Фрагмент изучения нового по теме Словообразовательная синонимия и омонимия


Изучение суффиксов-синонимов и суффиксов-омонимов
Фрагмент изучения нового
Этапы, время,
Вид работы Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг. момент Здравствуйте ребята, садитесь Изучение нового.
Предъявление – восприятие
1минута
Осознание
5 минут
Предъявление-восприятие 1 минута
Осознание
5 минут
Запоминание+ воспроизведение
1 минута На слайде 1 представлены слова в два столбика:
учительвоспитатель
строитель
спасатель
распылитель
разрыхлитель
двигатель
проигрыватель
Ребята, прочитайте слова. Скажите, что общего и что различного в словах первого и второго столбиков?
Чтобы доказать, сформулируйте ЛЗ слов, способ образования.
Давайте запишем этот пример, остальные слова разберем устно.
Какое явление из лексики вам напоминает данное? Обоснуйте свой ответ.
Спасибо. Теперь рассмотрим другой пример.
На слайде 2 представлены слова в два столбика:1) учительвоспитательстроительспасатель
2)грузчиклетчикпереводчикразносчик
Ребята, прочитайте слова. Скажите, что общего и что различного в словах первого и второго столбиков?
Чтобы доказать, сформулируйте ЛЗ слов, способ образования.
Давайте запишем этот пример, остальные слова разберем устно.
Какое явление из лексики вам напоминает данное? Обоснуйте свой ответ.
Сформулируйте самостоятельно определение синонимичных и омонимичных суффиксов. Пожалуйста, Оля. Ребята, внимательно послушайте Олю.
В чем согласны с Олей?
Суффиксы в словах 1го и 2о столбиков суффиксы по написанию одинаковые «тель», а по значению разные: «лицо по роду деятельности» и «неодушевленный предмет (орудие, машина, устройство, приспособление),
Учитель- тот, кто учить. Образовано от слова учить с помощью суффикса -тель.
Записывают в тетради.
Это явление напоминает явление лексической омонимии. При лексической омонимии слова по звучанию и написанию одинаковые, но совершенно разные по значению. В данном случае такая же ситуация, но не в отношении слов, а в отношении морфем, а именно суффиксов.
Суффиксы в словах 1го и 2го столбиков по написанию разные, а по значению одинаковые: «лицо по роду деятельности»
Грузчик- тот, кто грузит, образовано от слова грузить с помощью суффикса –чик.
Записывают пример в тетрадь
Явление лексической синонимии. При лексической синонимии слова различны по написанию, но тождественны или близки по значению. В данном случае мы наблюдаем такое явление в отношении суффиксов.
Один ученик проговаривает определения вслух, остальные слушают.
Синонимичные суффиксы- это такие суффиксы, которые по значению тождественны или близки, но разные по написанию.
Омонимичные суффиксы- это такие суффиксы, которые по написанию и звучанию одинаковые, но совершенно разные по своему значению.
Первичное закрепление+ элемент нового знания
Выборочный диктант «третий лишний»
4 минуты
Фронтальная проверка
7 минут Ребята, давайте теперь выполним упражнение, с помощью которого закрепим наши знания об омонимичных и синонимичных суффиксах.
Я продиктую вам ряды слов, из которых вы должны выписать только те слова, которые считаете лишними в ряду. Слова записывайте в строчку, первое с большой буквы, остальные через запятую.
Учитель диктует ряды слов:
1.Преподаватель, выпрямитель, нагреватель.
2. борец, новосибирец, исландец.
3.Грибник, градусник, угольник.
4.Диванчик, коридорчик, докладчик.
5.Сибиряк, пермяк, рыбак.
6.Словарь, букварь, пахарь.
Какие слова выписали?
(На слайде 3 выведены эти слова после ответов учеников). Сформулируйте значения данных слов. Назовите суффиксы (учитель выделяет суффиксы на слайде под диктовку учеников) Как мы можем назвать такие суффиксы?
Хорошо. Ребята, скажите, а какие оттенки значений нам встречаются в словах из нашего упражнения. (Сравните: учитель и грибник)
Дополните этот ряд своими примерами слов со значением «профессии» и «любимого занятия». Называйте:
1) слово 2) слово, от которого оно образовано 3) суффикс
(Фронтальный устный опрос)
Какие выводы мы можем сделать о суффиксах со значением «лицо по роду деятельности»? (Какие еще значения могут приобретать эти суффиксы?)
Записывают слова в тетради
Преподаватель, борец, грибник, докладчик, рыбак, пахарь.
Все слова имеют значение «лицо по роду деятельности». Суффиксы: -тель,
-ец, -ник, -чик, -к-,
-ак, -арь.
Мы можем назвать эти суффиксы синонимичными, так как по написанию они различны, но близки по значению.
профессия и любимое занятие.
Например, учитель- профессия, грибник- любимое занятие.
Гитарист, упаковщик, хоккеист, писатель, машинист, уборщик, мясник…
Суффиксы со значением «лицо по роду деятельности» могут приобретать и другие значения. Например, учиТЕЛЬ и нагреваТЕЛЬ: «профессия» и «предмет, устройство для…»;
грибНИК и модНИК- лицо по роду занятий (любимое занятие) и характеристика лица.