Урок по русскому языку для 9 класса по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
ФИО (полностью) Исаева Вера Алексеевна
Место работы МБОУ СОШ №4 г. Гусь-Хрустальный Владимирской области
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский язык
Класс 9
Тема и номер урока в теме Тема: «Сложные предложения с различными видами связи», урок № 2
Базовый учебник Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразвательных учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред.Н.М.Шанский. – М: Просвещение. – 2012.
Цель урока: создать условия для формирования всех предметных компетенций учащихся (коммуникативной, лингвистической и культуроведческой) через работу с текстом и электронным учебным модулем.
Задачи:
- обучающие: 1) способствовать совершенствованию аналитических навыков учащихся при работе со сложными синтаксическими конструкциями;
2) организовать работу по развитию умения строить высказывание на лингвистическую тему, выполняя синтаксический анализ многочленных сложных предложений с различными видами связи;
-развивающие: содействовать развитию способности определять цель предстоящей учебной деятельности; умения выступать перед аудиторией сверстников, анализировать языковые факты, давать аргументированную оценку ответам других учащихся;
-воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к отечественной культуре, в том числе музыкальной, через работу с текстом.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, персональные компьютеры для учащихся (в рамках компьютерного класса), проекционное оборудование, экран, модем, колонки (или наушники), ЕК ЦОР, ФЦИОР.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название
используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность
учителя
(с указанием действий с ЭОР) Деятельность
ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1 Организационный момент.
Мотивация учащихся к учебной деятельности. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
Мотивирует учащихся к работе по данной теме:
предлагает учащимся прочитать на доске тему урока и сформулировать задачи своей деятельности.
Обобщает ответы учащихся. Приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих, оформляют первичные записи в тетради (дата, классная работа)
Знакомятся с темой урока, формулируют задачи своей учебной деятельности.
4
2 Проверка домашнего задания ФЦИОР 28784
ЭУМ И-типа №1
сцена 3 (определения 1, 2, 3, 4; таблица) Организует проверку домашнего задания.
При необходимости выводит на экран ЭУМ И-типа №1
сцена 3 (определения 1, 2, 3, 4; таблица).
Обобщает высказывания учащихся. Один ученик рассказывает о видах связи в многочленных сложных предложениях (при необходимости опираясь на таблицу «Виды сложных предложений» ЭУМ И-типа №1 сцена 3), приводя примеры из домашнего упражнения.
Учащиеся рецензируют ответ. 5
3 Пунктуационный практикум ФЦИОР 28784
ЭУМ И-типа №1
сцена 3 (таблица) Выводит на экран ЭУМ И-типа №1
сцена 3 (таблица) Предлагает составить предложения по схемам, данным в таблице, по теме «Музыка в моей жизни» для пунктуационного анализа.
Направляет ход рассуждений учащихся.
Составляют и анализируют предложения в тетради, повторяя знаки препинания при сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи.
Выступление 1-2 учеников по итогам работы. 4
4 Освоение нового материала ФЦИОР 28784
ЭУМ И-типа №1
сцена 1, 2, 3 1) Предлагает решить пунктуационную задачу, выводит на экран ЭУМ И-типа «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи» (сцена 1, 2)
Корректирует деятельность учащихся.
2) Предлагает учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника §38 и ответить на вопрос: «Какой материал по данной теме является для вас новым?»
Корректирует ответы учащихся. 1) Записывают предложение, выделяют грамматические основы, указывают средства связи частей предложения, выявляют смысловые отношения между частями, расставляют знаки препинания; затем вместе работают с интерактивной схемой: проверяют ответ. Формулируют самостоятельно правило постановки знаков препинания в многочленных предложениях.
Проверяют правильность формулировки по ЭУМ №1 сцена 3 (правило)
2) Учащиеся самостоятельно знакомятся с теоретическим материалом §38 и отвечают на поставленный вопрос. Формулируют правило постановки запятой в многочленном предложении при стоящих рядом союзах. 8
5 Физкультминутка Проводит гимнастику для глаз Выполняют гимнастику для глаз 1
6 Закрепление нового материала ФЦИОР 28783
ЭУМ К-типа №3 (сцена 1, 2, 3)
ЕК ЦОР "Романс" фа-минор из соч. 5 (N 22417) №4 (1 мин.50 сек.) 1)Организует самостоятельную работу учащихся с помощью ЭУМ К-типа №3 (сцена 1, 2, 3).
Контролирует результаты работы.
2)Организует работу учащихся с текстом упр. 217
Включает в качестве музыкального сопровождения «Романс» фа-минор из соч.5 П.И. Чайковского (во время чтения текста - 1 мин.50 сек.)
Корректирует деятельность учащихся,
1)Учащиеся (в парах: сильный – слабый ученик) самостоятельно работают за персональными компьютерами: выполняют задания ЭУМ К-типа №3 (сцена 1, 2, 3) – расставить знаки препинания, выбрать правила, соответствующие данному примеру.
Сильный ученик в паре выступает в роли консультанта, направляя деятельность слабоуспевающего ученика.
2)Вдумчиво читают текст упр. 217, определяют его основную мысль. Делят текст на абзацы, обосновывая свой выбор. (Устный ответ 1-2 учеников.) Находят и выписывают многочленное сложное предложение с разными видами связи, объясняют графически постановку 10
направляет ход рассуждений с помощью учебных вопросов запятых. (Один ученик выполняет пунктуационный анализ данного предложения у доски).
Взаимопроверка. 7 Контроль усвоения материала ФЦИОР 28783
ЭУМ К-типа №3 (сцена 4, 5) Организует контроль усвоения материала с помощью ЭУМ К-типа №3 (сцена 4,5).
Проверяет результаты.
Выполняют контрольные задания ЭУМ К-типа №3 (сцена 4,5)
Самоанализ результатов. 4
8 Рефлексия. Подведение итогов. При помощи вопросов направляет учащихся к самооценке их достижений на данном уроке.
Выслушав высказывания учащихся, подводит общий итог урока. Анализируют результаты проделанной работы, дают самооценку учебной деятельности. 2
9 Домашнее задание. ФЦИОР 28832
ЭУМ П-типа №2 (определение 1, правило 2, сцены 1-4)
Дает комментарий к выполнению домашнего задания (по выбору):
1) работа с ЭУМ П-типа №2 (определение 1, правило 2, сцены 1-4);
2)написать мини- сочинение «Музыка П.И.Чайковского в современном мире» с использованием сложных предложений с различными видами связи. (Обращает внимание, что для выполнения задания можно вспомнить фрагменты музыкальных произведений композитора, рассмотренные в ходе уроков литературы) Записывают и осмысляют домашнее задание, при необходимости задают вопросы, помогающие устранить трудности в выполнении задания. 2
Приложение к плану-конспекту урока «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма
предъявления информации
(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 ФЦИОР 28784
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связиЭУМ И-типа
Локальный автономный.
Электронный учебный модуль информационного типа.
Интерактивный. Интерактивный текст, учебный текст, иллюстративная таблица http://fcior.edu.ru/card/28784/znaki-prepinaniya-v-slozhnom-predlozhenii-s-raznymi-vidami-svyazi.html2 ФЦИОР 28832
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связиЭУМ П-типа Локальный автономный.
Электронный учебный модуль практического типа.
Интерактивный. Интерактивный текст, учебный текст. http://fcior.edu.ru/card/28832/znaki-prepinaniya-v-slozhnom-predlozhenii-s-raznymi-vidami-svyazi.html3 ФЦИОР 28783
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связиЭУМ К-типа
Локальный автономный.
Электронный учебный модуль контрольного типа.
Интерактивный. Интерактивный текст http://fcior.edu.ru/card/28783/znaki-prepinaniya-v-slozhnom-predlozhenii-s-raznymi-vidami-svyazi.html4 ЕК ЦОР
"Романс" фа-минориз соч. 5 (N 22417)Локальный автономный.
Аудиоресурс. Аудиофрагмент http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8b6d1568-0dbf-48bc-e12e-f6ae9c488bd0/?