который купили Мишка и его друг Коля. 2. Герои этого рассказа перепутали предмет, который они отковыряли от окон, с пряником, и из-за этого в кинотеатре на этот предмет сел незнакомый гражданин... 3. «Мишкина...». 4. Герой этого рассказа выстрелом из пистолета напугал старушку.
Ответы. По горизонтали: 3. Клякса. 5. Заплатка. 6. Шляпа. 7. Задача. 8. Фантазеры. По вертикали: 1. Телефон. 2. Замазка. 3. Каша. 4. Пистолет.
10. Инсценировка рассказов Н. Носова
Учитель: Для вас сюрприз. Ребята приготовили инсценировки.
Задание: Посмотреть инсценировку. Назвать рассказ.
Вопросы:
Что автору нравится в его героях? Что он хотел бы посоветовать им?
Первая сценка «Фантазёры».
Мишка и Стасик на лавочке.
-Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
-Девяносто пять. А тебе?
-А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
-А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленьким, а теперь опять скоро буду большой.
-А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.
-У! А я мог море переплыть!
-Подумаешь- море! Я океан переплывал!
-А я раньше летать умел!
-А ну, полети!
-А я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она цап за голову - и откусила.
-Врешь!
-Нет, правда!
-Почему же ты не умер?
-А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
-Без головы?
-Конечно, без головы! Зачем мне голова?
-Как же ты шёл без головы?
-Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя!
-Почему же ты теперь с головой?
-Другая выросла.
-« Ловко придумал»,- позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
-Ну, это что!- сказал он.- Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
-Вот так соврал!
-Вовсе нет.
-Почему же ты теперь живой?
-Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика.
-Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…
-Знаю, знаю!- закричал Стасик. Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
Вторая сценка «Огурцы».
-Мама, я тебе огурцов принёс!
-Где ты их взял?
-На огороде.
-На каком огороде?
- Там, у реки, на «колхозном».
- Кто же тебе позволил?
- Никто, я сам нарвал.
- Значит украл.
- Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну и я взял…
(вынимает огурцы из карманов)
- Постой, постой! Не выгружай!
- Почему?
- Сейчас же неси их обратно!
- Куда же я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они уже теперь расти не будут.
- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
- Ну, я их выброшу.
- Нет, не выбросишь. Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
- Вот видишь, что делаете! А если бы он вас поймал?
- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
- Ну, как тебе не стыдно! Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Котька плакал и кричал:
- Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня!
- И пусть убьет! Пусть у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор!
- Ну, пойдем со мной мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
- А брать не боялся?
Мама дала Котьке в руки два огурца, и вывела его за дверь.
- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
Третья сценка «Приключения Незнайки и его друзей».
- Эй, Тюбик! Можно войти?
- Рад видеть тебя. Заходи.
- Слушай, Тюбик, я к тебе по делу!
- По делу?
- Я, Тюбик читаю очень плохо. А Ты коротышка творческий. Придумай, как бы поскорее научиться.
- Ты правильно сразу ко мне пришел. Я ведь не только рисую: я еще и думаю!
Вот, например, как научить читать, я тоже думал. И знаешь, что придумал?
- Откуда же я знаю, что твоя голова придумывает?
- Да! Две головы хорошо, а моя одна лучше…
Придумал я все слова учить с рисунками.
( он нарисовал оранжевое солнце с лучиками и подписал «солнце»)
- Читай!
- А чего тут читать. Солнце – оно и есть солнце.
- Правильно.
(Нарисовал дом, а снизу подписал «домик»)
- Дом.
- Неверно. Не «дом» а «домик»! Понял?
- Понял!
(Нарисовал собаку и подписал «Булька»)
- Собака!
- Нет, какой-то ты глуповатый. Не собака, а Булька.
- Я туповатый?! Это метод у тебя какой-то туповатый. Рисуешь одно, а пишешь совсем другое, как тут выучишься? Пойду в другое место учиться!
- ну и иди в другое место, коль мой метод тебе не подходит.
- Ну и пойду!
10 Итог. Что ценит в людях Н. Носов? Что осуждает? (Проверка по Слайду)
Распределить слова по группам.
11 Твое читательское мнение о творчестве Н. Носова.
Я в восторге, читал и не мог оторваться.
Мне понравилось, я посоветую прочитать друзьям.
Читать было интересно, но понравится не всем.
Мне не очень понравилось.
Мне не понравилось, не советую читать.
Литература
- Жизнь и творчество Николая Носова. М.: Детская литература, 1985. — 304 с. В книге даны отзывы на произведения Н. Носова известных писателей: Ю. Олеша, В. Катаев, Л. Кассиль, А. Алексин. А также статьи о Николае Носове, обзоры. И статья Николая Носова «О себе и своей работе», его письма к читателям и письма читателей.
- Носов Н.Н. Тайна на дне колодца : автобиографическая повесть – М. : Дет. лит., 1978. – 303 с.
- Носов Н.Н. Русский писатель (23.11.1908 – 06.07.1976) // Писатели нашего детства. 100 имен : биогр. словарь в 3 ч. – М. : Либерия, 1998. – Ч. 1. – С. 269-273.
- Гришкова, И.М. Весёлая семейка Николая Носова: к 100-летию со дня рождения писателя / И.М. Гришакова // Пачатковая школа. — 2008. — № 8. — С. 66-70.